"Думали, что в Донбасс, а оказалось — в Сирию"
Сообщения о том, что Россия в срочном порядке перебрасывает вооружение и войска в Сирию, появились еще на прошлой неделе. Тогда министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что в российских самолетах действительно находится «продукция военного назначения». Как пишет «Газета. Ru», военнослужащий Алексей Н. из воинской части Восточного военного округа о глобальных планах российского руководства на Ближнем Востоке узнал постфактум, когда приехал в Новороссийск, откуда, как оказалось, и идет переброска морем вооружения и войск. Когда Алексей понял, что его с товарищами из сводной роты со дня на день отправят в Сирию, то встретился с журналистами и заявил: «Мы не хотим ехать в Сирию, мы не хотим там погибнуть». «Мы» — это четверо контрактников из сводной роты в 20 человек, которую в срочном порядке командировали в Новороссийск.
По словам Алексея, когда военнослужащие подъезжали к Ростову, то думали, что их отправляют в Донбасс. Но Ростов в итоге проехали и контрактники вздохнули спокойно. А потом вспомнили про сирийский конфликт. «Думали, что в Донбасс, а оказалось — в Сирию», — невесело говорит он.
«До сих пор командование открыто не говорило, куда мы конкретно едем. В составе нашего полка есть множество рот, и, как нам сказали, собрали 20 лучших бойцов. Но почти все негодуют и не готовы ехать в Сирию, остальные двое-трое в силу молодости и доверчивости просто думали, что командование не отошлет нас туда, а мы поедем в Крым или в Осетию».
В Новороссийске сводное подразделение разместили в батальоне на окраине города, затем роту перебазировали в расположение одной из частей ВДВ. Отправка задерживалась, командование говорило о большой загрузке порта Новороссийска. В Сирию уже якобы отправили людей с бэтээрами из военной части Буйнакска, рассказали российским журналистам в порту. Среди ожидающих отправки ходили слухи о готовящейся через полгода ротации служащих в этой ближневосточной стране.
«С техники снимали регистрационные номера. Рассказывали про укрепление авиабазы в Сирии, — сообщил еще один контрактник. — Один человек на разгрузке в порту сказал, что наши ведут кампанию там уже четыре месяца».
По словам Алексея, 16 сентября в часть прибыл представитель Генштаба — без знаков отличия и в гражданской одежде. Он объяснил личному составу, что приказ о командировке за границу секретный. Генштабист подтвердил, что роту отправляют в сирийский город Латакия 17 сентября, но план командировки не уточнил.
Узнав, что их отправляют в Сирию, военные решили официально отказаться от командировки, однако в местной военной прокуратуре, по их словам, заявления не приняли. Отправку судна с десантниками отложили. А на этой неделе стало известно о том, что в часть, где служат «отказники», прибыли сотрудники ФСБ. Военнослужащим, которые отказались ехать в Сирию, пригрозили тюрьмой за «измену Родине».
Впрочем, десантники считают таковой не Сирию, а Россию и обратились за помощью к адвокатам. Не исключено, что юристы смогут добиться того, что контрактников будут судить не за предательство, а за дезертирство. Как это было в случае с профессиональными военными из Майкопа, которые летом нынешнего года отказались ехать воевать в Украине в качестве «добровольцев». Сейчас их судят. Контрактникам из Майкопа грозит до десяти лет за дезертирство…
«Все это похоже на то, как отправляли „отпускников“ в Донбасс, но мне жизнь сына дороже всяких их компенсаций или льгот вроде военной ипотеки», — сказала журналистам мать российского военнослужащего, которого командируют в Сирию. А еще одна женщина возмущалась: «Почему людей гонят туда, как скот на убой? У нас же не война… Разве люди у нас не главная ценность? Лишь бы кого послать. Неужели ничего нельзя сделать? Пусть сам Шойгу едет».
Свою версию ответа на вопрос матери, зачем российских солдат гонят в Сирию, изложил политический обозреватель издания New York Post Амир Тахери. Он считает, что Кремль реализует в Сирии крымский сценарий, результатом которого может быть если не аннексия, то по меньшей мере оккупация части территории страны. «Что, если в Сирии происходит не просто „повышение военной активности“ россиян, а нечто большее? Что, если Москва готовится устроить Сирии „путинскую терапию“? Сейчас Россия намерена уже не просто поддерживать Башара Асада, она хочет контролировать страну», — пишет обозреватель New York Post. По мнению Тахери, действия России не выбиваются из привычной канвы и вполне предсказуемы, поскольку они прошли «тест на успешность» еще в Грузии в 2008 году.
За несколько лет оккупации грузинской территории в Осетии Владимир Путин получил контроль над ключевыми проходами в Чечню и на Северный Кавказ, в Абхазии — расширил российское военное присутствие на Черном море, в Крыму — сохранил и усилил крупную базу российского ВМФ, а в Донбассе «получил в свое распоряжение политический пистолет, который направил на власть в Киеве».
По мнению Тахери, следующим пунктом в этой «программе Кремля» будет именно сирийское побережье — с военными базами РФ в Тартусе и Латакии в качестве плацдарма для оккупации. «Если не остановить Путина сейчас, его действия не ограничатся Сирией. Следующие кандидаты — Молдова и Латвия, поскольку в обеих этих странах проживает большая русскоязычная община, которая „позовет Путина“ на помощь», — пишет обозреватель New York Post.
2704Читайте нас в Facebook