Один из сильнейших в мире спортсменов-экстремалов андрей игнатенко: «тяжелее всего было прыгать с платформы, закрепленной на портовом кране: шквальный ветер и проливной дождь просто с ног сбивали»
Застать Андрея Игнатенко в Киеве очень сложно. У спортсмена напряженный соревновательный график — он принимает участие в мировой серии Red Bull Cliff Diving по прыжкам в воду. Украинец уже стал первым на этапе, проходившем во Франции, и вторым — на этапе в Голландии. Успел Андрей отпрыгать в Хорватии, Италии и Турции. Сразу из Антальи отправился в Италию, где стартовал чемпионат мира. На престижное мировое первенство прыгунов-экстремалов Игнатенко получил личное приглашение. Впереди у киевлянина еще соревновательные этапы в Германии и Швейцарии. Завершится сезон сентябрьским финалом в Афинах.
«На кран приходилось взбираться в каске и страховочном поясе»
Побеседовать со спортсменом корреспонденту «ФАКТОВ» удалось в турецкой Анталье, где на выступления прыгунов собралось посмотреть около 40 тысяч болельщиков. Солнце, море и главная спортивная площадка — огромная живописная скала.
Red Bull Cliff Diving (»клифф» — в переводе «скала», «дайвинг» — нырять) — это единственная в мире международная серия соревнований по акробатическим прыжкам в воду. Дайверы совершают прыжки с оборотами, вращениями и другими акробатическими действиями с живописных горных скал, возвышающихся над водой древних крепостей и современных городских сооружений. Например, во французском Ла-Рошель в День взятия Бастилии 30 тысяч зрителей увидели экстремальные прыжки в воду с башни святого Николаса, высота которой 27,5 метра (почти девятиэтажный дом). Через две недели в голландском Роттердаме 15 тысяч зрителей, невзирая на сильный дождь и ветер, не сводили глаз с 26-метрового портового крана, на котором была закреплена платформа для прыжков. В Италии спортсменам пришлось прыгать прямо с балкона одной из вилл, «зависших» в скале над морем.
Ошибка на старте, неожиданный порыв ветра, малейшая заминка в полете, неправильное вхождение в воду могут стать фатальными для прыгунов-экстремалов. Поэтому вполне резонно, что в этой уникальной серии принимают участие лучшие из лучших. Соревнуются лишь 12 спортсменов с отменной физической подготовкой. В их числе и наши соотечественники — Андрей Игнатенко и Вячеслав Полищук. Судьи, как и в обычных прыжках с трамплина, оценивают амплитуду выполнения прыжков, чистоту входа в воду Кстати, температура воды иногда составляет всего 10 градусов, и очень часто спортсменам мешают волны.
- Андрей, откуда вам доводилось прыгать?
- Да разные были места — кран, скала, балкон Прыгаем с любой платформы, закрепленной на высоте. Сложности могут возникнуть независимо от того, откуда прыгаешь. Главное, чтобы погода была хорошей. Очень сложные условия, например, были в Роттердаме, где мы прыгали с платформы, установленной на портовом кране. Дул сильный ветер, шел проливной дождь, вода была очень холодной. А погодные условия очень влияют на выступления — прыгаем-то мы под открытым небом. Когда холодно, мышцы становятся скованными, и чувствуешь себя далеко не комфортно. Надо постоянно согреваться — по два-три халата на себя приходится надевать.
В Роттердаме, помню, с таким трудом поднимались на площадку для прыжков. На спортсменах было полное страховочное снаряжение — каска, пояс. А ведь в ходе соревнований мы выполняем по четыре прыжка — разминочный, обязательный и два произвольных. Кстати, оцениваются наши прыжки по критериям обычных соревнований. Вот только другая высота (в олимпийских прыжках, например, максимальная высота вышки — 10 метров). Чем сложнее будет твой прыжок и чем чище ты его выполнишь, тем больше шансов победить. Судьи обращают внимание на начало прыжка, сам рисунок, вход в воду
- Как попали в такой экстремальный вид спорта?
- В детстве родители привели меня в бассейн. Прозанимался плаванием полтора года, потом стало скучно. Решил попробовать себя в прыжках в воду. Я-то в свое время прошел через ДЮСШ «Авангард», выступал в чемпионате СССР. Был капитаном команды УССР и даже выигрывал Кубок страны. Советская школа в то время была очень сильной.
Закончив спортивную карьеру, мы с моим товарищем по команде поехали сначала в Германию, а затем в Италию — выступать в дайвинг-шоу. За границей такие представления в парках аттракционов очень популярны. Проработали довольно долго — шесть сезонов. Выступали с различными программами — демонстрировали прыжки. Был небольшой бассейн — девять метров в диаметре, четыре — в глубину. Несколько трамплинов, самый высокий — двадцатиметровая платформа. Шоу занимало около 20 минут. И простые прыжки мы выполняли, и сложные, и сценки различные разыгрывали, и в комических костюмах прыгали. Могли до пяти шоу в день показывать. Кстати, мы были одними из первых русских, начавших выступать в дайвинг-шоу.
- Спорт, участие в шоу и потом снова вернулись в спорт?
