Андрей пышный: «новый бюджетный кодекс не имеет ничего общего с желанием предоставить регионам финансовую самостоятельность»
На прошлой неделе политики и эксперты ломали копья вокруг заветированного Президентом нового варианта Бюджетного кодекса Украины, принятие которого инициировал Кабмин. Заместитель председателя совета Всеукраинской общественной организации «Фронт перемен» Андрей Пышный действия главы государства объяснил так: «Изменения в Бюджетный кодекс внесены не с целью проведения глубинных системных реформ, а чтобы сосредоточить в руках главы правительства беспрецедентный административный ресурс».
- Андрей Григорьевич, разве реформа бюджетных отношений еще не назрела?
- Конечно, она актуальна, и уже давно. Но изменения в Бюджетный кодекс, которые предлагают БЮТ и Партия регионов, существующих проблем не решают, а только усугубляют. Более того, предлагаемые изменения не отвечают на главный вопрос: как максимально наполнить бюджет Украины? По сути, это очередной виртуальный проект с целью попиариться перед выборами, повесить морковку перед главами местных советов, чтобы они понимали, за кого голосовать. Предложенные изменения переворачивают с ног на голову весь бюджетный процесс. Изменения назрели, но без проведения реформы местного самоуправления инициативы Кабмина превратят новый Бюджетный кодекс в новый бюджетный хаос.
- Одним из преимуществ нового Бюджетного кодекса его авторы называют увеличение поступлений от налогов на местный уровень. Как вы оцениваете эту норму?
- Да, в Бюджетном кодексе, на первый взгляд, такая норма закреплена. Но вместе с тем в документе зафиксировано и фактическое лишение местных советов права распоряжаться этими деньгами, потому что все поступления от местных налогов направляются в центр, в Госказначейство. И только после этого правительство будет их распределять, то есть решать, кому из местных советов вернуть часть собранных ими же налогов, сколько вернуть и вернуть ли вообще. Что это, как не стремление поставить местные власти в рабскую зависимость от Кабмина?
В прежнем Бюджетном кодексе закреплена норма, по которой 20-30 процентов налогов, собираемых на местном уровне, региональные советы, которые хорошо знают потребности людей, распределяют самостоятельно. Каждый день они используют эти деньги на неотложные нужды местной общины. Теперь у местных советов отбирают это право! Нетрудно предположить, что деньги в необходимом объеме получат только те сельсоветы и муниципалитеты, которые будут поддерживать инициативы Кабмина.
- Насколько я понимаю, авторы новой редакции Бюджетного кодекса предлагают убрать посредников между Министерством финансов и местными советами, тем самым расширив полномочия последних. Разве это неправильно?
- Никаких полномочий местные советы не получают. Авторы изменений в Бюджетный кодекс предлагают полностью уничтожить действующую систему бюджетных взаимоотношений между центром и регионами и построить новую схему: формирование бюджетов всех местных органов непосредственно правительством. Если раньше средства выделялись из центра в область, которая перераспределяла их по районам, то теперь 12,5 тысячи представителей областных, районных и сельских советов будут занимать живую очередь в Министерство финансов, чтобы сначала утвердить местный бюджет, затем — получить финансирование и в конце концов отчитаться за его выполнение. Можно себе представить, сколько времени понадобится на утверждение всех этих бюджетов, если даже сейчас, когда Кабмин имеет дело только с 700 представителями местных властей, задержка согласования составляет три-четыре месяца, а то и полгода.
Кроме того, увеличение количества рассматриваемых бюджетных планов более чем в 17 раз требует пропорционального расширения чиновничьего аппарата, то есть дополнительных расходов на персонал. Необходимость таких издержек можно было бы понять, если бы их результатом стал рост денежных поступлений в бюджет страны. Но от того, где будет формироваться бюджет, денег у государства все равно не прибавится. Есть тарелка с бюджетом, и только эти средства страна может расходовать. Количество денег в тарелке не зависит от того, сколько ложек из нее будут черпать — семьсот или 12 тысяч.
- В новом Бюджетном кодексе заложена норма, позволяющая оставлять в местных бюджетах 10 процентов подоходного налога. Это вполне реальные дополнительные средства на развитие сел и городов?
- Это только на первый взгляд у местных властей появится достаточно ресурсов для развития. Но что делать депрессивным регионам, практически не имеющим поступлений от подоходного налога? Эта норма увеличит пропасть между бедными и богатыми регионами.
Вообще-то, сегодня местные и государственный бюджеты недовыполнены приблизительно на 25 процентов. Правда, весьма оригинальная система статистики позволяет Кабмину показывать выполнение бюджета. Так что 10 процентов положение не спасут. Лучше бы местным бюджетам оставляли те 75 процентов, которые они сегодня реально получают.
- Как вы думаете, будет ли принят новый Бюджетный кодекс?
- В сентябре депутаты попытаются преодолеть вето Президента на изменения в Бюджетный кодекс, который не имеет ничего общего с оздоровлением экономики и желанием предоставить регионам финансовую самостоятельность. Просто этот документ является удобной темой для обсуждения и пиара во время визитов правительственных чиновников в регионы. Я надеюсь, что к началу очередной парламентской сессии депутаты это поймут и здравый смысл восторжествует.
226Читайте нас в Facebook