«после двух недель ходьбы кроссовки стерлись до дыр, и мне пришлось подкладывать в них куски резины. Так до питера и дошел»
Прежде чем отважиться на переход от Черного моря до Балтийского, инженер Виктор Овчаров совершил десять экстремальных путешествий. В каждом из них первые сутки ни на минуту не смыкал глаз, а в последующие дни спал всего по два часа под открытым небом — в спортивном костюме на туристическом коврике. Самый продолжительный переход — от Севастополя до Керчи — длился четверо суток. Овчаров за это время преодолел 300 километров. «А один раз я решил пройтись из Днепропетровска, где живу, в Кривой Рог — поздравить племянников с днем рождения, — говорит путешественник. — Жена и сыновья идею поддержали. Я купил костюм Деда Мороза — и в путь. На второй день пошел снег, обувь вскоре промокла, и я шел с мокрыми ногами. И что вы думаете — даже насморк не заработал. Правда, устал кошмарно — все 48 часов не сомкнул глаз. Но о затее не жалел — видели бы вы, как обрадовались племянники!»
Все эти десять невероятно сложных переходов Виктор Васильевич совершил в возрасте от 52 до 55 лет. И вот теперь отважился на сверхдальний поход от одного моря к другому. Стартовал в Одессе, через 36 суток финишировал в Санкт-Петербурге, преодолев 1700 километров.
«На одиннадцатые сутки похода из-за того, что пил минералку, в моче появилась кровь, стало трудно справлять нужду»
- Если бы и в походе от Черного моря до Балтийского я попытался идти почти без сна, то дня через четыре свалился бы с ног, — рассказал 56-летний Виктор Овчаров. — На сон отводил ровно шесть часов. Просыпался в пять утра, собирал палатку, завтракал (если было чем) и уже в шесть отправлялся в путь. Шел до десяти часов вечера с небольшим перерывом на обед. Кушал обычно в кафе — нужно же съесть что-нибудь горячее. А вечером, если по дороге попадался магазин, покупал еду на ужин и завтрак. Много не набирал, ведь и без того рюкзак за спиной весил 18 килограммов. И это при том, что там лежали только самые необходимые вещи: палатка, каремат (коврик), сменная одежда, запасные кроссовки, носки Легкие предметы клал вниз рюкзака, а тяжелые сверху, чтобы они находились на уровне лопаток — так легче нести. В руках была сумка с двумя полуторалитровыми бутылками воды, фотоаппаратом, радиоприемником. В сумме набегало 23-24 килограмма.
Как я и ожидал, очень тяжелым выдался первый 250-километровый участок пути от Одессы до Умани. Ведь он проходит по степи, тени нигде нет, ты все время находишься под палящим солнцем при температуре воздуха 35-36 градусов. Неудивительно, что кожа на лице, руках, ногах (я был в шортах) обгорала так, что дважды облезала. Правда, я придумал, как защитить икры ног: разрезал края носков и натянул их до колен, как гетры. А вот голову ничем не прикрывал — не хотел, чтобы она парилась под кепкой. Постоянно дул ветер (правда, горячий), да и на голове немного «растительности» осталось, видимо, это и спасло от солнечного удара.
Еще одной серьезнейшей проблемой на пути от Одессы до Умани было то, что села там находятся не вдоль трассы, а в нескольких километрах от нее. Это значит, что колодезной воды не набрать. Пил минеральную — по пять-шесть литров в день. И вскоре жестоко за это поплатился. На одиннадцатые сутки, после того, как миновал Киев, в моче появилась кровь, мне стало трудно справлять нужду. Нависла угроза срыва похода, а я ведь так старался, чтобы ничто не помешало успешно дойти до Балтики, даже ни разу не мылся. Хотя водоемов на пути встречал много — казалось бы, почему не зайти, не искупаться, чтобы смыть пот и грязь. Но я боялся поранить ногу о ракушку или стекло. В Киеве прошел в 50 метрах от благоустроенного пляжа, но даже тогда удержался от искушения выкупаться.
А тут вдруг происшествие, об опасности которого не догадывался, — кровь в моче. Звоню троюродному брату. Он медик. «У тебя нарушился солевой баланс, немедленно прекрати пить минеральную воду и устрой хоть один день отдыха, отлежись», — посоветовал брат. Минералку пить прекратил, но от отдыха отказался. По утрам казалось, что недуг отступил, но после обеда вновь начинал донимать. Так я шел пять дней. Справиться с болезнью помог дождь. Я как раз прошел белорусский город Гомель. Ладно, думаю, денек поваляюсь в палатке. Это был единственный раз, когда я позволил себе передышку. Все остальные дни шел по 16 часов, преодолевая по 50 километров. Кстати, за время похода я похудел на восемь килограммов.
