ПОИСК
Происшествия

Выпускники, в разные годы получившие дипломы бакалавра, будут считаться имеющими законченное высшее образование, а магистратура станет обязательной лишь для тех, кто хочет преподавать

0:00 30 сентября 2009
Выпускники, в разные годы получившие дипломы бакалавра, будут считаться имеющими законченное высшее образование, а магистратура станет обязательной лишь для тех, кто хочет преподавать
На днях законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон «О высшем образовании», был передан в Верховную Раду

На этот раз Министерство образования предложило внести в закон «О высшем образовании» радикальные изменения. «Определены типы учебных заведений, отменяются образовательные уровни и установлены формы новой финансовой деятельности вузов», — такую краткую справку о новом проекте обнародовала пресс-служба главного образовательного ведомства. За более подробными разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к заместителю главы Департамента высшего образования Министерства образования Юрию Коровайченко.

После воплощения реформы в жизнь исчезнут такие понятия, как «полное», «базовое» и «неполное» образование

— Юрий Николаевич, в основе реформирования системы высшего образования лежит отмена всех образовательных уровней. Что это значит?

— Исчезнут сами понятия «полное», «базовое» (бакалавр) и «неполное» (младший специалист) образование, а также такой образовательно-квалификационный уровень, как «специалист». Эта реформа крайне важна, так как нынешняя ситуация с образовательными уровнями оставляет желать лучшего: в одном университете готовят «специалистов», а в другом студенты сами выбирают, куда им поступать — на «специалиста» или на магистра. Впредь останутся два образовательно-квалификационных уровня: бакалавр и магистр. Но магистратура отныне не будет обязательным условием для тех, кто хочет получить «полный» диплом. Выпускники, получившие диплом бакалавра, будут считаться имеющими законченное высшее образование. А магистр получит статус научной степени, которая нужна лишь желающим продолжить научную или преподавательскую деятельность. Поэтому отменяется само понятие «базовое высшее образование».

— Что предусматривает ликвидация образовательного уровня «неполное высшее образование»?

РЕКЛАМА

— Лишь само понятие «неполное высшее образование» исчезает, а привилегией младших специалистов остается возможность учиться на бакалавра по сокращенному сроку обучения. При этом выпускники профессиональных колледжей по-прежнему будут считаться младшими специалистами.

— В случае принятия закона успеют ли студенты за четыре года освоить весь курс выбранной им специальности?

РЕКЛАМА

— Благодаря реформе, в соответствии с которой студенты получают возможность сами выбирать себе предметы для обучения, они смогут больше времени уделять специализированным предметам и быстрее освоить свою профессию.

— Уже сейчас многие первокурсники жалуются, что, вопреки их ожиданиям, им так никто и не предложил выбирать предметы на свое усмотрение…

РЕКЛАМА

— Разумеется, ведь с тех пор, как издан соответствующий приказ, не прошло и нескольких месяцев. Университеты еще не успели подкорректировать учебные планы и разработать блоки дисциплин. Поэтому первокурсникам не стоит переживать — уверен: в следующем семестре они уже смогут пользоваться нововведениями.

— А диплом бакалавра, полученный студентом несколько лет назад, тоже будет приравниваться к законченному высшему образованию?

— Да, несмотря на то, что учебные планы, по которым учились те студенты, несколько отличаются от сегодняшних. Так что все, кто имеет диплом бакалавра, будут считаться получившими законченное высшее образование.

Студенты получат возможность проходить стажировку в других странах за счет государства

— В законопроекте предусмотрено и введение нового образовательно-научного уровня…

— Совершенно верно, этот уровень называется «доктор философии». Его студенты могут получить после магистра. А став доктором философии

(и только философии), можно претендовать на уровень доктора наук. Эта система разработана на основе западной — в европейских странах степень доктора философии является обязательной для всех желающих идти по научной линии.

— Но если образовательный уровень «специалист» отменяется, что делать тем студентам, которые получают его сейчас?

— По окончании вузов им будут выданы дипломы магистров. И дипломы «специалистов», полученные до 2010 года, тоже будут приравниваться к магистерским. Кстати, учебные заведения разделят на следующие типы: университет (классический или профильный), академия, колледж и профессиональный колледж. Такие понятия, как «институт» и «техникум», исчезнут.

— В законопроекте сказано о реформах в области вузовского самоуправления…

— Да, десять процентов ученых советов университетов и советов трудовых коллективов будут составлять студенты — наравне с преподавательским коллективом они смогут принимать участие в разработке учебных планов и внедрении в жизнь новых проектов. В эти десять процентов войдут лучшие представители студенческих советов.

— Предусматривает ли законопроект какие-либо привилегии для студентов?

— У них появится возможность проходить стажировку за границей за счет государства. Раньше учащимся удавалось попасть на практику в другую страну в основном благодаря частным компаниям. Причем полноценной стажировкой чаще всего это назвать было нельзя — за рубежом студенты практиковались не по специальности, а работали либо в магазинах, либо на сборе урожая. Законопроект же предусматривает государственные программы стажировки как для студентов, так и для преподавателей.

— А что подразумевается под «установлением новых норм финансовой деятельности вузов»?

— Вузам будет предоставлена возможность брать в банке кредиты для реализации каких-либо проектов. Кроме того, высшие учебные заведения смогут открывать собственные депозитные счета. Однако законопроект отменяет использование тендерных процедур в системе высшего образования. Это неправильно, когда определенное количество бюджетных мест выигрывает никому не известный частный вуз, в котором учится минимум студентов.

— Стоимость обучения в известных университетах страны увеличивается с каждым годом, причем далеко не всегда повышение цен обосновано. В законопроекте предусмотрено решение этой проблемы?

— В какой-то степени да. Мы предлагаем изменить систему оплаты обучения. Если сейчас студент-первокурсник, заключив контракт с вузом, все четыре года учится по одной и той же цене, то впредь стоимость обучения будет увеличиваться соответственно инфляции. Это помешает вузам необоснованно устанавливать космические цены. Однако студентов, которые уже заключили с вузами контракт, эти изменения не коснутся, то есть они будут оплачивать свое обучение по-старому.

12317

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров