27-летняя путешественница из Ровно за три года объездила "автостопом" 44 страны
Симпатичную ровенчанку Ирину Шаповал последние три года трудно застать дома. За это время девушка исколесила «автостопом» десятки стран Европы и Азии. Сейчас Ира находится в Индонезии. Я беседую с путешественницей с помощью «вайбера».
История путешествий Ирины:
2013: Беларусь, Молдова, Россия, Абхазия.
2014: Грузия, Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах, Турция, Польша, Германия, Люксембург, Франция, Бельгия, Голландия, Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания, Македония, Косово, Болгария, Сербия, Испания.
2015: Марокко, Испания, Португалия, Франция, Германия, Чехия, Польша, Румыния, Молдова, Грузия, Турция, Филиппины, Малайзия, Бруней, Индонезия.
В ближайших планах: Сингапур, Таиланд, Мьянма, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Китай.
— Самый хороший Интернет в соотношении цены и качества — в Украине, — утверждает 27-летняя Ирина Шаповал. — Это я могу с уверенностью сказать, потому что имею большой опыт. Самый плохой Интернет — в Азии, а самый дорогой — в Европе — 50 евро за какой-то минимум в месяц. Вообще в Украине есть много вещей, которые гораздо дороже стоят в других странах. Например, на Филиппинах за прием у врача нужно заплатить 100 долларов. Хотя там в основном живут очень бедные люди, они не имеют возможности даже игрушки детям купить, поэтому малыши играют мусором. А мусор там везде, и первое время мне было трудно к этому привыкнуть. В некоторых местах из-за неприятного запаха приходилось даже закрывать нос платком. Для местных жителей вполне нормально, когда по стенам ползают ящерицы, а по полу бегают крысы. В туалетах нет бумаги — для Филиппин это роскошь.
Быт европейцев и азиатов сильно отличается — это два совершенно разных мира. Дешевле в Азии, удобнее и доступнее в Европе. В Азии люди не утруждают себя уборкой, выносом мусора и даже постройкой домов. Там достаточно слепить четыре стены, кинуть внутри матрас, и это уже жилье для семьи. Выделяются дома, где поселились европейцы — они провели газ, водопровод, проложили к дому асфальт. Зато азиаты более доброжелательны. За два месяца, которые нахожусь в Индонезии, пока не видела злых людей.
Путешественница редко пользуется платным транспортом, разве что нет другого выхода.
— Если в определенную страну добраться можно только самолетом, то приходится покупать билет, — объясняет Ира. — Однако основной способ передвижения — это «автостоп». Европейцы быстро останавливаются, когда видят поднятый вверх большой палец (условный знак «автостопщика»). Обычно дольше десяти минут не стою. А вот в Малайзии и Филиппинах были проблемы — водители не понимали, что я от них хочу. Там не распространен «автостоп».
*Минимальный комфорт, которым в целях экономии довольствуется девушка, с лихвой восполняют незабываемые впечатления от путешествий
Ирина не только бесплатно путешествует, но и умудряется даже ночевать бесплатно. На сайте бесплатного жилья — Каучсерфинг (Сouchsurfin) — можно найти понравившийся вариант. Сегодня многие туристы ищут ночлег таким способом — это не только экономия денег, но и новые знакомства. Пользуясь случаем, Ира пробует блюда хозяев и знакомит их с украинской кухней.
— Обычно готовлю борщ, — рассказывает Ирина. — В разных странах на него реагируют по-своему. Ингредиенты для украинского борща бывает очень сложно отыскать. В Турции пришлось обойтись без сметаны, во Франции с большим трудом нашла свеклу, да и то уже… сваренную в собственном соку. Немцы были поражены, что на одно блюдо уходит уйма времени, а количество ингредиентов борща сочли фантастическим. Многих заинтересовал чеснок, который в Украине подают к борщу сырым. Марокканцы сказали, что отныне будут натирать им хлеб к разным блюдам. А чилийцы вообще отказались его есть — чеснок у них принято использовать только в соусе.
На второе блюдо я, как правило, подаю жареный картофель. Если европейцы к нему относятся нормально, то филиппинцы, например, были в шоке. У них картошка считается деликатесом, который маленькими кусочками добавляют в рагу, но никак не жарят на сковородке, посыпая солью.
В Азии плохо обстоят дела с салатами. В местной кафешке я не смогла найти ничего овощного и попросила девушку нарезать мне салат. Она взяла небольшой помидор, половинку перчика, горсть капусты, луковицу, порубила все это все и заправила… литром майонеза. За приготовление запросила 10 долларов, хотя цены на остальные блюда в этом кафе были один-два доллара. Употреблять такой жирный салат я не смогла, но заплатить пришлось.
В каждой стране приходилось чему-нибудь удивляться и пробовать различные блюда. В Грузии ела хинкали и хачапури, в Турции — кебабы, в Марокко — тажин и кус-кус, в Испании — паэлью. Кстати, испанцы ко всем кушаньям подают оливки. У филиппинцев не рискнула попробовать зародыш утки в яйце (балут), хотя это для них обычная еда. Большое впечатление произвели малазийские рынки. Там у уличных продавцов можно найти все: черепах на развес, дурианы (популярные в Азии плоды с нежной мякотью и отвратительным запахом) в связках, рамбутаны насыпью (тропические фрукты, напоминающие виноград).
В Грузии и Армении местные жители много пьют, а в мусульманской Азии не употребляют алкоголь вообще. В Марокко аборигены стараются обмануть белых туристов. В Брунее не принято тыкать пальцем… Знаете, Бруней — очень маленькая страна, она вся — как моя Ровенская область. Ее можно проехать за полтора часа. В Брунее запомнилась мечеть султана Омара Али Сайфуддина — огромное здание с позолоченным куполом и десятью входами с мраморными ступеньками. Туристам не мусульманам позволено сюда заходить только в определенное время, надев черный плащ-халат. Мы зашли только с третьего раза, никак не могли угадать время, когда молятся или готовятся к молитве.
Видела в Брунее самую большую в мире деревню на воде Кампунг Айер. Добраться туда можно с любого причала. «Улицы» — это сооружения типа мостов, на бетонных сваях. На некоторых перекрестках есть небольшие клумбы и лавочки, своя электростанция, газо- и водопровод. На «минус первом» этаже люди обычно держат моторный катер (вместо машины) и маленькую лодочку для перемещений на небольшое расстояние (как велосипед). В магазинах, супермаркетах, кафе и ресторанах не продают никаких алкогольных напитков. Даже пива. В страну можно ввозить спиртное, но его обязательно нужно декларировать. Медицина бесплатная. При недомогании сразу идешь в больницу, где тебя осмотрит врач, поставит диагноз и в случае необходимости выдаст лекарства — бесплатно. Аптеки я видела только в торговых центрах, но ассортимент там примерно такой: тест на беременность, пластырь, шампунь.
— Скоро Новый год. В каких странах тебе приходилось его встречать или видеть приготовления к празднику?
— В Малайзии сейчас вовсю готовятся к встрече Нового года. Я была в домах, которые называют «лонгхаус» (длинное здание, разделенное на отдельные квартиры), в котором живет все село. По сути это большая коммуналка с общим коридором. Сейчас тут украшают стены вышитыми картинами с надписью «С Новым годом!» Вдоль потолка вместо еловых веток развешивают гирлянды из ярких цветов и украшают жилье… человеческими черепами.
*Малайзийский «лонгхаус» — длинное здание, разделенное на квартиры, в котором живет все село (фото из личного архива Ирины)
Прошлый Новый год я праздновала в Барселоне. Под бой курантов у испанцев принято съедать 12 виноградинок и загадывать желание. Метро в этот день работает круглосуточно, поэтому можно всю ночь кататься по городу. У башни Торре Агбар люди пускали мини-салюты и кричали «С Новым годом!» На площади Плаза Каталунья пили много сангрии и пива, а мусор бросали под ноги. Но каждые четверть часа проезжала уборочная машина, и площадь снова становилась чистой. И так всю новогоднюю ночь.
— А где планируешь провести нынешнюю новогоднюю ночь?
— На Бали. Сейчас со своим другом Анатолием, который присоединился к путешествию, из города Понтианак — в Индонезии на острове Калимантан — переплыли на лодке до Явы. Надеемся добраться до Бали к концу декабря.
— Как общаешься с людьми? Наверное, нужно знать много языков?
— Знаю английский, немного немецкий, французский, грузинский. Вообще же, стараюсь выучить хотя бы несколько слов или предложений на местном языке. Часто приходится объясняться жестами, рисовать и… даже танцевать.
Иногда случается подрабатывать в пути. В этот раз немного «подкосил» финансовый вопрос — просчитались на обмене валют, плюс потратились на дорогой, но ненужный авиабилет. Толю не хотели пропускать в самолет без обратного билета из Малайзии, вот и пришлось купить его в любой город. На это выбросили 180 долларов.
Поэтому нужно было думать, где взять деньги. В брунейской столице мы выпотрошили из рюкзаков украинские сувениры — 30 магнитиков, сотню календариков, два десятка наборов наклеек, несколько закладок для книг с изображением Тараса Шевченко и килограмм конфет типа «дюшесок». Еще украинские монетки, которые отсортировали по маленьким пакетикам, и мои самодельные «фенечки» из ленточек. Все это мы планировали раздаривать людям, которых будем встречать на протяжении шести месяцев путешествия. Но пришлось надеть «дедморозовские» шапки, нарисовать табличку «Souvenirs from Ukraine» и расположиться на центральной площади. Проходящим мимо брунейцам мы объясняли, что они могут взять себе понравившуюся вещицу и поддержать нас любой суммой, которую сочтут нужной. За вечер заработали 119 американских долларов. Этих денег достаточно на несколько недель путешествий на двоих.
— А настоящие приключения в дороге случались?
— Еще какие! В этот раз все началось с ночного поезда Ровно—Киев. Толя по доброте душевной уступил нижнюю полку бабушке, сам лег на ее верхнюю. Утром, когда проводник будил пассажиров, оказалось, что бабушка… умерла, и Толе пришлось в милиции объяснять, почему на его месте оказалась мертвая женщина. Приключения продолжились в малайзийском аэропорту, где я потеряла посадочный талон. Обыскала все вещи, карманы, папки. Я стояла, как ребенок в садике, потерявший маму, и не знала, куда идти и что делать. Прошлась несколько раз по аэропорту и, наконец, обратилась к работнику авиакомпании. Он стоял в униформе, облокотившись о подоконник. Разговор на английском языке был примерно такой:
— Я потеряла посадочный талон, что мне делать?
— Куда вы собирались?
— В Кота-Кинабалу.
— Азиатские линии?
— Да.
После этого он молча сунул руку… в мусорный ящик возле себя и достал оттуда мой билет. Почему я подошла именно к этому человеку, понятия не имею.
— Как родители относятся к твоим путешествиям?
— Мой папа в молодости был альпинистом, мама парашютисткой. Они заядлые путешественники, с самого детства приучали меня жить в палатке, готовить еду на костре. Поэтому родные понимают мое увлечение. Хотя мама, конечно же, волнуется и всякий раз, когда я упаковываю рюкзак для поездки в очередную страну, дает ценные указания.
Когда начинаешь путешествовать, вскоре понимаешь, что наша планета очень большая. Открывать ее для себя, познавать, как устроен мир, — это здорово! А путешествие «автостопом» похоже на приключенческую игру — после того, как добрался на место, ты думаешь, где переночевать, что поесть, как пообщаться с местными жителями без знания их языка.
10568Ирина Шаповал отчеты о путешествиях записывает в своем блоге https://vk.com/travelblog126. Там же можно увидеть массу интересных фотографий из различных уголков мира.
Читайте нас в Facebook