ПОИСК
Происшествия

Космонавт александр волков: «мой скафандр продали с аукциона американцам. Говорят, не продешевили — взяли несколько миллионов»

0:00 3 сентября 2009
Космонавт александр волков: «мой скафандр продали с аукциона американцам. Говорят, не продешевили — взяли несколько миллионов»
В Донбассе открылся музей первой в мире космической династии Волковых

На торжества по случаю Дня шахтера, 140-летия Донецка и 230-летия Горловки, а также открытия в Донецке стадиона «Донбасс-арена» приехала огромная делегация землячества донбассовцев в Москве, в составе которой были два космонавта — Героя Советского Союза: Владимир Титов и его друг и коллега по отряду Александр Волков. Александра Волкова сопровождали супруга Анна Николаевна, старший сын, 36-летний Сергей, с женой Натальей и восьмилетним сыном Егором, а также младший сын, 30-летний Дмитрий, который 11 месяцев назад тоже стал отцом — дочь назвал в честь своей мамы Анечкой.

Александр и Сергей Волковы в воскресенье побывали на малой родине Волкова-старшего — в городе Горловка Донецкой области, где открылись, можно сказать, «семейный» музей и бульвар — имени первой в мире космической династии. Александр Волков летал в космос трижды и в общей сложности провел на орбите 391 день 11 часов 54 минуты, совершил два выхода в открытый космос. В прошлом году Сергей свой 35-й день рождения и 60-летний юбилей отца тоже встретил на космической орбите, где провел 198 суток.

«Взять с собой на борт кусок угля мне долго не разрешали»

- Когда я пролетаю над Украиной, всегда стараюсь подплыть к иллюминатору и посмотреть на Землю, — признался Сергей, с которым удалось немного пообщаться во время открытия музея Волковых в Горловке.  — Ведь я родился в Чугуеве Харьковской области, где мой отец тогда служил летчиком-испытателем. Пока были живы дедушка и бабушка, минимум две недели летних каникул я проводил в их доме в Горловке.

Школы № 10 в поселке Ртутный (Никитовский район Горловки), где учился будущий космонавт Волков, давно уже нет. Потому музей решили устроить в ОШ № 25 — в жилом массиве, где многие жители поселка Ртутный впоследствии получили квартиры в многоэтажках. А дом, который в 1952 году возвел отец космонавта Волкова, братья продали после смерти родителей. Но на этом добротном, обложенном кирпичом домике № 26 по улице Столетова в прошлом году городские власти установили мемориальную доску в честь «звездного» земляка. Александр Александрович очень гордится этим: «Может быть, я такой чести и не заслужил, но я очень старался», — заверил космонавт, заметив при этом, что на выбор своего старшего сына он не влиял. По словам Волкова, Сергей сам избрал для себя профессию летчика и сам «пробился» в космический отряд.

РЕКЛАМА

- В школе имени Героя Советского Союза летчика-космонавта Комарова в Звездном, где я учился, учителя меня никак не выделяли — ведь в каждом классе были дети космонавтов, — рассказывает командир транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА», командир 17-й длительной экспедиции на Международную космическую станцию, полковник ВВС России Сергей Волков.  — Впервые я почувствовал себя сыном «звездного отца» лишь в пионерском лагере, когда услышал, как товарищи по отряду шепчутся: «Его папа полетел в космос».

На Донбасс Сергей Волков привез… кусочек угля, добытого в горловской шахте имени Гагарина. Сергей брал его с собой в полет, и теперь донецкий уголек украшает штамп МКС — Международной космической станции.

РЕКЛАМА

- Взять с собой на борт корабля «Союз ТМА-12» кусок угля с малой родины моего отца мне долго не разрешали, — признается Сергей.  — Несмотря на то, что этот кусочек был герметично запечатан в пластиковый контейнер. Еле-еле уговорил организаторов полета…

Волков-старший мечтал передать Горловскому историческому музею, где существует его именной уголок, свой скафандр, в котором он дважды летал в космос.

