Если парламент преодолеет вето виктора ющенко на закон о выборах главы государства, то через полгода новому президенту придется доказывать мировому сообществу легитимность своего избрания?
Завтра парламент соберется на внеочередную сессию, которую инициировала проправительственная фракция БЮТ. Как сообщил на днях Председатель Верховной Рады Владимир Литвин, в повестке дня внеочередного заседания два вопроса: о преодолении вето главы государства на законы о внесении изменений в государственный бюджет в части финансирования подготовки к Евро-2012, а также о внесении изменений в закон о выборах президента Украины.
Участие Нацбанка в латании дыр госбюджета может спровоцировать рост инфляции
Напомним, что в июле правительство предложило, а часть коалиции при поддержке оппозиционной Партии регионов поддержала изменения в госбюджет с целью финансирования строительства объектов и инфраструктуры для проведения финала чемпионата Европы по футболу Евро-2012 по следующей схеме: Нацбанк до 10 декабря текущего года должен внести в госбюджет превышение своих сметных доходов над сметными расходами на общую сумму не менее 9,8 миллиарда гривен. Эксперты по этому поводу заметили, что впервые за годы независимости Кабмин поставил отечественному Центробанку задачу по наполнению казны. Хотя общеизвестно, что главная миссия НБУ — стабильность национальной валюты и банковской системы страны.
Несмотря на это, Кабмин при поддержке парламента, в том числе и его оппозиционной части, обязал Нацбанк выделить средства. Нетрудно догадаться, что эти деньги будут эмиссионными, то есть их просто напечатают. Это, в свою очередь, раскачает маховик инфляции, от которой пострадают самые бедные граждане. Впрочем, судя по всему, инициаторов такого решения финансовых проблем в государстве это волнует меньше всего. Ведь они даже проигнорировали нормы бюджетного кодекса, гласящие, что эмиссионные деньги не могут быть источником финансирования дефицита госбюджета, а также то, что закон запрещает Нацбанку предоставлять прямые кредиты кому бы то ни было.
Но суть проблемы не столько в нарушении законов, которое, к сожалению, в нашей стране стало уже привычным делом, сколько в методах распределения государственных ресурсов. В данном случае — денег на Евро-2012. По мнению представителя инициативы «Фронт перемен», почти 10 миллиардов гривен в ручном режиме правительство будет делить вместе с двумя парламентскими комитетами — бюджетным и банковским. Примечательно, что оба комитета на 70 процентов состоят из членов фракций БЮТ и Партии регионов.
Кстати, как заявила заместитель лидера фракции «регионалов» Анна Герман, «Партия регионов будет преодолевать вето на закон по Евро-2012, а также на закон о внесении изменений в закон о выборах президента Украины».
Стоит отметить, что, принимая решение отклонить предложенные Кабмином и парламентом источники финансирования Евро-2012, Президент исходил из того, что схема распределения госденег является антиконституционной. Поскольку по Конституции распорядителем средств государственного бюджета является исключительно Верховная Рада, утверждающая все доходы и расходы законом о госбюджете, при необходимости внося в него поправки. В то же время парламентские комитеты являются не органами согласования решений правительства, а органами законопроектной работы по подготовке и предварительному рассмотрению вопросов, находящихся исключительно в компетенции парламента.
Снятых с избирательной дистанции кандидатов в президенты лишили права обжаловать это решение Центризбиркома?
История с изменениями в закон о выборах президента — второе направление, по которому Партия регионов, как заявила Анна Герман, готова оказать поддержку инициаторам внеочередной парламентской сессии из БЮТ.
Более того, авторами изменений в избирательное законодательство являются члены фракции «регионалов» Александр Лавринович и Елена Лукаш, а также бютовец Андрей Портнов и недавно ставший членом партии «Батькивщина» (входит в состав БЮТ. — Авт. ) Роман Зварыч. Как считает ряд экспертов по избирательному праву, если смоделировать процесс выборов по предложенному ими закону, то, начиная с формирования участковой избирательной комиссии и заканчивая установлением результатов народного волеизъявления, он превращается в поле для манипуляций и фальсификаций результатов выборов, ограничивая права граждан.
Например, право голоса за границей будут иметь лишь те украинские избиратели, которые состоят на консульском учете. А ведь только официально в странах ЕС проживает более 3,3 миллиона украинских граждан, имеющих право голоса, и большинство из них не состоят на консульском учете. Кроме того, закон не закрепляет равномерно-пропорциональное распределение членов участковых и окружных избирательных комиссий между кандидатами в президенты, что относится в том числе и к руководителям комиссий. Это позволит той или иной политической силе брать под контроль целые комиссии. Упрощается также процедура изгнания из заседания участковой и окружной комиссии члена комиссии, наблюдателя, уполномоченного представителя кандидата в президенты и даже самого кандидата. Снятый с избирательной дистанции кандидат в президенты, согласно заветированному проекту, фактически не сможет обжаловать решение Центризбиркома. То же касается и обжалования результатов выборов Подобные моменты могут привести к тому, что международное сообщество весьма прохладно отнесется к нововведениям украинского избирательного законодательства, а в легитимности избранно-назначенного таким образом президента цивилизованный мир будет очень сильно сомневаться.
Впрочем, если учесть, что, согласно социологическим опросам, 30 процентов украинцев еще не определились со своими симпатиями, а лидеры правящей коалиции и оппозиции в сумме с трудом набирают 40 процентов народных симпатий, то потенциал для альтернативного сценария развития ситуации достаточно высок. Как утверждают те же социологи, на третьем месте уверенно набирает очки лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк.
160Читайте нас в Facebook