«однажды мне позвонили и сказали, что я выиграл приз. Но чтобы получить его, нужно выслать ксерокопии паспорта и идентификационного кода»
Вместе с финансовым кризисом в нашу жизнь вошло новое явление — коллекторы. Широкоплечие сотрудники специальных фирм приходят на дом к людям, которые в период кредитного бума переоценили свои финансовые возможности, и разъясняют им старую, как мир, истину: долги нужно возвращать.
Правда, во время работы коллекторам не всегда удается держаться в рамках закона. Выбивая долги, они довольно часто увлекаются и прибегают к методам, нарушающим элементарные права граждан. О подобных случаях «ФАКТЫ» уже неоднократно писали.
За последний год количество коллекторских фирм значительно выросло и, видимо, злостных неплательщиков на всех уже не хватает, так как знакомиться с навязчивым сервисом этих организаций приходится и людям, которые вообще кредитов в банках не брали. Одну из таких историй рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» сотрудник охранной фирмы из Днепропетровска Валентин Штандаров.
«Сынишка отправлял с моего телефона sms-ки, надеясь по акции выиграть ноутбук»
- Однажды вечером в феврале нынешнего года в дверь нашей квартиры позвонили, — рассказывает Валентин Штандаров. — Когда я открыл, то увидел на пороге незнакомого мужчину. Он представился сотрудником коллекторской компании. Я знал из газет, что коллекторы занимаются насильственным взысканием задолженностей по кредитам. Поэтому удивился такому визиту, так как никогда никакого дела с банками не имел и кредитов ни на что не брал.
Но гость был совсем другого мнения. Он вручил мне письмо, в котором от имени днепропетровской коллекторской компании сообщалось, что я в августе 2008 года взял кредит у одного из киевских банков. В письме указывался только номер договора и дата его заключения. Никаких сведений о сумме займа или о его целевом назначении не было.
Далее сообщалось, что со дня получения кредита я ни разу не вносил денег в счет его погашения. В результате у меня накопился уже довольно большой долг по процентам, а также насчитаны немалые штрафы за несвоевременное погашение. И всего я должен вернуть коллекторской компании 3 тысячи 543 гривни.
Естественно, я тут же объяснил коллектору, что произошла ошибка, и потребовал предъявить кредитный договор, по которому якобы занимал деньги. Никакого договора у этого человека не оказалось. Он знал только конечную сумму долга, указанную в письме.
Я потребовал, чтобы коллектор ушел. На прощание тот пообещал нам большие неприятности: суд, принудительное изъятие имущества и так далее.
После этого визита я попытался выяснить, что, собственно, происходит. Для начала нужно было найти банк, который предъявлял ко мне претензии. Оказалось, что в Днепропетровске у него только одно отделение. Я поехал туда и потребовал объяснить, откуда взялся кредит, о котором мне ничего не известно. Сотрудники развели руками, заверили, что в их отделении нет никаких кредитных договоров на мое имя, и посоветовали написать в Киев в центральный офис банка.
Отправив туда подробное письмо с требованием предоставить мне кредитный договор, я в ожидании ответа стал готовиться к защите своих прав.
Из газет и по рассказам знакомых мне было известно, что коллекторы, выбивая долги, прибегают к самым разнообразным, в том числе и противозаконным, методам давления на человека. Поэтому я начал думать об обороне. Интересовался другими подобными случаями, которых оказалось довольно много. Граждане попадали в неприятные ситуации по-разному. Однако практически все эти истории роднило одно: претензии по несуществующим кредитам возникали после того, как люди, которым их приписывали, предоставляли посторонним документы, необходимые для оформления займа, а именно: копию паспорта и справку об идентификационном коде.
Я начал вспоминать, не было ли и у меня подобной промашки. Оказалось, была! Осенью прошлого года мой сын обнаружил на внутренней стороне обертки шоколадного батончика сообщение об акции. Суть ее состояла в том, что нужно было отправлять sms-сообщения на указанный номер. Естественно, чем больше сообщений, тем лучше. А среди тех, кто посылал sms-ки, производитель батончиков обещал разыграть большое количество призов, в том числе ноутбуков.
Сын очень мечтал о компьютере и загорелся идеей выиграть его по акции. Я ему, конечно, объяснил, что вероятность успеха невелика, но ребенок очень просил разрешить ему послать хотя бы пару sms-ок. В конце концов сын меня уговорил — я решил, что большого вреда не будет, если мы примем участие в акции, которая представлялась нам совершенно безобидной.
