«я решилась, прости», — отправила таня своему другу 1 сентября последнюю в жизни sms-ку
Начало нового учебного года в Херсоне повергло в шок детей и взрослых. Первого сентября двое подростков-лицеистов после торжественной линейки забрались на крышу детского сада и прыгнули вниз. В результате один погиб, а второго с переломом позвоночника госпитализировали в больницу. Но еще больше горожан потрясло самоубийство 14-летней школьницы. День знаний затянулся для Тани до позднего вечера, девочка опоздала домой, из-за чего поссорилась с мамой. Утром 2 сентября дверь ванной комнаты оказалась запертой. Когда ее выбили, увидели, что Таня повесилась. Милиция и прокуратура проводят расследование обстоятельств гибели школьников.
«Мама не всегда знала, что у Тани на душе»
- Таня пришла 1 сентября в школу с цветами, улыбалась, — вспоминает Мария Владимировна Кузнецова, завуч школы, в которой училась девочка. — Да и сама она была, как цветочек. Перешла в восьмой класс, очень хорошо занималась, к тому же общительная, душа компании. В семье, насколько нам известно, у нее тоже была вполне благополучная обстановка. Девочка была настроена на успех: мечтала поступить в вуз, получить престижную специальность. Таня ни с кем не конфликтовала. Что могло послужить причиной такого поступка? Думаю, вряд ли кто-то ответит на этот вопрос. Хотя, с другой стороны, детская психика настолько ранима, что повеситься можно из-за пустяка — косого взгляда или недоброго слова.
В школе случай расценили как абсолютно невероятный, но, когда нашли Танин дневник, увидели, что три последних года едва ли не на каждой странице она старательно выводила «Не хочу жить». «Смерть — это лучший выход из любой ситуации», — писала девочка в дневнике. «Мне очень плохо, все предали», «Живу только потому, что люблю», «Любовь и смерть — синонимы, и как жаль, что умрем мы с тобой не в один день». Дневник нашла после похорон старшая Танина сестра, 30-летняя Вера.
- Он лежал сверху, на полочке, — рассказала «ФАКТАМ» Вера. — Чужие дневники читать не принято, поэтому в него никто и не заглядывал столько лет. Наши с Таней родители развелись, когда она еще была маленькой. Отец семье не помогал, так что трехкомнатную квартиру мама вскоре разменяла на двухкомнатную, а потом мы съехали в однокомнатную. Я живу отдельно, Таня осталась вместе с мамой. У сестрички был свой уголок, но, подрастая, она все чаще заводила разговоры о том, что хотела бы иметь свою комнатку. Если за порогом дома Таня была открытой, общительной, то в семье, наоборот, замкнутой и молчаливой. Что творится у Тани на душе, мама знала далеко не всегда.
Мама перестала быть самой близкой, когда Тане исполнилось лет 12. Подросткам всегда хочется делать глупости, и, если родители не идут у них на поводу, дружбе конец. Хотя сказать, что дома был конфликт, тоже нельзя. Открою вам семейный секрет: младшая сестричка родилась с огромным родимым пятном, занимавшим пол-лица. С четырехлетнего возраста она с мамой постоянно ездила в Москву, где с перерывами в несколько лет Тане сделали четыре пластических операции. Сестра так тяжело переносила нож, наркоз, что одно время даже начала заикаться. Поэтому мама решила прекратить — вырастет, сама закончит лечение. Правда, на лице от пятна почти не осталось следа, а небольшой шрам Таня прятала под длинной косой челкой. Убрать шрам шлифовкой собирались года через два. Мама ни от кого не скрывала, что свою младшую любит больше всех на свете, и очень ее баловала. Хотя денег не хватало, одевали Танюшу, как куколку — дорогие вещи, разные модные фенечки. Наша бабушка жила в Геническе, у нее был большой дом у самого моря. Когда она умерла, мама продала наследство, деньги положила на банковский счет и держала на высшее образование Тани, разве что на операцию могла оттуда взять. Иногда какие-то проценты снимала, чтобы купить Танюше что-то модненькое. Если сапожки, то только из натуральной кожи, если курточку — самую-самую. Она у нас, и правда, была настоящая принцесса, но где-то внутри комплекс, очевидно, оставался. Хотя кто не комплексует в 14 лет?
- Насколько мне известно, ваша мама инвалид, нигде не работает…
- Да, она по профессии медсестра, лет десять как заболела — у нее проблемы с позвоночником. Но, бывало, из последних сил шла делать клиентам массаж, чтобы нас обеспечить. Конфликты у них, конечно, случались. Сестре, к примеру, хотелось дорогую мобилку, а где взять? Или внезапно увлеклась пирсингом: то язык проколола, то губу. Им всем сейчас нравится протыкать себя в разных местах. Естественно, мама была против. Ну а последняя причина раздора — парень. Почти год назад у Тани появился друг Игорь, ему 19 лет. Сестра стала поздно возвращаться домой. Полгода назад рассорилась с Игорем, наглоталась таблеток — пришлось вызывать «скорую». Промыли желудок, вроде бы все обошлось. Но для нас, Таниных близких, это означало чуть ли не конец света.
- Из-за чего она травилась?
- Знаете, дети иногда играют в суицид. Мы понимали, это так она шантажирует Игоря: чуть что, наложу на себя руки. Просто такое демонстративное поведение. В другой раз выцарапала себе на руке «Игорь». Чего-то от него подобным образом добивалась.
- Вера, а с вами сестричка не советовалась?
- Она могла мне и в три часа ночи позвонить, что-то спросить. Мы с ней обсуждали, например, насколько близкими могут быть отношения с любимым. «Если это у вас на всю жизнь, то решай сама», — пожала я плечами. Скажу сразу: похоронили ее невинной невестой.
- А первое сильное чувство не мешало Тане учиться?
- Нет, она была очень целеустремленным человеком. Да и не карьера главное в жизни женщины. «Ну не хочет он, чтобы ты шла в институт, — говорила я ей, — возьму тебя к себе — хороший парикмахер тоже неплохо зарабатывает».
«Обвинять Игоря никто не имеет права»
- Я так и думала, что Таня решилась на самоубийство из-за несчастной любви, — признается Танина подруга Катя. — Нет-нет, не подумайте, что их чувства с Игорем были не взаимными. Наоборот, парень, с которым она встречалась уже год, обожал Танюшу. Ее ухажер уже взрослый, и все между ними было по-взрослому серьезно.
- Тогда почему же ты называешь это «несчастной» любовью?
- Как вам объяснить? Вот, например, моей маме не нравятся ребята, которые нравятся мне. Она предпочла бы, чтобы у дочери был «нормальный» друг — без пирсинга, к примеру. Но все, что для мамы нормально, для меня — скучно. Я выбираю неформалов с проколотыми языками, бровями, пупками и все такое. Главное отличие продвинутой молодежи от остальных ребят — наличие интеллекта. Мы противопоставляем себя толпе. Большая часть «нормального населения» на лавках вечером семечки щелкает. Мы не такие! И я, и Таня увлекались эмокультурой. Слышали о ней? Это молодежное течение и в музыке, и в жизни, когда все строится на эмоциях. Обуздание своих порывов — это старость. У нас и одежда особая. Носим все розовое и черное. Такой прикид дает ощущение, что ты не такой, как все. Гопники, встретив кого-нибудь в розово-черном, могут покалечить. Однажды я едва живой ушла от них.
Но вернемся к вашему вопросу. Игорь был не из нашего круга, он — как все. Добивался, чтобы Таня оборвала свои связи, запрещал ей со мной дружить. Однажды мы с ней гуляли, он позвонил по мобилке, узнал, что я рядом, и бросил трубку. Общаться разрешалось только с его друзьями. Она с ним, как в тюрьме: шаг влево, шаг вправо — расстрел. В нашем кругу было принято: встречаемся — чмок в щечку, это такое приветствие. Игорь его отменил, стал диктовать и навязывать подружке свои правила. Даже сережки запрещал носить. Учиться парень не любил, как сам говорил, мол, это не мое, бросил школу и вместе с отцом зарабатывал на жизнь ремонтом квартир. Вот его сценарий: Таня заканчивает девять классов, расписывается с ним и бросает школу. Никакого института.
- А как Таня относилась к такой перспективе?
- Конечно, это ее не устраивало.
- Они с Игорем часто ссорились?
- Постоянно. Перед 1 сентября Таня проколола себе губу, вставила колечко. Какой скандал разразился! Представьте, она уже маму даже уговорила, а он — нет, и все! Вроде как папа ей был. Зачем такое надо?
Первого сентября сразу после школы Таня вместе с одноклассницами отправилась погулять. Девочки зашли в кафе, посидели, а потом собрались ехать домой. Вышли на улицу, и Танюша буквально наткнулась на бойфренда. Распрощавшись с подружками, пошла гулять уже с ним — вроде как наметилось очередное примирение.
- Мама ждала Таню до часу ночи, — рассказывает Вера. — Сестра не взяла ни ключи, ни мобилку, мама не могла с ней связаться, нервничала. Когда Таня, наконец, позвонила в дверь, мама открыла ей, не скрывая недовольства. Все-таки 14 лет, разве можно так поздно приходить?! Может, и сказала пару резких слов.
Вера долго молчит:
- Хотя если б раньше знали Игоря, никаких скандалов не было бы. Он замечательный парень! Мы с мамой познакомились с Игорем только на похоронах. Он своим родителям не разрешил прийти, да они Таню и не знали. Потом уже к нам домой на поминки привел их. Горе нас всех объединило. На Игоря страшно смотреть, так переживает.
- Сестричка записку не оставила?
- Нет. Только за несколько минут до смерти отправила Игорю sms-ку: «Я решилась, прости». Он спал и только утром обнаружил послание на мобильном. Парень был последним, кто видел Танюшу, поэтому им сейчас занимаются правоохранительные органы. Что он может рассказать? Слова выдавить сейчас из себя не в состоянии. Я все эти дни разрываюсь между ним и мамой. Она тоже не хочет жить.
- Вера, вам тоже кажется, что Таня ушла из-за Игоря?
- Мы все виноваты. Первого сентября у нее с классным руководителем состоялся неприятный разговор из-за проколотой губы — пирсинг потребовали снять. Она не хотела выполнять требование. Я к этому отношусь так: молодые должны перебеситься. Предложила еще раз поговорить с учительницей. Не сбрасываю со счетов и неприятный разговор с мамой, когда та открыла Тане ночью дверь. Опять же, неизвестно, о чем они с Игорем проговорили весь вечер. Она и раньше «пугала» всех с одной целью: чтобы именно он стал к ней добрее, чтобы понял ее. Все вместе и накопилось. Кому конкретно адресовала сестра свое самоубийство, сказать не берусь. Но обвинять Игоря никто не имеет права.
- А движение эмо, которое она исповедовала? В этой среде попытки самоубийства приветствуются: «О, у тебя порезаны вены, ты крутой!» Один из символов движения — расколотое пополам сердце…
- Да, из дневника понятно, что Таня прокручивала в голове возможность оборвать все и сразу, считала смерть достойным выходом из любой ситуации. Мысленно, наверное, не раз допускала такую попытку. Может, и следовало обратиться к психологу. В школе об этой Таниной проблеме тоже знали. Но как обычно думаешь? Ерунда, ничего не случится…
Мне казалось, мы с ней подруги. Что-то в тот момент переключилось в ее голове. Мама легла спать, Таня пошла в ванную, заперлась. Утром прозвонил будильник, а ванная заперта. Мама взяла табуретку и попыталась из кухни заглянуть через маленькое окошко под потолком. То, что она увидела, не дай Бог никому видеть — Таня ногами стояла на полу. Мертвая.
… Близкие и друзья собрались помянуть Таню 10 сентября — как раз на девятый день со дня ее гибели. Как ни парадоксально, оказалось, что 10 сентября — Всемирный день борьбы с суицидом.
- Я не хотела встречаться с журналистами, — признается Вера. — А потом подумала: а вдруг это кому-то поможет удержать близкого человека? Я ведь считала, что Тане хорошо с нами…
P. S. Имена детей изменены из этических соображений.
635Читайте нас в Facebook