ПОИСК
Происшествия

Из-за «непролетарского происхождения» александра яковлева, создавшего один из лучших советских планеров, долго не хотели принимать в военно-воздушную академию имени жуковского…

0:00 21 августа 2009
Из-за «непролетарского происхождения» александра яковлева, создавшего один из лучших советских планеров, долго не хотели принимать в военно-воздушную академию имени жуковского…
22 августа исполнилось 20 лет со дня смерти выдающегося авиаконструктора

В годы Великой Отечественной войны одним из лучших и самым массовым был истребитель Як-З. На самолетах Яковлева воевали трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, дважды Герои Советского Союза, будущие маршалы авиации Арсений Ворожейкин, Александр Колдунов, Евгений Савицкий, генерал-полковник Владимир Лавриненков и многие другие асы.

Именно в конструкторском бюро Яковлева в годы войны раскрылся и возмужал талант Олега Антонова.

В мирное время Александр Сергеевич Яковлев дважды Герой Социалистического Труда, был среди зачинателей эры сверхзвуковой реактивной авиации и создателей самолетов вертикального взлета, а также крылатых машин, способных подниматься с палубы авианосца.

7 фактов из жизни Александра Яковлева

РЕКЛАМА

Дед авиаконструктора держал в Москве свечную лавку и имел подряд на освещение люстр Большого театра

1. Выдающийся советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года в Москве, в семье служащего. Из-за «непролетарского происхождения» молодого талантливого конструктора, создавшего в 1924 году один из лучших советских планеров, несколько лет не хотели принимать в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, хотя род Яковлевых происходил из крепостных крестьян. Правда, уже дед Александра Сергеевича держал в Москве свечную лавку и имел подряд на освещение люстр Большого театра.

Лишь в 1927 году, после того как Яковлев построил и успешно испытал свой первый легкий самолет АИР-1, его наконец приняли в академию.

РЕКЛАМА

2. После окончания академии Александр поступил на авиазавод, где в 1932 году организовал так называемую группу легкой авиации.

Свою деятельность молодое конструкторское бюро начинало в помещениях кроватной мастерской. Ее директор поначалу пытался отговорить Яковлева строить самолеты. Дескать, еще неизвестно, что получится, а железные кровати — дело верное, чистая прибыль. Но Александр Сергеевич упорно шел к своей цели. И вскоре создал одноместный учебно-тренировочный самолет-моноплан УТ-1, который до 1946 года успешно использовался для переучивания летчиков на скоростной (по тем временам) истребитель И-16, а также как легкий штурмовик и самолет святи.

РЕКЛАМА

Едва ли не самым массовым учебным самолетом первоначальной подготовки курсантов в предвоенные годы был двухместный самолет УТ-2. После войны на смену ему пришли знаменитый Як-18 и его модификации. Они до сих пор служат в некоторых аэроклубах стран СНГ. Кстати, именно эти самолеты выступили в роли истребителей в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики» и других кинокартинах о Великой Отечественной войне.

3. Перед войной КБ Яковлева переключилось на создание боевых машин. В 1940 году авиаконструктора назначили еще и заместителем наркома авиационной промышленности СССР по новой технике. Это вызвало неоднозначкую реакцию в среде технической интеллигенции. Кое-кто обвинял его в необъективности и затирании других авиаконструкторов. Говорили даже о том, что в конце 30-х Яковлев избежал репрессий якобы потому, что доносил Сталину на Туполева, которого вскоре арестовали.

Яковлев в своих мемуарах пишет: «Уже с начала лета 1939 года Сталин стал вызывать меня для консультаций по авиационным делам… для доверительного обсуждения важных вопросов: «Говорите то, что думаете, не смущайтесь — мы вам верим, хотя вы и молоды. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективным больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото. Именно тогда он сказал мне: «Мы не знаем, кому верить… »

Яковлев оказался в непростой ситуации. Но «стучал» ли он вождю на коллег? Туполев, который и сам был небезгрешен, к тому времени уже более года сидел. Еще в начале 30-х, работая начальником Главного управления авиапромышленности, он невзлюбил украинского авиаконструктора Константина Калинина, создающего в Харькове самый большой в мире семимоторный самолет, прообраз американских «летающих крепостей» К-7. Быть может, потому, что сам вынашивал планы создания шестимоторного самолета-гиганта «Родина»?

Вскоре произошла загадочня катастрофа К-7. КБ Калинина закрыли, авиаконструктора арестовали и замучили в застенках НКВД. Примерно через год после того как разбился самолет «Родина», попал в тюрьму и Туполев. Но Яковлев в то время еще не был вхож в кабинет Сталина. К тому же его тогда еще не интересовали тяжелые самолеты и Туполев не был ему конкурентом.

Самолеты Яковлева до 1956 года состояли на вооружении ВВС Франции

4. Во все периоды истории отечественной авиации самолеты Яковлева были одними из лучших. В начале 1942 года генерал де Голль предложил направить в СССР группу летчиков, которые могли бы представлять сражающуюся Францию на советско-германском фронте. Пилоты эскадрильи «Нормандия», со временем преобразованной в авиаполк, воевали на истребителях Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, участвовали в осбождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, взятии Кенигсберга и других городов Восточной Пруссии, уничтожили 273 самолета противника.

В июне 1945 года на боевых машинах Як, подаренных советским правительством Франции, авиаторы «Нормандии-Неман» вернулись в Париж. Эти самолеты состояли на вооружении полка до 1956 года. Один Як-3 ныне хранится в Национальном музее авиации в Ле Бурже. А в Киеве, в Музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, на площадке боевой техники стоит маленький, по сравнению с возвышающимися рядом реактивными МиГами, но не менее грозный истребитель Як-9.

5. В мирное время в конструкторском бюро Яковлева родились учебные самолеты Як-18, Як-50, Як-52, «воздушное такси» — четырехместный Як-12, первые советские реактивные истребители и перехватчики, сверхзвуковые бомбардировщики, самолеты короткого и вертикального взлета и посадки, пассажирские самолеты.

6. Полвека назад, летом 1959 года, в городе Пушкине под Ленинградом потребовалось провести строительную реставрацию крыши знаменитого Екатерининского дворца. Деревянные стропильные фермы надо было заменить металлическими. Смонтировать башенный кран возле дворца было очень сложно — мог пострадать парк, старинные скульптуры.

На Западе существовал опыт перемещения крупногабаритных грузов при помощи вертолетов. Но выполнять монтажные работы, то есть устанавливать конструкции с точностью до миллиметра — такого в мире еще никто не делал.

За работу взялись вертолетчики КБ Яковлева. За два неполных дня на самом большом в то время мире вертолете Як-24 они демонтировали 30 деревянных ферм весом 3200 килограммов каждая и установили 18 металлических ферм весом до двух тонн каждая. Были сэкономлены время и огромные средства. Эта операция открыла широкие перспективы для использования вертолетов в качестве летающих кранов в местах, недоступных для другой техники. В 1986 году опыт авиаторов фирмы Яковлева очень пригодился во время ликвидации последствий аварии в Чернобыле.

За годы эксплуатации с вертолетами Як-24 случались аварии, но при этом не погиб ни один человек!

7. Высокой надежностью отличаются и летающие до сих пор на авиалиниях СНГ и дальнего зарубежья пассажирские самолеты Як-40 и Як-42. Катастрофы, которые с ними случались, происходили не по вине конструкторов и производственников, а из-за ошибок летчиков и наземных служб. Например, 28 августа 1993 года во время гражданской войны в Таджикистане боевики оппозиции силой оружия заставили экипаж пассажирского Як-40, вылетавшего из аэропорта Хорог в Душанбе, вместо 32-х пассажиров взять на борт 86 человек! Перегруженной машине требовался более длинный разбег. Самолет, возможно, и взлетел бы, однако уже за пределами полосы, в поле, одна стойка шасси попала в оросительный канал, другая налетела на камень. Самолет упал в долину реки Пяндж. Чудом выжили только четыре человека.

26 мая 2003 года в горах Турции на подлете к аэропорту Трабзон в условиях плохой видимости разбился украинский самолет Як-42, перевозивший из Кабула в испанский город Сарагоса миротворцев. Погибли 74 человека. Причина — ошибка турецкого диспетчера, указавшего экипажу неправильный курс.

418

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров