Эксперт рассказал, почему в жару дистанция между автомобилями должна быть больше
Лето — время долгожданных отпусков, которые многие проводят на море. С учетом политического и экономического кризиса в стране большая часть наших сограждан отправляется отдыхать на Азовское и Черное моря (материковой части Украины). Немало из них едут туда на личных автомобилях. При этом важно учесть: дальняя дорога существенно отличается от городской езды и таит в себе множество неожиданностей, которые могут обернуться трагическими последствиями. Пример тому — масштабное ДТП, происшедшее 25 июля на трассе Киев — Одесса. Его участниками стали сразу восемь автомобилей, двигавшихся в попутном направлении. В результате пять машин загорелись, а остальные получили серьезные механические повреждения, при этом три человека погибли и еще четверо были травмированы. Авария спровоцировала стокилометровую пробку в сторону Одессы, и движение транспорта было практически заблокировано на полдня.
О том, как обезопасить себя от возможных неприятностей в дальней дороге, мы расспросили опытного автомобилиста и генерального директора «Автоакадемии водительского мастерства» Константина Скипора.
— Константин, слышали ли вы о масштабном ДТП на трассе Киев — Одесса с участием восьми автомобилей? Как считаете, почему в аварию было вовлечено столько машин и что послужило причиной такой серьезной трагедии?
— Я узнал об этом дорожно-транспортном происшествии из средств массовой информации. Мои сожаления родным и близким погибших. Предварительно озвученная полицией причина аварии — задымление участка автодороги из-за сжигания стерни на полях. Но на самом деле я считаю, что главная причина трагедии — неправильная оценка водителями дорожной обстановки и возможных рисков. Одно дело, когда есть небольшое возгорание, ветер гонит на дорогу дым, сквозь который машины впереди не исчезают из вида полностью, потому что плотность дыма не критична. В этом случае достаточно ограничиться снижением скорости и включением режима рециркуляции воздуха внутри салона, чтобы дым не проник вовнутрь автомобиля.
Если же дымовая завеса над дорогой плотная, а ее протяженность неизвестна, попытка проехать ее — как пересечение минного поля. Это не плотный туман, в котором можно ехать медленно, очень медленно или вообще остановиться. В густом дыму возможна патовая ситуация, когда двигаться вперед нельзя (открытый источник огня на дороге, машины, которые уже не могут ехать вперед и перекрывают дорогу, недостаток свежего воздуха для дыхания, паника, страх). Как поступать в таком случае? Действия очевидны: остановка на обочине перед опасным участком с включенной аварийкой. Понимание, что огонь не будет гореть вечно. А также проработка альтернативных маршрутов, если наблюдение за ситуацией не дает надежды на возможность двигаться дальше в ближайшие полчаса-час.
— Какие еще неожиданности может преподнести водителям летняя дорога?
— В жару под палящим солнцем асфальт нагревается и становится мягким. Из-за неважного качества наших дорог, а также нередких случаев движения по ним грузовых автомобилей с перегрузкой летом на трассах появляется колейность — неровности, продавленные колесами тяжелого транспорта. На такой поверхности машину на высокой скорости может неожиданно бросить в сторону, что спровоцирует аварийную ситуацию на дороге. Поэтому, увидев впереди дорогу с колейностью, скорость необходимо снизить до безопасной — такой, которая позволит проехать конкретный участок, не потеряв контроль над устойчивостью и управляемостью автомобиля.
Также важно учесть, что на нагретом асфальте удлиняется тормозной путь, поэтому в жаркие дни желательно увеличить безопасную дистанцию, особенно когда вы двигаетесь на высоких скоростях.
— Жара часто нагоняет на людей сонное состояние. Для водителей это смертельно опасно! Как лучше всего спланировать дальнюю поездку, чтобы не бороться с жарой и сонливостью?
— В дорогу лучше выбираться рано, чтобы до жары успеть прибыть на место, но еще лучше не спешить. Очень часто в жизни мы ставим на цель, пренебрегая процессом. Хотите, чтобы автомобильная поездка на море запомнилась вашей семье на всю жизнь? Пусть любая остановка будет источником новых впечатлений: продумайте маршрут движения, чтобы по пути увидеть интересные достопримечательности. Не торопитесь. Не следуйте жесткому графику. Ваша семья или любимая любят приятные сюрпризы? Убедите их, что каждая остановка — случайность. Ведь экспромт хорош тогда, когда он подготовлен.
Уверен, что у каждого найдется свой уникальный рецепт, как сделать поездку действительно незабываемой. И он будет отличаться от типичного «Смотри, я тоже езжу, как Шумахер!»
А жаркая погода — лишь один из факторов, требующих корректировок в планах. Можно встретить рассвет в одной точке, а закат — в другой. Можно в самый пик жары устроить сиесту. Тогда думать о риске заснуть за рулем даже не будет повода.
Отдельно хочу предостеречь от желания в жару оставить в машине маленького ребенка или собаку «на минутку», пока взрослые попьют кофе неподалеку в кафе. Такой неоправданный риск чреват смертельным исходом, причем буквально за несколько минут.
— В современных автомобилях справиться с жарой помогают кондиционер или климат-контроль. Впрочем, излишне увлекаться этими системами опасно — неумелое пользование может грозить простудой. А ведь хуже не придумаешь, чем заболеть во время отдыха на море. Как правильно пользоваться «кондером» в машине?
— Действительно, чтобы не заболеть, кондиционером или климат-контролем нужно пользоваться грамотно. Известно, что теплые слои воздуха стремятся вверх, а холодные опускаются вниз. Этот фактор запрограммирован при работе климат-контроля. Если же в автомобиле установлен кондиционер, для лучшего эффекта поддержания прохлады вы сами должны с помощью рефлекторов направлять поток холодного воздуха вверх. Тогда он, опускаясь вниз, будет стимулировать циркуляцию воздуха и лучшее охлаждение. Не стоит направлять поток холодного воздуха (кстати, разница между внешней и внутренней температурой не должна превышать 10 градусов) прямо на себя или на пассажиров: даже кратковременное переохлаждение способствует простудным заболеваниям. И помните: фильтр кондиционера не содержит болезнетворных бактерий, если он новый.
— Нередко приходилось быть свидетелем того, как на загородных автозаправках по пути к морю водители выходят из своих машин с голым торсом и в шлепанцах. Можно ли в таком виде управлять машиной? И вообще, как лучше одеваться в дальнюю дорогу?
— Для управления транспортным средством обувь должна быть удобной и при этом надежно сидеть на ноге. В частности, в жаркую погоду лучшим вариантом станут легкие мокасины или туфли с перфорированным верхом. Конечно же, управлять автомобилем в шлепанцах нельзя — в самый неожиданный момент они могут соскользнуть с ноги и стать причиной аварии. Но я знаю многих водителей, которые, сев за руль, снимают такую обувь и управляют автомобилем босиком. И это, считаю, правильно с точки зрения оценки рисков.
Нежелательно также ездить с голым торсом — ремень безопасности быстро натрет кожу на плече, поэтому наличие легкой верхней одежды обязательно. В жару лучше надевать свободные, неплотные вещи из натуральной ткани светлых цветов. Не забудьте также взять с собой в дорогу солнцезащитные очки — яркий солнечный свет мешает водителям, при этом глаза быстро устают, начинают слезиться, ухудшая обзор, а ведь хорошая видимость для водителя — важный залог безопасной езды.
Кстати, не менее значимое условие дальней безопасной поездки на автомобиле — соответствующая подготовка транспортного средства к такой дороге. Ведь в жару техника также подвергается повышенным нагрузкам. Впрочем, это уже тема отдельного разговора.
1257Читайте нас в Facebook