Режиссер валентин виноградов: «роман с ахмадуллиной у шукшина быстро закончился. Белла была очень легкомысленной женщиной»
«Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт» — эти бессмертные строки Владимира Высоцкого как нельзя лучше относятся к Василию Шукшину. Его жизнь оборвалась настолько неожиданно, насколько быстро прошел он путь от безвестности к признанию.
Сельский провинциал из села Сростки Алтайского края мгновенно расположил к себе простотой и обаянием преподавателей элитного ВГИКа. Великий Михаил Ромм сразу увидел в нем талант, предрекая большое будущее. Так оно и произошло. Не успел Василий Макарович закончить вуз, как режиссеры, включая Марлена Хуциева и Сергея Герасимова, буквально наперебой стали его снимать в своих фильмах. Вот лишь малая толика из блестяще сыгранных им ролей: «Два Федора», «Когда деревья были большими», «У озера». Его режиссерские работы просто изумительны — «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная».
На съемках картины Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» Василий Макарович в возрасте 45 лет неожиданно умер. Друг Шукшина Геннадий Бурков вспоминал, что за день до трагедии Шукшин был на диво грустным, словно что-то предчувствовал, даже нарисовал на пачке сигарет свои похороны Он умер во сне. Говорят, так прощаются с жизнью только избранные люди. Причиной смерти, как показало вскрытие, явилась сердечная недостаточность. Друзья актера с такой формулировкой не согласны. Они уверяют, что за Шукшиным постоянно следили, не давали спокойно работать. Кроме того, никто не может утверждать, что вскрытие вообще проводилось, ведь из родных и близких при этом никто не присутствовал. Он многим мешал, считают приятели Василия Макаровича. Вот его и убрали, отравив или задушив газом.
О своем друге и однокурснике по ВГИКу рассказывает известный режиссер Валентин Виноградов.
«Когда я ночью на «Мосфильме» доснимал последние кадры «Земляков», кто-то вдруг крикнул: «Шукшина убили!»
- Валентин Николаевич, семья Шукшина уже давно добивается эксгумации его тела с целью установить истинную причину смерти. Как вы к этому относитесь?
- Конечно, положительно! Это нужно было сделать намного раньше. Хотя бы правду узнаем. Сколько можно в догадках жить относительно смерти Васи?
О случившемся я узнал одним из первых. Когда ночью на «Мосфильме» доснимал последние кадры «Земляков», кто-то вдруг крикнул с улицы: «Шукшина убили!» Я выскочил во двор, а наутро сразу побежал в партком. Там мне сказали, что Вася умер от разрыва сердца. Но тот крик «Шукшина убили!» не давал мне покоя. Я сразу вспомнил, как Вася, приезжая в гости, рассказывал мне, что когда он после дневных съемок засыпал на корабле, то слышал разные подозрительные звуки, странные шелесты. Его рассказы об этом были как обнаженный нерв, мрачные, экспрессивные, с надрывом. Поэтому я и не мог поверить, что он умер сам.
- Говорили, что в каюте, где обнаружили мертвого Шукшина, чувствовался запах корицы. Так пахнет, когда пускают «инфарктный» газ
- Один из редакторов картины «Они сражались за Родину» намекнул мне, что Шукшина отравили. Вскрытия не делали, пускай не врут. Поэтому утверждать что-то конкретное очень сложно. В России вообще хватает загадочных смертей. Помните «суицид» Есенина? Как он мог повеситься, а потом — в петле — весь исцарапаться?
На похоронах Василия Макаровича я нес гроб. Народу было очень много. Поражало количество неприятелей Шукшина, присутствовавших на панихиде. На поминках разразился безобразный скандал. Недоразумение возникло между Сергеем Герасимовым и близким другом Шукшина писателем Василием Беловым, который обвинил Герасимова в пассивности. Мол, при своих возможностях (Герасимов был художественным руководителем московской киностудии имени Горького) мог бы и отстоять Шукшина на высшем уровне, когда у того начались проблемы с дирекцией этой киностудии Словом, скандал еле замяли. Хотя не думаю, что Герасимов был виноват.
- С Василием Макаровичем вы познакомились еще во ВГИКе. Какими были ваши первые впечатления от Шукшина?
- Когда я увидел его впервые, он показался мне на диво странным. Какой нормальный человек придет поступать во ВГИК в гимнастерке и солдатских сапогах? Сразу пошел слух: Шукшин — сын секретаря Алтайского обкома партии и поэтому поступит по блату. Потом, конечно, выяснилось, что это не так. У Шукшина не было блата, а с гимнастеркой он не расставался с армии.
- Однокурсник Василия Макаровича Александр Митта рассказывал, что, поступая во ВГИК, Шукшин даже не понимал, чем занимаются режиссеры. Поэтому изначально поступал на сценарный факультет. Но когда Ромм во время экзамена оценил потенциал Шукшина, то переубедил его идти на режиссуру.
- Бред собачий! Так говорят только люди, которые его не знали! Историю с поступлением во ВГИК мне Шукшин рассказывал лично: «Сидел я как-то на лавочке, вдруг ко мне подсел Пырьев (выдающийся советский режиссер, снявший фильмы «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», «Братья Карамазовы». Был директором «Мосфильма». — Авт. ). Слово за слово, Пырьев рассказал мне, кто он, жаловался на баб, мол, одни проблемы от них. Я с ним согласился. Потом спросил: «Хочу в искусство идти, куда бы мне поступить?» Пырьев предложил поступать во ВГИК, на режиссерский. Подготовившись, я пошел сдавать экзамены. Перед поступлением хорошо принял на душу для храбрости и — вперед!»
Не знаю, все ли здесь правда. Зато я передал вам информацию из первых уст.
«Шукшин с болью в сердце рассказывал, как однажды встретил Тарковского в Италии на кинофестивале, а тот сделал вид, будто его не заметил»
- Однокурсниками Шукшина, кроме Митты, были еще Андрей Тарковский, Евгений Шерстобитов. Чувствовалась ли между ними конкуренция?
- Скорее, борьба противоположностей. На нашем курсе было несколько возмутителей спокойствия, среди них Тарковский и я. Когда мы ссорились, Шукшин нас успокаивал.
Тарковский всегда был очень взвинченным, резким. Пытался создать собственный стиль во всем, даже в одежде. Шукшин, напротив, являлся типичным крестьянином. Но эти различия не мешали им общаться до поры до времени. Когда мы закончили ВГИК и Тарковский снял «Иваново детство», он немного задрал нос. Шукшин с болью в сердце рассказывал, как однажды встретил Тарковского в Италии на кинофестивале, а тот сделал вид, будто его не заметил. Конечно, это могло ему и показаться. Я дружил с Тарковским. Могу сказать — это был очень хороший человек, хотя и немного нервный.
Шукшин в жизни играл роль горьковского Луки — всегда всех утешал, особенно когда учился во ВГИКе. По своему уму и опыту он был взрослее всех. Всегда вдумчив и серьезен. Шукшин не мог не вызывать уважения у однокурсников, которые то и дело просили у него совета. За него все переживали. Вася был отличником, и когда однажды ему светила «тройка» за сценическую речь, весь курс стал на его защиту, бойкотируя посещение занятий по этому предмету. Преподаватель Алла Наумова (мать знаменитого режиссера Владимира Наумова, снявшего «Тегеран-43», «Павел Корчагин», «Тарас Шевченко». — Авт. ) плакала из-за того, что студенты повели себя так жестко, но потом все же поставила Васе «четверку». Шукшин всем помогал, поэтому не ответить ему взаимностью было бы преступлением.
Вася выглядел очень мужественно, а на его лице всегда играли скулы. «Наследие татарского ига», — шутил он по этому поводу. Поначалу во ВГИКе Шукшин ни с кем не разговаривал. Все всматривался пристально своими узенькими глазами. Проявил себя, лишь когда студенты начали показывать немые этюды — тут ему равных не было! Помню, он показал, как старик на ветру в степи прикуривает сигарету. Настолько все достоверно было передано, что хотелось смотреть еще и еще!
- А как вы подружились?
- Просто почувствовали друг друга. Слово за слово У нас, как оказалось, совпадали взгляды на жизнь. Он часто приезжал ко мне в гости, жил месяц-другой. Своей квартиры в Москве у Василия долго не было, а в коммуналках особо не поучишься. Когда Шукшин женился в третий раз, то гуляли прямо у меня дома. Как-то прихожу с работы, а Вася стоит в моем подъезде под лестницей. «Я пришел к тебе жениться! Знакомься, моя жена Лида Александрова». Свадьба вышла веселой, хоть гостей и не было — только моя мама, я и Шукшин с Лидой. Вася принес с собой водки, портвейна. Мама очень не любила, когда я выпивал, поэтому села на другом конце стола Прогудели целую ночь. Вот такая веселая свадьба была! Но вместе они прожили недолго.