- Да. В Италии в 1996 году нам предложили участвовать в соревнованиях по клифф дайвингу. Начинали с легких прыжков. Это последние год-два у нас сумасшедшие прыжки. Правда, в мировой серии Red Bull Cliff Diving и трамплины посерьезнее — от 24 до 27 метров. Мой личный рекорд — 28 метров. Выше я не прыгал — опасно. При прыжках с больших высот идет очень сильный удар о воду. Даже при вертикальном входе в воду ногами вниз. Прыжки ниже чем с 24 метров тоже не практикуются, потому что в соревнованиях участвуют профессиональные спортсмены. Если высота будет ниже, спортсмен может попросту не успеть завершить сложный прыжок. В Книге рекордов Гиннесса зафиксирован прыжок с 50-метровой высоты. Правда, заканчиваются такие рекорды в больнице
«Во время соревнований на дне всегда сидит водолаз — на случай, если спортсмен потеряет сознание»
- Где к соревнованиям готовитесь?
- Это большая проблема. В Украине прыгать негде. Раньше, когда выступал в дайвинг-шоу, тренировался там. Дома готовлюсь к выступлениям мало. А на 27-метровой высоте перед стартом вообще никогда не тренируюсь. Каждый спортсмен готовится по своей программе. Некоторые должны тренироваться, потому что боятся выполнить любой прыжок с такой высоты. Мне достаточно сделать несколько пробных прыжков с небольшой высоты, чтобы почувствовать воду.
На открытой воде — речке, озере — тренироваться опасно. Если ты ошибешься, кто тебя будет со дна доставать? На соревнованиях всегда есть группа людей, отвечающих за безопасность. Дежурят несколько водолазов, один из них попросту сидит на дне — вдруг кто-то потеряет сознание или сильно ударится, неправильно войдя в воду. Поэтому спортсмен, выныривая, тут же должен показать жестом, что с ним все в порядке. Прыгая с такой высоты, мы подвергаемся очень сильной нагрузке. В ходе соревнований случались серьезные травмы, даже при вертикальном входе в воду. Раньше были спортсмены, которые входили в воду головой, теперь же никто не рискует так делать, ведь во время полета мы развиваем скорость до 90 километров в час.
Организация безопасности на Red Bull Cliff Diving на самом высоком уровне. В лодке и на берегу дежурят врачи. При необходимости спортсмена тут же — на машине или вертолете — доставляют в больницу.
- Какой должна быть минимальная глубина при таких прыжках?
- В Италии, где мы прыгали с балкона виллы, глубина составляла всего 4,5 метра. Хозяин виллы разрешил провести соревнования у себя дома. На балконе его гостиной была построена платформа, с которой мы и прыгали. Затем выбирались на берег, какое-то расстояние бежали по городской улице и снова входили в дом.
- У вас травмы были?
- Ну как же без них? Но серьезных травм, тьфу-тьфу-тьфу (стучит по деревянной лавочке. — Авт. ), не случалось.
- В приметы верите?
- Нет Стараюсь на такие вещи не обращать внимания. А вообще, главный девиз наших соревнований — безопасность. Если при этом еще удалось хорошо прыгнуть, тогда радости нет предела.
«Каждый раз перед прыжком преодолеваю страх, и привыкнуть к этому невозможно»
- Призовой фонд турнира предусмотрен?
- Конечно. Никто бесплатно прыгать не будет. По условиям контракта мы не имеем права разглашать эти суммы. На все занятые места предусмотрены призовые.
- Для вашего вида спорта важны физические данные?
- Лишние рост и вес только мешают прыжкам. Да и спортсмены у нас практически одинакового — среднего — телосложения. Культуристов нет. Надо стараться войти в воду без брызг, а упитанному человеку это сделать сложнее.
Ну а возраст Я пока самый старший в нашем коллективе (смеется). Хотя возрастного барьера у нас не существует. Был один австралиец, который, если не ошибаюсь, прыгал до пятидесяти лет. Самый молодой спортсмен на моей памяти — 18-летний Опыта-то у меня больше, а вот возможности выполнить новый — более сложный — прыжок практически нет. У молодых спортсменов хватает сил и соревноваться, и выступать в дайвинг-шоу. То есть у них каждый день есть практика. Я больше не хочу работать в шоу, хватит.
- Семью берете с собой на соревнования?
- Один раз жена поехала со мной. Но ей не понравилось — она же видела, откуда и куда мы прыгаем. Поэтому уже много лет езжу один. Детей (у меня их трое) спортом заниматься не заставлял и даже не советовал. Физкультурой — пожалуйста.
- Вот подходите вы к краю платформы перед прыжком и что чувствуете?
- Чувства не меняются вот уже почти два десятка лет. Новые соревнования — новый страх. Каждый раз как будто прыгаешь если не в первый, то во второй раз. Мандраж сильный. Если этого нет, то надо к врачу обращаться. В свои 45 лет до сих пор очень нервничаю перед прыжками и каждый раз преодолеваю волнение. И привыкнуть к этому, по-моему, невозможно. Но как только оттолкнулся от платформы — все: переживания уходят сами собой.
- С какими мыслями летите?
- Мыслей нет вообще. Прыжок настолько скоротечен — три секунды! В нашем виде спорта главное — вовремя увидеть воду. Когда я ее вижу, успокаиваюсь — тогда могут быть только маленькие ошибки. Иногда спортсмены при выполнении прыжка «теряются» в воздухе и падают в воду животом или спиной. Это очень болезненно.
- Как расслабляетесь после соревнований?
- Спортсменов, занявших призовые места, награждают ценными призами и шампанским. Бутылки тут же откупориваются и разбрызгиваются. Остальное по глоточку выпивают все двенадцать спортсменов. После соревнований обязательно устраивается вечеринка, на которой можем расслабиться. До чертиков, конечно, никто не напивается. Понимаете, такой стресс ведь все равно чем-то надо снимать. Как же без этого?..
1109Читайте нас в Facebook