Сообщения были посланы с моего телефона. Несколько дней сын напряженно ждал известия о выигрыше. Но фортуна нам не улыбнулась, и через некоторое время мы забыли об этом эпизоде.
Как вдруг приблизительно через месяц после того, как sms-сообщения были посланы, мне позвонила на мобильный телефон какая-то девушка и радостно сообщила, что мы выиграли ноутбук и вскоре сможем его получить. Однако для того, чтобы все правильно оформить, нужно отослать на фирму, разыгрывающую призы, необходимые документы — копии паспорта и справки о присвоении идентификационного кода. Адрес, на который следовало выслать эти бумаги, был очень простой — абонентский ящик в одном из почтовых отделений Киева.
Конечно, я обрадовался выигрышу, снял копии с запрошенных документов и выслал по указанному адресу.
Вся семья с нетерпением ждала, когда же нам пришлют компьютер. Однако никто больше не звонил. И писем не было. Через несколько недель я сам позвонил по телефону, с которого нам поступило сообщение о выигрыше. Номер не отвечал. Я звонил несколько раз в разное время суток, но на телефоне никогда никого не было. Написали мы и письмо на абонентский ящик. Никакого ответа.
В конце концов я понял, что, видимо, произошла какая-то ошибка или нас просто обманули. И мы махнули рукой на эту акцию. Жили ведь как-то без компьютера
«За два месяца мой «долг» вырос почти в четыре раза»
- Теперь та история мне вспомнилась, — продолжает Валентин. — Стало ясно, что каким-то мошенникам удалось получить информацию о том, что я посылал sms-ки на акцию. И они использовали это для того, чтобы выманить у меня документы, а затем оформили кредит на мое имя, да еще и задним числом. Ведь документы я отсылал в Киев в ноябре, а кредитный договор, если верить письму коллекторской компании, датирован 25 августа 2008 года.
Через некоторое время, в апреле нынешнего года, я получил из Киева письмо от банка. Вопреки моим ожиданиям, никаких разъяснений по поводу кредитного договора и обстоятельств его заключения там не было. Банк уведомлял меня о том, что отныне он вообще не будет вести со мной никаких дел. А все «права требования задолженности, включая сумму кредита, насчитанных процентов за пользование кредитом, комиссий, штрафных санкций и других возможных платежей» по кредитному договору банк передал коллекторской компании. Причем не той, днепропетровской, представитель которой приходил ко мне домой, а другой, зарегистрированной на Кипре в городе Никосия. Эта компания переуступила весь мой долг еще одной коллекторской компании. Тоже кипрской, только зарегистрированной в городе Лимасол. А та, в свою очередь, доверила действовать от своего имени некой украинской компании. И в связи со всем этим банк убедительно просит меня впредь переводить средства на ее счет (банковские реквизиты прилагаются).
А денег перечислять нужно было много, так как долг теперь за мной числился совсем другой — 12 тысяч 888 гривен! Откуда взялась такая сумма? Предположим, я действительно взял бы этот кредит и не платил бы по нему. Все равно непонятно, как за два месяца, с февраля по март, сумма долга могла вырасти почти в четыре раза! Такого не мог насчитать за это время даже бандитский «счетчик». Сначала я предположил, что от моего имени были заключены несколько липовых договоров. Но нет. Номер договора, на который ссылались в письме из банка, был тот же, что и в письме первой коллекторской компании.
Мне захотелось выяснить подробности. Однако связаться ни с одной из перечисленных фирм, по очереди передававших друг другу мой несуществующий долг, не представлялось возможным. Про кипрские фирмы в письме вообще не было никакой информации, кроме названий городов, в которых они находятся. А что касается украинской, которой якобы я должен выплачивать деньги, то, кроме банковских реквизитов, в письме значился только почтовый ящик в отделении связи и телефон, по которому меня приглашали обращаться «в случае возникновения любых вопросов по поводу задолженности и порядка ее погашения». Однако дозвониться по этому телефону мне не удалось. На том конце провода никто не снимал трубку. (Корреспондент «ФАКТОВ», намереваясь выяснить подробности этой странной истории, тоже пытался дозвониться по этому телефону, и тоже безуспешно. — Авт. ) А на отправленное на указанный почтовый ящик письмо с требованием предоставить мне кредитный договор я ответа не получил.
Зато мне пришло совсем другое письмо. В нем коллекторы прислали исковое заявление в Днепропетровский суд. В этом заявлении наконец указывалась сумма кредита, якобы взятого мной в банке, — 11 тысяч 75 гривен. Однако какой именно товар был оплачен, по-прежнему оставалось тайной. Кроме основной суммы долга, коллекторы требовали взыскать с меня пеню, комиссию, штраф, а также судебные издержки. (Подобный способ психологического давления на должников широко используется банками и коллекторами. В некоторых случаях им высылают не только исковые заявления, но даже липовые решения суда. — Авт. )
Я обратился с жалобой на действия банка и коллекторских фирм в прокуратуру, однако там не стали разбираться в этом деле и привлекать к ответственности людей, которые вымогают у меня деньги на погашение несуществующего кредита. Прислали лишь письмо с уведомлением о том, что за отсутствием состава преступления в возбуждении уголовного дела отказано.
«Даже если банк сам стал жертвой аферистов, его сотрудники допустили серьезные нарушения»
Прокомментировать ситуацию «ФАКТЫ» попросили председателя координационного совета Ассоциации антиколлекторов и правозащитников «Ваша надўя» Федора Олексюка.
- Я усматриваю неправомерные действия не только со стороны банка и коллекторов, но и со стороны прокуратуры, отказавшей гражданину в возбуждении уголовного дела по данному факту. Ведь речь идет о серьезных правонарушениях — подделке документов (кредитный договор, на который ссылаются коллекторы и который Валентин не подписывал, является фальшивым). Налицо также признаки мошенничества с финансовыми ресурсами.
Кроме того, прокуратура должна была проверить правомерность действий сотрудников банка, выдававших кредит. Даже если предположить, что банк сам стал жертвой мошенников, воспользовавшихся копиями чужих документов для получения кредитов, его сотрудники допустили при этом серьезные нарушения. По закону идентифицировать личность можно только по оригиналам, а не по ксерокопиям документов.
В любом случае, проводя проверку, прокуратура обязана была взять образец подписи у Валентина и проверить ее идентичность той подписи, которая стоит на кредитном договоре. Это сделано не было.
Сегодня мы оспариваем отказ в возбуждении уголовного дела и требуем провести служебное расследование в отношении сотрудника прокуратуры, который принял решение об отказе.
- Как мог появиться фиктивный кредитный договор?
- Это должны установить правоохранительные органы. Из того, что известно на сегодняшний день, ясно, что какие-то мошенники выманили у Валентина копии документов, которые необходимы для оформления кредита, и воспользовались ими. При этом аферисты либо ввели в заблуждение сотрудника банка, либо действовали с ним в сговоре.
Понятно, что взять таким образом ипотечный кредит на большую сумму было бы невозможно. Ведь в этом случае банк очень тщательно проверяет и документы, и личность, и платежеспособность заемщика. Поэтому мошенники выбрали небольшой банк, специализирующийся на предоставлении потребительских кредитов.
Скорее всего, фиктивный договор был оформлен в магазине на покупку бытовой техники. Ведь такие кредиты часто выдают только на основании паспорта и справки о присвоении идентификационного кода. Кроме того, в магазине оформлением кредита занимается единственный сотрудник банка. Это облегчает работу мошенникам. А вот если кредит оформляют в отделении банка, то при этом присутствуют как минимум пятеро сотрудников, что дает возможность более надежно контролировать действия каждого из них.
Следствие обязательно должно установить, где был оформлен фиктивный договор и причастен ли к действиям мошенников сотрудник банка.
- Как можно избежать подобных ситуаций?
- Никогда нельзя предоставлять документы на основании sms-сообщения или телефонного звонка. Подобные просьбы должны быть, как минимум, подтверждены в письменной форме.
Предположим, Валентин действительно выиграл бы приз и фирме понадобились его документы для правильного оформления. В этом случае фирма должна была прислать официальное письмо, уведомляющее о выигрыше, на бланке фирмы за подписью кого-то из ее сотрудников и с «мокрой» печатью. Кроме того, в случае, если бы речь шла о дорогостоящем призе, фирма, скорее всего, пригласила бы победителя акции в свой офис для получения приза и его надлежащего оформления.
Если же вас кто-то просит посредством телефонного звонка или, например, электронного письма выслать документы на неизвестный вам адрес, то это, скорее всего, мошенники. Причем практически неуловимые. Ведь мобильные телефонные номера и электронные адреса очень трудно контролировать. А менять их можно хоть ежедневно.
Поэтому гражданам стоит быть бдительными. Прежде чем предоставлять копии документов кому бы то ни было, задумайтесь, не станете ли вы жертвой мошенников.
1901Читайте нас в Facebook