ПОИСК
Происшествия

В благодарность за помощь в создании ракеты китайцы подарили нашему конструктору николаю шнякину уникальный по размерам корень женьшеня

0:00 29 июля 2009
В благодарность за помощь в создании ракеты китайцы подарили нашему конструктору николаю шнякину уникальный по размерам корень женьшеня
Об этом и других интересных фактах в истории космонавтики рассказано в книге Владимира Платонова «Южное созвездие», которая вышла при поддержке благотворительной организации «Президентский фонд Леонида Кучмы «Украина»

Владимир Платонов стал ракетчиком в 18 лет — в далеком 1957 году, когда его, солдата-новобранца, направили служить на космодром Байконур (тогда он назывался ракетный полигон Тюратан). После увольнения в запас работал на «почтовых ящиках» (засекреченных предприятиях), а с 1985 по 1995 годы возглавлял пресс-службу знаменитого завода «Южмаш». Написал 15 книг, сотни статей, участвовал в создании документальных фильмов и телепередач, посвященных космонавтике. Платонов знает космическую отрасль изнутри, поэтому его работы насыщены массой интереснейших подробностей, малоизвестных, а то и вовсе впервые публикуемых фактов. А новый двухтомник автора «Южное созвездие» — это еще и богатейший фотоальбом: в нем более 1200 снимков, многие публикуются впервые. В этой книге рассказано о выдающихся конструкторах космической техники. Кстати, большинство из них родились и выросли в Украине либо проработали здесь многие годы: Кондратюк, Королев, Янгель, Глушко, Макаров, Челомей, Решетнев, Уткин…

- К сожалению, не все они широко известны, ведь их имена в советские годы хранились в секрете, — говорит историк космонавтики Владимир Платонов.  — А некоторых, как, например, Михаила Тихонравова, незаслуженно обошли вниманием. Он по собственной инициативе занялся созданием искусственного спутника Земли. Руководство страны поначалу прохладно относилось к его плану запустить на орбиту спутник. Но США заявили в 1955 году, что готовят подобный проект. И вот тогда Тихонравову дали зеленый свет, и в октябре 1957 года спутник запустили. Секретным постановлением правительства нескольким причастным к этому событию специалистам присвоили звание Героя Социалистического Труда. В список награжденных включили даже старшего мастера сборочного цеха, что, конечно же, отрадно, а ключевую фигуру создателя спутника в постановление не внесли! Причина тому нелепая — Тихонравов проработал в ОКБ Королева меньше года и не был заместителем главного конструктора.

Одна из глав моей книги посвящена малоизвестной странице в истории отечественной космонавтики — ракетно-ядерному сотрудничеству с Китаем в годы, когда лидером СССР был Никита Хрущев. В КНР тогда работали десятки специалистов из Днепропетровска.

Нужно сказать, что сердцем любой ракеты является двигатель. Николая Шнякина, ближайшего соратника Валентина Глушко, направили в Китай как раз для того, чтобы создать это «сердце». Сын Николая Сергеевича, Владимир, рассказал мне, что в архиве его отца сохранились грамоты с благодарностью от правительства КНР. Однажды к Николаю Шнякину приехала китайская делегация, передала ему 20 ампул тонизирующего желе и уникальный по размеру корень женьшеня. Китайцы называли Шнякина учителем.

РЕКЛАМА

В главе «Пальма для президента» я подробно описываю визит на космодром Байконур в 1966 году лидера Франции легендарного генерала Шарля де Голля. Событие по тем временам из ряда фантастики: руководитель одной из ведущих стран Запада приезжает на сверхсекретный объект! На глазах де Голля провели несколько пусков ракет. Но не менее интересна предшествовавшая визиту подготовка. Советское руководство опасалось не столько утечки информации (де Голль ведь не разведчик), сколько того, что он заметит убожество обстановки, в которой живут ракетчики. Все чистили, мыли, укладывали новый асфальт. Выкрасили балконы. Даже поменяли название города ракетчиков — был Ленинск, а стал Звездоград. Две недели солдаты убирали мусор с околиц 50-километровой железнодорожной ветки, по которой затем проехал президент. Генеральную репетицию приема гостя провел командующий Ракетными войсками стратегического назначения маршал Советского Союза Николай Крылов. Он исполнял роль де Голля, офицеры — роли Брежнева, Косыгина, Подгорного и других высокопоставленных руководителей. Когда Крылов зашел в столовую отведать второй завтрак, повар вынес жареного поросенка и гречневую кашу. Причем получилось так, что он уронил угощение, каша рассыпалась по полу, разбилось единственное в Ленинске фарфоровое блюдо. Крылов сохранил хладнокровие, а выходя на улицу, хитро улыбнулся и спросил: «Вы знаете, что такое второй завтрак? Это когда француз берет кусочек хлеба размером с нашу пятикопеечную монету и кладет на него лапку лягушонка. А вы целого поросенка приготовили». В домике маршала, отведенном для президента, заменили паркет, лестницы отделали мрамором и гранитом, завезли новую мебель. Из двух кроватей мастера-краснодеревщики сделали одну. Хотя де Голль был очень высоким, кровать получилась длинноватой даже для него.

Знаете, порой было непросто собирать материалы для книги. Да и сложно написать так, чтобы было интересно широкому кругу читателей, но самое тяжелое — издать. К слову, благотворительная организация «Президентский фонд Леонида Кучмы «Украина» помогла выпустить в свет и мою предыдущую работу, посвященную Александру Макарову, четверть века возглавлявшему «Южмаш».

РЕКЛАМА

511

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров