На скульптуре "Пьета" Микеланджело высек свое имя, но позже поклялся никогда не подписывать другие работы
23 августа 476 г. Западная Римская империя пала под ударами варваров.
24 августа 1991 г. Украина провозгласила о создании независимого государства.
25 августа 325 г. На Никейском соборе установили правила для вычисления Пасхи у христиан.
25 августа 1996 г. В Украине началась денежная реформа. Обмен денег осуществлялся из расчета 100 тысяч карбованцев на 1 гривню. Курс НБУ на то время составлял 1,76 гривни за доллар.
26 августа 1791 г. Американец Джон Фритч запатентовал пароход. Не сумев доказать экономическую выгоду строительства судов с паровым двигателем, Фитч умер в 1798 году, а слава досталась англичанину Роберту Фултону.
27 августа 1946 г. В США испытано кресло, катапультирующее пилота самолета.
27 августа 1896 г. Родилась знаменитая советская актриса Фаина Раневская.
28 августа 1936 г. Основана автомобильная компания «Тойота».
28 августа 1941 г. В СССР началась депортация немцев Поволжья в спецпоселения Сибири и Казахстана.
Микеланджело ваял скульптуры из мрамора всю свою жизнь, в то время как в других видах искусства (живописи, архитектуре и поэзии) проявил себя только в определенные периоды. Самой известной его скульптурой является «Пьета» (La pieta — в переводе с итальянского «сострадание, жалость»). У нас она называется «Оплакивание Христа».
Заказчиком «Пьеты» выступил кардинал Жан Билэр де Лагрола, посол французского короля Карла VIII при дворе Папы Александра VI Борджиа. Скульптурная группа должна была украсить капеллу Святой Петрониллы (капеллу короля Франции) в соборе Святого Петра в Риме. Доверить такой заказ 23-летнему скульптору стало возможным благодаря посредничеству Якопо Галли, влиятельному римскому банкиру, другу и покровителю Микеланджело. Контракт был подписан 26 августа 1498 года, когда уже был выбран мрамор, за которым скульптор по обыкновению сам отправился в Каррару. Он считал, что скульптура уже живет в мраморе, нужно только извлечь ее оттуда. На работу стоимостью 450 золотых дукатов (по тем временам целое состояние) отводился год. В 1499 году скульптурная группа, равных которой нет и по сей день, была готова. Ее размеры — 174×195×69 сантиметров.
Обычно в подобных скульптурах изображается сразу несколько персонажей. В работе Микеланджело представлены только двое — Дева Мария, оплакивающая мертвого Христа, тело которого лежит на ее коленях. Соединение в единую композиции двух, выполненных в полный рост скульптур представляло для мастера особую сложность — нужно было не нарушить естественных пропорций и равновесия.
На коленях у Девы Марии покоится безжизненное тело Христа. Ее сын, божественный Иисус, мертв. Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Девы Марии при этом не было. Таким образом, вся сцена создана воображением художника. Но, несмотря на отход от канонических событий, зафиксированных в Библии и считающихся непреложными, Микеланджело настолько реально удались библейские фигуры, что невольно начинаешь верить: так все и было на самом деле. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя.
Образ Девы Марии, созданный Микеланджело, конечно, идеальный. У нее тонкие черты лица, которые присущи юной деве. На вид ей не больше тридцати лет. Самому Христу в момент смерти было тридцать три года. Казалось бы, это явное возрастное нарушение. Но скульптор не мог создать пожилую женщину. Это противоречило бы религиозным канонам, представлениям верующих об образе Девы Марии, которая во всех католических церквах представлена молодой и красивой. Дева Мария была девственной в момент зачатия Христа и осталась такой же после его рождения.
Говорят, что Микеланджело был подвергнут критике за то, что изобразил Деву Марию слишком молодой, ей на самом деле должно было быть около 45—50 лет, когда умер Иисус. Микеланджело ответил, что он сделал это намеренно, поскольку время не может испортить девственную свежесть этой самой благословенной женщины. Он также сказал, что думал о лице своей матери. Ему было всего пять лет, когда она умерла.
Микеланджело гордился своим творением, и когда в 1499 году скульптура была выставлена на всеобщее обозрение, он услышал, как группа людей приписывает работу другому скульптору. Микеланджело вспылил и, прокравшись в церковь, когда его никто не видел, высек на поясе, который пересекает грудь Марии: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец, сделал это». Позже он пожалел о своей вспышке гордости и поклялся никогда не подписывать другие работы.
В последующие 500 лет скульптура неоднократно передвигалась с места на место. Не обошлось без повреждений. В 1736 году восстановлены четыре пальца на левой руке Марии, которые были отколоты во время перемещения. Но самый большой урон был нанесен «Пьете» в 1972 году. В церковный праздник
21 мая психически больной геолог Ласло Тот перепрыгнул через перила и нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Была сломана левая рука, нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Более 50 осколков удалось собрать, а недостающие части восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.
«Пьета» по-прежнему находится в соборе Святого Петра в Риме, справа от входа, и доступ к ней свободный. Однако помещена за пуленепробиваемым стеклом. Специалисты говорят, что смотреть на нее можно практически с одного ракурса, что мешает полноценному восприятию произведения.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»
1788Читайте нас в Facebook