Режиссер карен шахназаров: «перед съемками «зимнего вечера в гаграх» евгений евстигнеев очень быстро научился бить настоящую чечетку»
На счету известного режиссера Карена Шахназарова такие ленты, как «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Цареубийца» с Олегом Янковским в главной роли. Вот уже десять лет Карен Георгиевич является бессменным руководителем киностудии «Мосфильм». Снять картину «Палата № 6» по рассказу Чехова Шахназаров мечтал давно. Чтобы презентовать фильм, премьера которого состоится в Киеве в кинотеатре «Жовтень» 4 сентября, режиссер приезжает в столицу Украины. Лента уже успела завоевать первые награды. На недавнем международном Московском кинофестивале исполнитель главной роли Владимир Ильин получил приз за лучшую мужскую роль.
«Во всем мире старые советские фильмы пользуются огромным успехом»
- Карен Георгиевич, вы ведь мечтали, чтобы в вашей «Палате № 6» снялся сам Марчелло Мастроянни?..
- Картина ради него и задумывалась. Это совместный проект с итальянцами. Было это 20 лет назад, но мы так и не договорились. Я предлагал перенести сюжет в наши дни, а итальянцы хотели более классический, традиционный фильм.
- Вы лично были знакомы с Мастроянни?
- Да, мы сдружились, много общались, часто созванивались. Марчелло очень хотел играть у меня. Он был, конечно, очень интересный, яркий человек.
- Наверняка по долгу службы вам приходилось бывать в Голливуде. Как там у них, если сравнивать с «Мосфильмом»?
- В Голливуде пять таких студий, как «Мосфильм». Помимо киношной базы, это еще и гигантские финансовые активы. Хотя во многих отношениях мы гораздо современнее выглядим, чем их студии.
- Неужели?
- Зря вы иронизируете. Два года назад мы провели несколько важных мероприятий по модернизации оборудования и аппаратуры. Могу сказать, у нас перезапись первоклассная, запись музыки отличная. Думаю, на голливудских студиях такого нет, последняя реконструкция там делалась лет 20 назад, значит, оборудование сильно устарело. Правда, у нас гораздо хуже с финансами. Не можем себе позволить снимать проекты стоимостью 50-100 миллионов долларов, но это другой вопрос.
- В мире кризис бушует, а вы вовсю фильмы снимаете. Он что, вас не коснулся?
- Мы себя достаточно спокойно чувствуем, поскольку есть запас прочности. Наблюдается, конечно, определенное снижение. Бюджеты картин стали меньше, да и снимаем не так много, как раньше. На «Мосфильме» падение производства кино составляет процентов 20 по сравнению с прошлым годом. Но работники «Мосфильма» пока не страдают. Никто не уволен, зарплату не сокращали.
- Говорят, старое советское кино до сих пор пользуется в мире большой популярностью.
- Это правда. Причем иногда просто поражает география стран, где смотрят наши ленты. Понятно, когда советские фильмы любимы на Кубе или в Китае, но вот не так давно, например, Танзания заказала у нас около ста картин! Послезавтра я улетаю в Мехико на открытие Недели «Мосфильма». В восьми городах Мексики крупнейшие прокатные компании до декабря будут демонстрировать в кинотеатрах старые советские ленты. Иностранные партнеры отобрали фильмы Элема Климова, Андрея Тарковского, Ларисы Шепитько.
«Каждый день проплываю в бассейне полтора километра»
- Думал, на отдых собираетесь, а вы опять в командировку.
- Отдохнуть я уже успел. В начале августа выкроил пару недель для отпуска, побывал на Кипре.
- Первую свою загранпоездку помните?
- Конечно! Поехал в Прагу, куда командировали моего отца. Когда-то в Чехословакии был журнал «Проблемы мира и социализма», и папа в нем работал. Это был 1963 год, мне тогда исполнилось 11 лет. Года полтора мы с родителями жили за границей. Помню, меня просто поражали машины на дорогах. Они были совершенно не такие, как в Советском Союзе. В то время чехи выпускали «Татры», «Шкоды». Это было нечто! Своим фотоаппаратом «Смена-8М» я фотографировал эти диковинные авто.
- Вы заядлый автомобилист, наверное, страсть к машинам еще с тех лет?
- Раньше я на такси ездил. Первая машина у меня появилась только в 40-летнем возрасте. Как и положено, это была «Волга». И хотя сейчас есть служебная машина, предпочитаю сам садиться за руль. В какой-то степени это стало хобби. Отдыхаю за рулем, как ни странно.
- У вас эксклюзивный автопарк?
- Нет, у меня, как говорится, одна, но хорошая — «Ленд Крузер Прадо».
- Правда, что ваше второе увлечение — плавание?
- Стараюсь не пропускать занятий — для меня это важная часть жизни. Проплываю в бассейне каждый день по полтора километра!
- Помните название фильма, который увидели впервые в своей жизни?
- В памяти осталось только то, что это было на юге. Папа заработал какие-то деньги, и мы с родителями поехали отдыхать. Мне было лет пять. В открытом кинотеатре в Сухуми показывали фильм, связанный с Латинской Америкой. Какие-то пампасы, сомбреро, лошади, перестрелка, что-то романтическое и красивое. Эта картинка до сих пор стоит перед глазами, хотя не помню название ленты. Я был не просто увлечен увиденным, а поражен.
- Именно тогда решили стать режиссером?
- Я даже не знал, что существует такая профессия. Вообще, собирался поступать во ВГИК на художественный факультет, поскольку с детства люблю живопись, занимался в художественной школе. Но, оказалось, нужно иметь среднее художественное образование, а с одним только аттестатом можно поступить лишь на режиссерский.
- Четверть века назад на экраны вышел ваш первый хит «Мы из джаза»
- Практически для всей съемочной группы это был шанс что-то доказать. Потому что все были молодыми и в какой-то степени неудачниками. Например, моя первая картина была не очень хорошая. Первую часть «Мы из джаза» снимали в Одессе. Был сентябрь, бабье лето — хорошая погода, теплое море. А чего стоит колоритная одесская массовка из местных. Помню, во время съемки одной из сцен в кадр случайно попала старушка, выносящая ведро с мусором. Она стояла среди актеров, наблюдая за происходящим. Это было так классно, что ее не стали убирать, и бабушка попала в картину.
- Спустя два года вы сняли «Зимний вечер в Гаграх». Как работалось с Евгением Евстигнеевым?
- Все понимали, что на площадке выдающийся актер. Но он был необыкновенно демократичен в общении, прост и доступен. Евгений Александрович ОЧЕНЬ веселый, компанейский человек. Большой жизнелюб и хороший рассказчик.
- Ему пришлось перед съемками настоящую чечетку разучивать?
- Да, но уроки давались легко. Он ведь барабанщиком был в молодости, играл в джазе. Вообще, очень музыкальный актер с прекрасным чувством ритма.
- В этой же картине Наталья Гундарева сыграла эдакую истеричку. Говорят, характер у нее на самом деле был нелегкий?
- Вы имеете в виду сцену, когда певица Ирина Мельникова, которую играет Гундарева, меряет кучу шляпок, а потом закатывает истерику своей костюмерше? Не думаю, что Наталья могла такое вытворить в жизни. У этой героини действительно был реальный прообраз, хотя не буду называть, кто это. Мне кажется, как раз Наташе подобное поведение не свойственно, Царствие ей небесное. Она была непростым человеком, но абсолютно не страдала звездной болезнью.
«20 лет назад жена с ребенком уехала в Америку, и я до сих пор ничего не знаю о своей дочери»
- У вас часто снимается Олег Басилашвили. Он ваш любимый актер?
- Я люблю его не только как актера, многие годы с Олегом меня связывает дружба. Он невероятно способный, может играть совершенно разные роли.
- Олег Валерианович с вами не спорит на площадке?
- Нет, но как человек творческий может что-то предлагать. Споры с Басилашвили у нас бывают только политические. Я иногда спорю с ним, чтобы позлить. Он слишком эмоциональный, быстро заводится.
- Ваш отец действительно был соратником Горбачева?
- Он был помощником Михаила Сергеевича, работал вместе с ним. Мы с Горбачевым до сих пор в хороших отношениях. Встречаемся на приемах, созваниваемся. Обычно он всегда приходит ко мне на премьеры, поздравляем друг друга с праздниками.
- Руководите киностудией, снимаете кино, колесите по миру, занимаетесь спортом. А на семью время остается?
- Как только выпадает свободная минута, стараюсь уделить ее сыновьям: 16-летнему Ивану и 13-летнему Василию.
- Вы строгий отец?
- Пытаюсь приучить детей к чтению, ведь это большая проблема нынешней молодежи. Приходится и голос повысить иногда, и какие-то слова говорить нехорошие (смеется). В угол, конечно, не ставлю — уже не тот возраст, но уверен, что детей надо принуждать к определенным вещам, заставлять. К спорту я их приучил — оба прекрасно плавают. У нас взаимный процесс обучения. Сыновья научили меня компьютерным играм. Они в этом смысле настоящие мастера.
- Дочь Анна, с которой вы не виделись много лет, живет в США. Получается, что картина «Американская дочь» в какой-то степени автобиографичная?
- К сожалению, я так ничего и не знаю о ней. Не могу сказать, что этот фильм обо мне, хотя похожая история случилась в моей жизни. Это произошло почти 20 лет назад, а время лечит, многое стирается из памяти. Вернувшись из командировки, я обнаружил, что нет ни супруги, ни дочери. Жена просто забрала ее и уехала в Америку — тогда еще не было закона, требующего для выезда за рубеж согласие обоих родителей. Больше со своей девочкой я так и не виделся. В этом году ей исполняется 24. Поначалу я пытался разыскать их, но потом понял, что это бесполезно
Благодарим за содействие в организации интервью директора кинотеатра «Жовтень» Людмилу Горделадзе.
460Читайте нас в Facebook