Валерий Борзов: "Я, наверное, первый, кто написал всю правду о спорте исходя из собственного жизненного опыта"
«За что я полюбила Валерия Борзова? За честность, спокойствие, уверенность в своих силах и… голубые глаза», — рассказывала четырехкратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Людмила Турищева о своем суженом, с которым она познакомилась 40 лет назад на Олимпиаде 1976 года в Монреале. Для знаменитого украинского легкоатлета Валерия Борзова Игры в Канаде стали знаковыми в жизни не только благодаря знакомству с будущей супругой. На монреальском Олимпийском стадионе обладатель двух золотых и серебряной медалей Игр-1972 в Мюнхене пополнил свою спортивную коллекцию двумя бронзовыми наградами.
Сегодня двукратный олимпийский чемпион Валерий Борзов отмечает 67-летие. Накануне этой даты член исполкомов Международного олимпийского комитета и Национального олимпийского комитета Украины представил новую книгу под названием «Большой спринт во сне и наяву», в которой раскрывает секреты своих феноменальных спортивных достижений.
— Это не автобиографический опус, а скорее методическое пособие для молодых спортсменов, тренеров, специалистов легкой атлетики, — объясняет Валерий Борзов. — Я постарался передать содержание тренировочного процесса: его суть, форму, короче, описать технологию всего того, что знаю, и то, что делал в спорте. То есть фактически это книга-наследие. Кстати, серия, которой она положила начало, так и называется «Наследие».
Я, наверное, первый, кто написал всю правду о спорте исходя из собственного жизненного опыта. Читай, думай, а потом делай — так бы я охарактеризовал девиз этого издания. И ключевое слово здесь — думай!
— Валерий Филиппович, есть ли у вас традиции празднования дня рождения?
— В детстве родители поздравляли по-домашнему. Когда спортом стал заниматься, ребята по сборной и близкие друзья позванивали. Потом уже, когда выиграл медаль на Олимпийских играх, болельщики, знакомые оказывали дань уважения. Когда начальником стал — начали поздравлять… очереди из подчиненных, заинтересованных.
На этот раз отметим дату скромно, в узком семейном кругу. Потому что возраст уже такой, что большой радости не приносит. Что-то вкусненькое приготовим, шампусик откроем, чарочку выпьем, да и все. Настроения особого праздновать, видя, что творится вокруг, нет. Война идет, славяне друг друга убивают. Стариков встречаю, все время жалуются — тарифы на «коммуналку» давят, пенсии мизерные. А лично меня давит еще, знаете что? Предательство. Вот это беда для мужика.
— Что запомнилось вам из послевоенного детства?
— Родился я в городе Самбор на Львовщине, в семье военного. Потом отца перевели на службу в Черновцы, где я жил до десятилетнего возраста. В радость были для меня санки самодельные из железных прутов, коньки-«снегуры» с закрученными носами, лыжи.
В моем спринтерском деле надо было иметь абсолютное здоровье. А оно могло сформироваться только в детстве. Да и генетика не подкачала: отец — военный — шустрый был, прадеды лесниками работали. В Черновцах все ореховые деревья с пацанами облазили, ладошки черными были от кожуры. В футбол гоняли по пескам до одурения — это когда уже наша семья в Новую Каховку перебралась. Там-то меня тренер местной спортшколы Борис Войтас и заприметил, пригласил в секцию.
Мой первый наставник подарил мне свою фотографию с подписью: «Будущему олимпийскому чемпиону». Это фото до сих пор хранится в семейном архиве. Как и открытка товарища по институту физкультуры Жоры Потоцкого с пожеланием победить на Олимпиаде. Да еще и результаты написал, причем почти угадал.
К тому времени я уже и чемпионат СССР выиграл, и на европейских первенствах раз пять побеждал. Очень хотелось на Олимпиаду попасть, но никто особо моего успеха на Играх не планировал. Уж больно высокие результаты были у американцев.
*Валерий Борзов — первый и единственный пока в Европе атлет, выигравший два «золота» Олимпиады в спринте
— Если не ошибаюсь, вы единственный в истории украинский легкоатлет, который побеждал на Олимпиадах на обеих спринтерских дистанциях — 100 и 200 метров?
— В Украине — точно один. А в Европе я единственный атлет, который имеет две золотые медали одной Олимпиады. Кто бы мог подумать тогда, что парень из Новой Каховки выиграет «золото» в таком барском, королевском виде легкой атлетики, как спринт? Уже больше четырех десятков лет держатся мои рекорды Украины на 100 и 200 метров (10,07 секунды и 20 секунд. — Авт.), установленные на Играх в Мюнхене.
Молодые ребята все грозятся: мол, мы ваши рекорды побьем. «Сначала побей, потом уж я тебя поздравлю», — отвечаю.
— Чем нынче заполнена ваша жизнь?
— Сейчас у меня заботы все больше семейные. На государство я свое уже отработал. У меня три внука: 8-летний Илья, 5-летний Тимофей и 3-летний Егор. Живут с родителями в Канаде. Внуки — пацаны спортивные, теннисом занимаются. Зять Денис, в прошлом пловец, сейчас содержит теннисный клуб, с детьми занимается.
Убежден, что уроки физкультуры у нас потихоньку надо переводить на систему спортивных секций. Вот в Канаде, например, ребята занимаются каждый своим видом спорта, а не общим рукомаханием в зале. Детей изначально надо делить на несколько групп: здоровенькие, средненькие, полненькие и слабенькие. Спортивные секции должны быть ну хотя бы трех направлений — игровое, цикличное, еще какое-то. Для слабеньких — оздоровительные занятия, для средних — массовый спорт.
*Валерий Борзов с внуками — 3-летним Егором, 5-летним Тимофеем и 8-летним Ильей, рядом — девятикратный олимпийский чемпион по легкой атлетике Карл Льюис
— Ваш семейный союз с Людмилой Турищевой достоин Книги рекордов Гиннесса.
— Причем по всем параметрам — и семейным, и спортивным. У Люды — четыре олимпийских «золота», у меня — два. Живем вместе долго, в декабре будущего года уже и рубиновую (40 лет) свадьбу сыграем. Нет, бывает, и поругиваемся, но это уже перешло в такую стабильную форму. Сошлись характерами, хотя по гороскопу мы не очень-то совместимы. И я, и жена — октябрьские. Людмила у меня бойкая по натуре, я же ленивый бычок, этим, видно, и дополняем друг друга.
*В декабре будущего года Валерий Борзов и Людмила Турищева отметят рубиновую свадьбу — 40-летие супружеской жизни
— Ваша дочь не захотела пойти по спортивным стопам родителей?
— Татьяна поначалу делала неплохие успехи в легкой атлетике. Но потом спорт забросила, увлеклась флористикой, у нее это хорошо получается, она творческий человек. Может, дочка и хотела быть такой, как папа в спорте. Но не всем же дано. Видно, Бог на детях талантов отдыхает.
Ну и, честно говоря, не хотел бы втягивать своего ребенка в фармакологические стимуляции. Допинговая проблема берет свои истоки далеко за пределами Советского Союза. Чтобы конкурировать с американцами, европейцами, многие советские спортсмены просто вынуждены были идти на сделку с фармакологией.
За 40—45 лет допинговая проблема в спорте выросла уже в глобальный конфликт. Потому что появилась коммерциализация. «Я не принимаю запрещенные препараты, а ты принимаешь. Ты деньги получаешь, а я нет» — уже конфликт, правда? Чемпион Олимпийских игр получал статус, который в государстве пользуется очень высокой оценкой. Конфликт интересов — раз. Государственная политика — два. Коммерческие интересы — три. Все это сплелось в такой тугой узел, который надо рубить одним махом.
Несколько лет назад Международный олимпийский комитет объявил нулевую толерантность к допингу. Попался — заканчивай с большим спортом. Современные технологии позволяют определять мельчайшие остатки допинга в организме, следствие чего — дисквалификация, даже спустя восемь лет. Ну, а как по-другому? Тут или бороться или нет. Это как в системе безопасности: или стопроцентная безопасность, тогда терпите неудобства, или снимайте всю безопасность.
Если уж бороться с допингом, то на полную катушку. У меня категорическая, патологически категорическая позиция по отношению к допингу в спорте. Потому что на своем опыте знаю, что можно добиться результата не за счет фармакологии, а благодаря методике, терпению, преодолению боли, за счет умного тренировочного процесса. А почему другие этого не могут делать? Вот сейчас закончилась эра допинга (хочется верить, что процесс безвозвратный), а что делать дальше? Ведь никто же не объясняет, как строить стратегию и будущее спорта? Кричали-кричали про реформы в спорте, и чем все закончилось?..
В спорт пришло новое поколение менеджеров, которые, считаю, элементарно дурят общественное мнение. Сейчас вокруг достижений на любых международных коммерческих стартах раздувают такую шумиху! Побеждать надо на чемпионате мира или Европы, на Олимпийских играх. Все остальное — микшировать и говорить: да, это хорошее достижение. Но не делать подобные перекосы: мол, на Олимпиаде не удалось, так удалось на кубке какого-то двора! Ну какое может быть сравнение? А эти менеджеры-«электроники», как я их называю, только тем и занимаются, что поднимают себе реноме за счет второстепенных соревнований.
Выступление нашей сборной в Рио-де-Жанейро — это, конечно провал. Связанный, не в последнюю очередь, с развернувшейся борьбой с фармакологией, на которой строилась большая часть тренировочной программы. Сейчас меня больше тревожит не прошлое легкой атлетики — прошлое мы уже проехали и забыли. А то, что ждет наш спорт в будущем.
Ведь таких людей, которые понимают суть вопроса, на пальцах можно пересчитать. Я их стариками называю. Наш опыт и знания начисто отметают. А что-то новое взамен предлагают? А ничего не предлагают. Только понты да желание заработать. Сейчас это большущая проблема: в легкую атлетику пришла компьютерная молодежь, которая элементарно не хочет работать. Они хотят нажать кнопочку — и стать олимпийским чемпионом. А так не бывает.
И вот возникает конфликт. Тренеры говорят: давайте бегать, причем интенсивно бегать. Молодежь в ответ: там болит, тут болит, не хочу. И уходят в коммерческие соревнования. Появился же у нас в сборной обоз, который не хочет… ездить на Олимпиаду, где несешь ответственность за свою страну. Их все устраивает и без Олимпиады. Поехали, заработали, и все. Я думаю, таких людей в нашем спорте процентов 70.
Фото из семейного альбома Валерия Борзова
6630Читайте нас в Facebook