«колокола для очень редкого и дорогого музыкального инструмента — карильона — мы заказали на одной из старейших фирм голландии, клиентом которой был еще петр i»
- Один знакомый спросил у меня, окупятся ли затраты, которые мы со старшим братом Сергеем вкладываем в создание карильона, — говорит Леонид Ботвинко. — Я ответил так: когда вы умрете, дети разделят нажитое вами имущество и дважды в год — в поминальные дни и в день вашего рождения — будут приходить на могилу. Все. После нас с братом останется музыкальный инструмент, звуки в котором издают колокола. Подобных в мире лишь пятнадцать, а в Украине это пока единственный передвижной карильон.
«Выражение «малиновый звон» появилось после того, как Петр I услышал игру карильона в бельгийском городе Малин»
Увлечение братьев Сергея и Леонида Ботвинко карильонами началось в середине 1990-х, когда отстраивался один из первых христианских храмов Украины — Михайловский Златоверхий собор в Киеве.
- Мы с братом инженеры, много лет проработали на авиазаводе, — рассказывает Сергей Ботвинко. — Видимо, поэтому нам и предложили взяться за создание карильона для собора. Начали с того, что с линейками в руках стали изучать фотографии карильонов, замеряя размеры деталей. Когда наш инструмент был готов, показали его специалисту из Бельгии. Он нашел массу ошибок, пришлось все переделывать. В конце концов с задачей мы справились, и теперь каждые 15 минут карильон Михайловского Златоверхого, управляемый компьютером, исполняет мелодии.
- После этого возникла идея создать передвижной карильон, — говорит младший брат Леонид. — Трудились над ним десять лет. Видите, на самых больших колоколах написаны даты рождения наших отца, матери, жен и детей. Есть также наши с братом именные колокола — «Леонид» и «Сергей». Их по нашему заказу отлили в Голландии на королевском заводе «Петит и Фритцен». Эта фирма создана еще в 1660 году, владеет старинными секретами изготовления и настройки колоколов, которые обладают великолепным звучанием. Недаром ведь в 1990-е годы на этом заводе купили колокол для Московского Кремля. А премьер-министр России Владимир Путин сделал заказ и для колокольни, расположенной у входа в Петродворец. Клиентом «Петит и Фритцен» был еще российский царь Петр I. По его заказу на фирме создали карильон для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Кстати, выражение «малиновый звон» имеет отношение к этой истории. Дело в том, что царь впервые услышал игру карильона в бельгийском городе, который по-фламандски называется Мехелин, а по-французски — Малин. Отсюда и «малиновый звон». Карильон, соответствующий малинским стандартам, Петр заказал в соседней Голландии на фирме «Петит и Фритцен».
- Во сколько вам обошелся карильон?
- Сумма большая, но называть ее не будем, — отвечает старший брат Сергей. — Только не подумайте, что мы буквально все заработанное тратим на инструмент и наши семьи бедствуют. Нет. Скажем, нужно было брату отправить дочку на учебу в Австралию, он оплатил эти расходы. Я платил за учебу в вузах своих детей. Но мы не стремимся к роскоши. У нас на двоих с братом есть родительская дача — советская, на шести сотках земли. Можно было бы развернуть строительство особнячка, но зачем? И роскошные авто нам ни к чему. У нас хорошие машины, которые могут себе позволить люди среднего достатка.
- Чем вы зарабатываете на жизнь?
- У нас небольшая фирма, одно из направлений которой — участие в строительстве и оформлении храмов. Недавно выполнили заказ на создание куполов и иконостаса церкви Рождества Христова, построенной на Оболони в Киеве.
«В столице на Контрактовой площади играют куранты, управляемые компьютером»
- Как жены и дети отнеслись к тому, что значительную часть доходов вы потратили на карильон?
- Вначале отношение было скептическое, мол, идея эта чудаческая, — отвечает Леонид. — Но сейчас семьи гордятся нами, ведь большое дело сделали. Впрочем, предстоит вложить в инструмент еще немало средств. Тут вот в чем дело: сейчас, когда музыкант нажимает на клавишу, срабатывает электронная система и боек со средней силой ударяет по тому или иному колоколу. А мы хотим, чтобы звук был то сильнее, то слабее, но для этого нужна не электронная система, а традиционная механическая. Тогда музыкант получит более широкие, чем ныне, возможности проявить свое мастерство.
На прошлой неделе в столице на территории Софии Киевской состоялся первый концерт под открытым небом. Музыкант Сергей Солодун исполнил мелодии украинских народных, а также популярных советских и зарубежных песен. Публике очень понравилось, она требовала играть на бис.
Знаете, когда мы установили наш карильон на территории Софии Киевской, произошел мистический случай: я начал снимать инструмент видеокамерой, и на экране на фоне колоколов появились силуэты православных крестов — как будто высшие силы благословляли нашу работу.
- В декабре прошлого года в Киеве, на Контрактовой площади, в старинном здании, где ныне находится филиал Национального банка Украины, появились куранты, — говорит Сергей. — Девять колоколов для них отлили на той же голландской фирме «Петит и Фритцен». Для жителей Подола это стало великолепным подарком к новогодним праздникам. Куранты, в создании которых мы участвовали, играют каждые 15 минут мелодии народных песен, а каждый час — знаменитую «Реве та стогне Днўпр широкий »
P. S. Концерты, где будет звучать карильон, планируется проводить в Софии Киевской по четвергам до конца теплого времени года. Ближайшее выступление — завтра в 19 часов.
838Читайте нас в Facebook