- Александрова говорила, что Шукшин ее бил
- Я вам скажу так: он вообще на ней по пьянке женился. Лида была типично бабенкой среднего уровня. Пусть поблагодарит его за все, что он для нее сделал. Даже снял ее в картине «Живет такой парень». Без него она вообще нигде не снялась бы. Говорить о нем как о жестоком человеке неправильно. Добрее его не было. Он был очень сдержанным, и для того, чтобы его вывести, нужно было сильно постараться!
Вася был четырежды женат. Первая жена была с родного Алтая. Ее Шукшин бросил. После этого к нему в Москву приезжал бывший тесть, сильно ругался. Это происходило при мне, в Васиной комнате в коммуналке. Отец девушки был маленького роста, поэтому я с интересом наблюдал, как он наскакивал на Васю с угрозами. Мол, сию минуту соберет партсобрание, если Шукшин не вернется к его дочери.
Вторая жена Виктория Софронова работала редактором в журнале «Москва». От Шукшина она родила девочку. Но отношения не складывались. Потом вспыхнул роман с Беллой Ахмадуллиной. Вася и ее снял в фильме «Живет такой парень» в эпизодической роли. Но у них все быстро закончилось. Ахмадуллина была легкомысленной женщиной. На смену ей пришла Лида Федосеева
- С которой у Шукшина также было все непросто.
- Мне трудно говорить об их отношениях. Тем более с Лидой у меня также отношения не заладились. Федосеева очень хотела сниматься в моих «Земляках» в главной роли. Но не подходила по возрасту — героиня фильма была значительно моложе ее. Об этом я и сказал, и Вася меня поддержал. С тех пор Лида имеет на меня зуб.
«За все время, что я знал Васю, помню один или два случая, когда он срывался. Но с кем не бывает»
- Правда ли, что Шукшин часто лез в драку, буянил?
- За все то время, что я знал Васю, помню один или два случая, когда он срывался. Но с кем не бывает. Еще студентами мы пошли к моему дяде в ресторан, который находился недалеко от ВДНХ. Дядя, заведующий этого ресторана, накрыл нам шикарный стол. Мы хорошо выпили, закусили. Потом вышли на улицу и потерялись на территории выставки. Кое-как нашли станцию метро, а там милиционеры приставали к поляку. Вася решил вступиться. Дал пару раз блюстителям порядка по лицу. Шукшина повязали и отвели в участок. Одному из руководителей нашего курса, Сергею Герасимову, пришлось за него вступиться и ездить в милицию решать проблему.
- Когда наш друг Андрей Файт (советский актер театра и кино. — Авт. ) получил деньги за очередную картину, — продолжает Валентин Виноградов, — он пригласил нас на гулянку в общежитие. Как всегда, в разгар праздника водка внезапно закончилась. Шукшин побежал в магазин за добавкой и не вернулся. Оказалось, милиционеры, увидев на улице выпившего человека, подошли к нему и попытались задержать. Вася оказал сопротивление. Его снова забрали в участок. Но в тот раз драки не было.
Когда мы с Шукшиным писали сценарий к фильму «Земляки», он приезжал ко мне в Минск на съемки, мы даже на память рубашками менялись. Его рубаха у меня до сих пор хранится. А когда я вернулся в Москву и начались проблемы с начальством, которое не хотело принимать «Земляков», именно Вася помог пробить ленту на экран. Он умел защитить друзей, но не себя.
- Георгий Бурков говорил о своем единственном друге Василии Шукшине следующее: «Сколь одержим он был в творчестве, столь же неправдоподобно беззащитен в жизни — перед ней робел, стеснялся». Насколько это правда?
- Это он очень тонко заметил! Шукшина, действительно, было легко обидеть. Вася не умел защищаться, просто терялся, и все. Очень болезненно переносил неудачи. Если не принимали рассказ, браковали роль или картину, бороться он и не пытался. Просто садился тихонечко и переживал. Попробуй у такого выпытать, что случилось
- Шукшин часто конфликтовал с чиновниками?
- Его буквально мордовали, даже хотели исключить из партии. Правда, ему очень сильно помогал замминистра по кинематографии Баскаков, который отстаивал Шукшина на самом высоком уровне. Но Баскаков был едва ли не единственным, кто боролся за Васю. Его не любили на московских киностудиях. Даже писали на него доносы в разные инстанции. Раздували конфликты между бывшими женами Шукшина. Лиде Федосеевой нашептывали, что Вася гуляет, пьет, хотя в то время он уже подшился. Кляузничали Лиде, якобы Шукшин ходит к бывшим женам В итоге — скандалы с Федосеевой, которую он любил и которая родила ему двух дочерей — Олю и Машу.