РЕКЛАМА

- Обычно скафандр рассчитан на один полет, а мой продержался два: умели качественные вещи производить и в СССР, — не без гордости рассказывает Александр Александрович.  — Но, увы, как я выяснил, этот скафандр уже продали с аукциона американцам. Говорят, что не продешевили — взяли за него несколько миллионов долларов. Научно-производственное объединение «Звезда», где хранился скафандр, с развалом Союза коммерциализировалось. Эта вещь принадлежала им. А предприятию нужно было выживать… Я ведь тоже улетал в свою последнюю космическую экспедицию 2 октября 1991 года, будучи еще гражданином СССР. А 26 декабря этого же года Советский Союз прекратил свое существование. Тогда, на волне всеобщей неразберихи и безвластия, и появились в прессе всякие «страшилки». Западная пресса раздула эту тему до абсурда. Я сам читал, что якобы в Мексике у здания русского посольства даже собралась демонстрация, которая требовала вернуть с орбиты меня и моего напарника Сергея Крикалева и готова была объявить сбор средств на эти цели! На самом деле деньги на возвращение нашего экипажа на землю в казне были.

«Когда брата зачислили в отряд космонавтов, я бросил курить — из солидарности»

До сих пор на родине Александра Волкова в Горловке живет его старший брат Геннадий Романенко, бывший горный мастер геолого-разведывательной партии, а ныне — пенсионер.

«Здравствуй, Гена! Шлю тебе огромный привет с борта орбитального комплекса «Мир», — таким строчками начинается письмо летчика-космонавта Александра Волкова, переданное прямо с космической орбиты 17 декабря 1988 года в Горловку, старшему брату Геннадию. Письмо, отправленное во время второй своей космической экспедиции, «братан Саша» (так подписался космонавт Волков) передал со сменным экипажем на Землю, а уже из подмосковного городка космонавтов Звездного его переслали на Донбасс. Это одна из немногих семейных реликвий, которые остались у 65-летнего Геннадия Александровича Романенко.

- Все, что было, раздали: и у родителей, и у меня постоянно что-то выпрашивали — то в исторический музей, то для издания книги о наших земляках-героях, — вздыхает собеседник.  — Еще вот фото храню, которое мой братик брал с собой в первый полет в 1986 году — там, где я с моим старшим племянником Сережей, который в прошлом году тоже слетал в космос. Теперь уже Сережиному сыну Егору столько же, сколько Сереже на фото, — восемь лет. На снимке штамп видите? «Космическая станция «Салют» — такими печатями отмечают все вещицы, побывавшие на земной орбите. Только я не хочу к славе братишки примазываться. Брат три раза в космос летал, а я даже за границей никогда не был.

- Да и фамилии у вас разные, хотя отчества одинаковые. Почему так?

- Я практически не знал своего родного отца. Моей маме было 20, когда немцы объявили массовый угон в Германию из оккупированного Донбасса, не забирали лишь беременных. Вот мама и решила срочно выйти замуж, а в январе 1944-го появился на свет я. Обоих мужей матери звали Александрами. Мой родной папа явился ко мне, когда я уже школу оканчивал, и сообщил, что живет он тоже в Горловке, но я с ним общаться не захотел. Батей для меня был отчим — отец моего младшего братишки, появившегося на свет в 1948-м.

Геннадий Романенко шутит, что мог бы «пристроиться» к родне однофамильца — космонавта Юрия Романенко, с которым не раз оказывался за одним столом, когда гостил у брата в Звездном. Пожалуй, старшего брата Александра Волкова действительно больше знают «космические» друзья Героя Советского Союза, которые оставили свои автографы на том старом фото: Гречко, Васютин, Савиных. А вот в Горловке даже в день открытия бульвара и музея космонавтов Волковых прибывшему на малую родину младшему брату пришлось защищать старшего: какой-то чиновник во время торжественного митинга пытался отодвинуть Геннадия от почетного гостя.

- Зато в 1986-м, после первого полета брата в космос, весь двор дома в поселке Ртутный, где жили родители, был завален цветами, — вспоминает Геннадий.  — Соседи, Сашины учителя и бывшие соученики, городские власти — все нас поздравляли с этим долгожданным событием. А какую пышную встречу устроили Саше, когда он приехал в школу в 1986-м! Собрались его одноклассники, и он рапортовал своей первой учительнице, которая тогда была еще жива. Только нашей маме мы в последнюю очередь сообщили о том, что Саша полетел в космос…

По словам собеседника, Надежда Ивановна, зная, что до 20 процентов летчиков-испытателей гибнет, сильно переживала за младшего сына. Из-за этого Геннадий не сразу решился сказать матери о том, что Александр подал заявление в отряд космонавтов.

- Когда брата в 1976-м зачислили в отряд, я бросил курить — из солидарности, и до сих пор — ни-ни, — не без гордости заявляет Геннадий.  — За брата переживал не меньше, чем мама. Я плакал, когда читал о том, что якобы нет средств, чтобы вернуть с орбиты экипаж «Союза ТМ-13», которым командовал мой брат. В 1991-м он в третий раз полетел на орбитальный космический комплекс «Мир».

«В Париже на международной выставке у жены брата пропал ридикюль. А в нем… талоны на сахар»

- Ваш младший племянник, Дмитрий, вслед за своим старшим братом в космос не собирается?

- Он еще лучше устроился, — улыбается собеседник.  — Дима работает в московском филиале японской фирмы «Хонда», хотя затрудняюсь сказать, кем: его постоянно повышают. Уже после первого года работы он сам себе автомобиль купил. Вообще страсть ко всякой технике у Волковых семейная. Отчим работал водителем: то самосвал водил, то автомобиль-»пирожок». Когда Саше еще и семи лет не было, отец усадил его за руль своего «пирожка». Братишка прямо засиял, когда ему удалось завести машину!

Видя такую страсть к технике, Гена с первого заработка купил младшему брату спортивный велосипед. А Саша своими руками собрал для брата радиопередатчик! Геннадий на нем целый год «хулиганил», нелегально выходя в эфир под позывным «Ветерок».

- Сейчас Саша ездит на «Фольксвагене», так что в «Хонде» работать хорошо, но и космонавтом быть тоже неплохо, — шутит горловчанин.  — Чего греха таить, в советских закрытых военных городках, а тем более — в Звездном, снабжение всегда было по высшему разряду. Красную икру, которую в те времена можно было «достать» лишь по блату, да и то с переплатой, я, гостя у брата в Звездном, покупал по 4 рубля 50 копеек за баночку (весом в 140 граммов.  — Авт. ). Правда, как и везде, были ограничения. Например, кило масла или мяса в одни руки. Особенно после того, как Звездный открыли для экскурсантов — те в городке космонавтов сметали с полок магазинов все подряд! Как-то Саша рассказал мне такой курьез. После первого полета в космос, когда он стал часто ездить за границу, довелось ему с супругой попасть во Францию. На выставке в Париже у Сашиной жены пропал ридикюль. А в нем… талоны на сахар! Наверное, тот, кто Анину сумочку открыл, был сильно обескуражен этой советской «валютой»!

По словам Геннадия Романенко, младший брат, как только материально окреп, стал помогать деньгами родителям. А теперь Александр помогает и Геннадию, получающему далеко не «космическую» пенсию. Правда, в отчем доме «звездный» братец после первого своего полета переночевал только один раз.

- Да и то в первый приезд Саши по возвращении из космоса в 1986-м наш дом уже негласно охраняла милиция, — рассказывает Геннадий.  — Потом он уже останавливался только в гостиницах, в Донецке, хотя дома показывался обязательно. Жаловался на то, что в условиях невесомости мечтает об одном — выспаться на устойчивой койке и маминых пуховых подушках. Наши родители всегда держали большое хозяйство: кур, уток, гусей, поросят и даже корову. Так что питались мы в детстве «натурально». Правда, однажды наша бодливая коровка чуть не убила Сашу, ему тогда два годика было. Я сильно перетрусил, когда братик оказался у стенки, между коровьих рогов. Корову сразу же заменили другой.

Ну а уж семейные торжества в Звездном без дяди Гены не обходятся. Гулял Геннадий Александрович и на свадьбе у младшего племянника Дмитрия, и на 60-летнем юбилее любимого брата в мае прошлого года.

- А вот Сережа ни на папин день рождения, ни на свое собственное 35-летие не попал, — говорит Геннадий Александрович.  — Зато как красиво поздравил отца! Прямо во время торжества в Звездном Саше устроили сеанс космической связи с сыном, на котором Сергей произнес поздравление, после чего поймал ртом символическую капельку спиртного (как заверил сам молодой космонавт, это была вода.  — Авт. ), заранее выдавленную из мундштука. Вот так и выпил за здоровье отца! И наших горняков-альпинистов, которые взошли на Эверест, Сергей также поздравил из космоса, и на открытии нового планетария в Донецке Сергей снова вышел на связь с орбиты! Правда, сегодня, на открытие семейного музея, приехала вся «Волчья стая» в полном составе. (Смеется. )

Написать отзыв о статье 

1507

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров