«свекор вытолкал меня, беременную, со двора: «такая невестка нам не нужна, иди в цирк — там карлицам место! »
Если зайти на любой из сайтов по трудоустройству и задать в поиск профессию «алхимик», то, конечно, вакансий не окажется. Но, как оказалось, чудеса бывают — такая специальность востребована, даже в сложный для трудоустройства период экономического кризиса. В львовском кафе «Гасова лямпа» (»Керосиновая лампа») перед клиентами разыгрывается маленький спектакль, в котором принимает участие штатный алхимик. Актрисой (попутно и официанткой) является 29-летняя Лидия Ярошевич. По древней мифологии, алхимик — карлик, ростом не много более метра 20 сантиметров. Никто из посетителей не догадывается, что роль исполняет одинокая мать, воспитывающая маленького ребенка и опекающая старых больных родителей. Судьба не была к Лидии благосклонна, но она каждый день говорит Богу спасибо и за эту с огромным трудом найденную работу, и за материнство. Продолжает надеяться на счастье и мечтает вырасти еще сантиметров на 20. Откуда в этой маленькой и хрупкой женщине столько оптимизма?..
«Мое состояние — не генетическая ошибка, а следствие недосмотра медиков»
- Когда мне было 13 лет, стала замечать, что серьезно отстаю в росте от одноклассников, — вспоминает Лида. — На уроках физкультуры было тяжело угнаться за сверстниками, чувствовала, что с ногами не все в порядке. В школе меня прозывали Лидка-улитка. Обидно до слез! Обеспокоенные родители показывали меня множеству врачей, однако их диагноз был безнадежным — дисплазия ног. Думаю, что подобное состояние — не генетическая ошибка, а следствие недосмотра медиков при моем рождении. Мама меня поздно родила. Роды были очень тяжелые, и ей делали кесарево сечение. Может, из-за этого я и стала такой?
Чтобы дать отпор обидчикам, начала заниматься дзюдо, пять лет упорно тренировалась. Руководитель секции не жалел меня — давал такую же физическую нагрузку, как и остальным ребятам. Говорят, на меня возлагали большие надежды. Да, видно, не судьба была стать спортсменкой. Стала отставать в учебе, и спорт пришлось бросить. Заканчивая школу, жутко боялась — кому я такая нужна?! Но потом поступила в училище на специальность «социальный работник», очень жалела инвалидов, пенсионеров, хотела им помогать. Хотя люди относились ко мне по разному: одни в испуге шарахались, другие смеялись и оскорбляли, третьи — сочувствовали.
Наш разговор прерывают нетерпеливые крики посетителей из зала. Они требуют зрелищ. Лида надевает длинный, специально пошитый для нее темный плащ, набрасывает на голову капюшон. В руках сосуд, в котором находится пиротехническая смесь. Выходит на небольшую темную сценку, зажигает спичку — под потолок рвется с шипением и дымом слепящее пламя. В зале вскрики перепуганных дамочек, рев восторжен-ной публики, аплодисменты.
- Конечно, моя профессия — алхимик в кафе — это больше образ, чем занятие, — продолжает рассказ вернувшаяся к столику Лида. — Никаких ядов, снадобий и парфюмерии я, естественно, не изготовляю. Показываю этот трюк с «огненным зонтиком», помогаю официантам брать заказы у клиентов, устраиваю фейерверки из пороха и бенгальских огней, петард, продаю сувениры: керосиновые лампы, ручные кофемолки, магнитики — все, что может напомнить многочисленным туристам о нашем прекрасном городе. Работы много! Иногда по вечерам из-за наплыва клиентов и передохнуть некогда. Но я этому рада! Потому что пережила ужас безработицы.
После училища устроиться по специальности Лида не смогла. С трудом нашла работу швеи на мизерную зарплату. Там, на фабрике, и встретила свою любовь.
- Мой избранник был тихий культурный мужчина старше меня на девять лет, — грустно вспоминает Лида. — Он жил в селе с родителями. И хоть все считали его красивым старым холостяком, местные барышни не очень-то отвечали на его ухаживания — мама держала сына под жестким контролем. Кому ж охота иметь такую свекровь?! А я, дурочка, и подумать не могла, что мать станет ему дороже и меня, и собственной дочки. Когда позвонила будущей свекрови и сообщила, что жду от ее сына ребенка, та огласила эту новость на всю швейную фабрику. Слава Богу, что меня, беременную, с работы не уволили, а смилостивились и дали возможность пойти в декретный отпуск. Когда я приехала в село к родителям любимого, его отец в шею вытолкал меня со двора: «Такая невестка нам не нужна, иди в цирк!»
Месяц ревела от боли и человеческой жестокости. На всю жизнь у меня от этих слов осталась глубокая рана. К тому же очень переживала, что скажут мои родители, здоровым ли появится на свет мой ребенок. Но мама и папа (так я называю отчима) обрадовались внучке, а врачи уверяли, что все будет хорошо. И два года назад 10 мая у меня родилась здоровая доченька — Лилия, весом два килограмма 800 граммов и ростом 50 сантиметров. Отец навестил ее пару раз, и больше мы его не видели. Подруга подарила нам детскую кроватку, а сестра — коляску
«Мечтаю сниматься в кино, может, даже в боевиках»
Из декретного отпуска молодой женщине пришлось выйти досрочно — нужны были средства поднимать малышку. Работу искала долго — читала объявления, обходила фирмы, заводы, фабрики. Лида могла устроиться медицинским и социальным работником, поваром, швеей. Казалось бы, все эти специальности востребованы, но, увидев перед собой карлика, работодатели отводили в сторону глаза: «Вы нам не подходите».
На должность «алхимика» в кафе попала случайно — помогли знакомые.
- Зарплата у меня небольшая, но ведь я тружусь только четыре дня в неделю, к тому же шью себе одежду и вышиваю! — оптимистично замечает Лида. — А свободное время сейчас, когда растет моя дочурка, очень кстати.
На работу по утрам добираюсь общественным транспортом с другого конца города. Впопыхах люди иногда отталкивают меня, не замечая, кто у них там крутится под ногами. В летнее время поспокойнее, а вот зимой частенько выхожу на улицу из маршрутки без пуговиц. За ребенком мне помогает присматривать мать, которой 65 лет, и
80-летний отчим. Живу с родителями в обыкновенной двухкомнатной квартире, в которой многое приспособлено под мое «лилипутство». Имею старших братьев Ивана и Игоря и сестру Галину. У меня много племянников — четыре мальчика и три девочки. И ни у кого из родственников нет проблем с ростом! А тут дочка вскоре меня обгонит — ей сейчас два годика, а она мне по пояс. Растет умницей и здоровой. В общем, я счастлива.
- О чем вы мечтаете?
- Стать красивой и богатой! — смеется Лида. — Конечно, я каждый день молю Бога о том, чтобы чуточку подрасти, сантиметров на 10-20. А еще очень хочу сниматься в фильмах, может, даже боевиках, ведь навыками боевого искусства владею, или в каких-то азартных программах на телевидении на манер французской игры «Форт Буаярд». Два года назад снялась в документальном фильме о людях маленького роста под названием «Зона роста». Я там рассказывала о себе, своей жизни, проблемах. Встретилась с товарищами по несчастью со всей Украины. Но так разволновалась, что, к сожалению, даже их адресов и телефонов не записала. А мне очень хочется узнать, как у них сложилась судьба. Может, через газету «ФАКТЫ» кто-то откликнется? Очень на это надеюсь.
1194Читайте нас в Facebook