- Если вы в походе не мылись, то
- Хотите сказать, что от меня пахло. Да, это правда. Поэтому, зайдя в кафе, я быстренько делал заказ и просил принести еду за столик, стоящий на улице. Когда добрался до Белоруссии, потеть стал гораздо меньше — ведь там прохладнее, чем в Украине, и часто моросили дожди. Я под ними шел, как под душем. Так что это позволило в значительной мере решить гигиенические проблемы. Запах заметно ослабел. А мокрую одежду я сушил, развесив за спиной на рюкзаке. Единственное, что я стирал, так это носки, выбирая места, где это можно сделать, не заходя в речку или озеро.
- Как спасали ступни ног от потертостей и мозолей?
- На мне были разношенные кроссовки, причем они на размер больше моего. Уже в Белоруссии их подошвы протерлись до дыр с теннисный мячик. Я надел запасные, купленные в Чернигове. Они хороши тем, что пропускают воздух. Но новые кроссовки стали натирать ноги, пришлось вновь обуть старые. А дыры в них я застилал кусками резины, которые находил на дороге.
- Какой набор медикаментов взяли в дорогу?
- Ни одной таблетки не брал. Чтобы не заболеть, пил чистую воду, а в кафе просил, чтобы подавали свежеприготовленную еду.
В Киеве на базаре для рыбаков мне подарили крем от комаров. Ведь эти насекомые по утрам и вечерам нападали целыми полчищами. Приходилось защищать голову и шею противомоскитной сеткой и облачаться в спортивный костюм. В нем было очень жарко, но иного выхода не оставалось. Благо палатка у меня такая, что ни один комар влететь не может, так что спал спокойно. Правда, однажды разбудил крот. Ему вздумалось выбраться из-под земли как раз в том месте, где стояла палатка. Чувствую толчок в бок. Что за напасть, думаю. Еще толчок. Я крота локтем слегка стукнул, но он настырный оказался, пришлось несколько раз его ударить, пока не убрался восвояси.
«Для самообороны у меня был металлический прут»
- С волками, змеями не сталкивались?
- Ни разу. А вот в российской глубинке меня предупредили об опасности. Вечером возле села Комарино Псковской области встречает меня старушка и говорит: «Вы палатку для ночлега собираетесь устанавливать? Так знайте, рядом с деревней в лесу медведь живет». Другие жители это подтвердили. Говорят, зверь мирный, на людей не нападает, но в палатке ночевать все же не стоит. Пришлось отправиться в другую деревню.
- А как люди к вам относились?
- Почти все доброжелательно. Подходили расспросить, поговорить. На одежде у меня была бумажка с информацией о том, какой день я в пути, сколько километров прошел. Многие давали деньги, угощали едой. Например, останавливается на дороге джип, водитель дает 50 гривен со словами: «Спасибо, что несете флаг Украины». Нес я знамена нашей страны, России и Белоруссии. Теплыми словами и деньгами меня поддержал работник Одесской госгорадминистрации Попов. Я его встретил на дороге в России. Даже российские девушки-путаны, с которыми я разговорился на обочине трассы, денежек подкинули. Вот и вышло, что за поход потратил относительно немного — 1500 гривен.
- У вас было чем защищаться в случае нападения?
- А как же — металлический прут длиной 70 сантиметров и баллончик со слезоточивым газом. Воспользовался только прутом, но не в драке, а в качестве громоотвода. Я очень боюсь грозы, особенно в степи, где молния может ударить даже в низкие предметы. Однажды — это было в Белоруссии — только я установил палатку, чтобы лечь спать, как засверкали молнии, пошел дождь. Пришлось вынести из палатки все металлические предметы, поставить возле нее железный прут, а самому, накинув плащ, уйти в ближайшую лесопосадку. Вообще, грозы в пути застигали меня несколько раз, но я укрывался на автобусных остановках.
Кстати, в Украине возле каждой из них есть туалеты. А вот в Белоруссии и России — нет. При этом с обеих сторон автострады вырыты канавы шириной метра четыре, заполненные водой. Это доставляло мне серьезные неудобства. Когда хотелось сходить в туалет, сделать это можно было только добравшись до пересечения с какой-нибудь проселочной дорогой. Там можно свернуть с трассы в лес. А ведь бывало, что до проселочной дороги идти оставалось два-три километра
- Вам не скучно было шагать по 16 часов одному?
- Нет. Вокруг красивейшая природа, рядом по трассе проносятся автомобили (кстати, постоянно следовало быть начеку, чтобы не попасть под колеса), а в руках у меня приемник — узнаешь новости, слушаешь музыку
Знаете, за эти путешествия я столько всего повидал, пообщался со многими интересными людьми, набрался массы впечатлений, что на год вперед хватит.
- Ноги, поди, после 1700 километров пути болят?
- Уже нет. Когда дошел до Питера, неделю отдыхал на даче у своего дяди. Писал короткие заметки об этом путешествии, а зимой приступлю к написанию книги.
Чтобы каждый мог осознать, какие физические нагрузки я перенес, предлагаю представить, что вы в течение месяца ходите пешком на работу, которая находится в 25 километрах от вашего дома.
598Читайте нас в Facebook