- А с ребенком от второй жены Шукшин общался?
- Ничего не могу сказать. Знаю только, что ребенок был.
- Известно, что Шукшин завязал со спиртным из-за младшей дочери Оли. Случилось это после того, как однажды, выйдя погулять с ребенком, Василий Макарович встретил старого друга, взял бутылку водки и о дочке забыл. Когда вспомнил, девочки рядом не оказалось. Искали долго. После того случая он зарекся пить.
- Было дело. Шукшин очень любил свою младшую дочь. Она у него с колен не слезала, и телевизор они всегда вместе смотрели. Оля была очень озорным ребенком, проказницей.
- Как говорят очевидцы, последние годы жизни Шукшин жил в диком напряжении, будто все время куда-то торопился. Непрерывно пил кофе, курил, к концу работы сильно уставал и буквально на глазах сникал
- Незадолго до смерти он приезжал ко мне в Нижний Новгород на съемки «Земляков». Приехал как-то не один, а с Лидой Федосеевой. Они тогда сильно поссорились. Я был как раз в своем люксе, когда в дверь постучали. Открываю — стоит странный стриженый человек в гимнастерке. Стою, ничего не могу сказать. Кто это? Паузу нарушил сам Шукшин, тихо произнеся: «Валя, это я, Вася!» Он сильно похудел Мы сели за стол, я позвал актеров, которые снимались в «Земляках»: Сергея Никоненко, Леонида Неведомского. Хорошо посидели, все немного выпили, кроме Васи, который был «зашит». Начались воспоминания. В основном, говорили о том, что Вася должен был сниматься у меня в «Земляках» в главной роли вместо Неведомского. Шукшин и сам поначалу хотел сниматься. Но Сергей Бондарчук затевал масштабные съемки фильма «Они сражались за Родину», где непременно хотел задействовать Шукшина. Вася в тот момент не очень стремился работать в этом фильме. Он мечтал запустить собственную картину «Стенька Разин». Но к съемкам его не допускали недоброжелатели, постоянно писавшие кляузы. Бондарчук, который на тот момент был секретарем правления Союза кинематографистов СССР, пообещал походатайствовать за Шукшина на «Мосфильме». Поэтому Шукшин и пошел к нему сниматься Мы долго обсуждали за столом и эту ситуацию. Вдруг Вася очень сильно вспылил: «Елки-палки! Чем я занимаюсь вообще? Мне бы сейчас «Стеньку Разина» снимать, а я непонятно что делаю!» Первой отреагировала Лида Федосеева: «Как тебе не стыдно? Бондарчук тебе такие деньги платит, а тебе еще что-то не нравится?» Закончилось скандалом Лида не понимала его, видя лишь выгоду, внешнюю сторону происходящего. Для Шукшина же творчество было превыше всего!
- Именно во время съемок картины Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» Василия Макаровича и не стало. Говорят, у него были большие проблемы со здоровьем. Вы это заметили?
- У него еще с армии осталась язва желудка. С ней он периодически попадал в больницу. Когда случались обострения, приезжала мама, привозила ему мумие. Чтобы иметь доступ к этому лекарству, она специально уехала из родных Сростков в соседний городок Бийск и там устроилась работать на фабрику, где производили лекарство.
Кроме язвы, насколько мне известно, Шукшин ни на что не жаловался.
- Вам наверняка запомнилась ваша последняя встреча с Шукшиным.
- Это произошло на «Мосфильме». Он шел по коридору киностудии с Анатолием Заболоц-ким (известный советский оператор. — Авт. ). Мы тепло поздоровались, затем Шукшин с восторгом начал рассказывать мне: «Валя, директор «Мосфильма» видел рабочий материал «Земляков»! Ему так понравилось. Эх, жаль, что мы с тобой в Новгороде мало пообщались, мне ведь к Бондарчуку нужно было ехать. Ну, может, еще удастся вырваться к тебе в гости » Шукшин обладал потрясающим качеством — радоваться за других. Мне кажется, это присуще только значительным людям.
Из досье «ФАКТОВ»
Валентин Виноградов — режиссер, сценарист, актер. Родился 7 октября 1933 года в Баку. Окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1962 году, мастерская Михаила Ромма. С 1959 года — режиссер и сценарист различных киностудий, а также ТО «Экран». Самый известный фильм «Земляки», снятый в соавторстве с Василием Шукшиным, вышел на экраны в 1974 году. Имели успех его ленты «Белый танец» (1981 год) «Жди меня, Анна» (1969 год), «Интервью, которого не было» (1968 год).
1339Читайте нас в Facebook