Воспользовавшись ситуацией с "ПриватБанком", в Украине резко активизировались аферисты
В первые дни после того, как стало известно о планируемой национализации «ПриватБанка», не обошлось без паники. Многие вкладчики ринулись снимать деньги с карточек. Масла в огонь подливали слухи, что вскоре вклады в банке и вовсе заморозят. Такой ситуацией просто не могли не воспользоваться аферисты. В редакцию «ФАКТОВ» звонят читатели с рассказами о разного вида обманах. В частности, о том, как неизвестные, представляясь работниками «ПриватБанка», предлагали за определенную плату перевести средства на карточку другого финансового учреждения — «Ощадбанка».
«ФАКТАМ» удалось поговорить с 25-летним Александром Чеховым из Полтавы (фамилия изменена), который называет себя «охотником на мошенников». Об аферах он знает не понаслышке. Александра на днях пытались «развести» на деньги. Однако он был готов к такому повороту и записал весь разговор с дельцами на диктофон, а потом выложил эту запись в Интернет.
— Это уже не первый размещенный в Сети аудиоролик с записью моих разговоров с мошенниками, — рассказывает Александр Чехов. — Мне очень хочется, чтобы как можно меньше людей попадалось на их удочку. Именно поэтому я собираю информацию о всевозможных аферах и пытаюсь разоблачать ловкачей. Иногда кто-то из них пробует «развести» и меня. Совсем недавно я потерял документы и дал объявление в Интернете в надежде, что мне их вернут. К сожалению, этого не произошло. Зато мне позвонили несколько аферистов. Один хотел получить за возврат тысячу гривен, другой — две, третий был согласен и на 500 гривен. Но ставили условие: я не должен передавать деньги из рук в руки. Человек, якобы нашедший документы, хотел, чтобы я, не видя своих бумаг, перечислил необходимую сумму через терминал на указанный счет. Я выяснил, что таким образом на доверчивых гражданах пытаются заработать в основном заключенные. Времени у них в камере много, доступ к Интернету есть. Вот они и звонят по объявлениям граждан о каких-либо пропажах.
Узнав о национализации «ПриватБанка», я решил снять со своей карточки все средства. Там хранилась не такая уж большая сумма, но, поддавшись общей панике, подумал, что остаться на новогодние праздники без денег будет не очень приятно. А вдруг выплаты действительно заморозят на какое-то время?..
Однако в ближайшем от моего дома банкомате денег не оказалось. Я вернулся домой, решив попытать счастья чуть позже. И в этот момент мне позвонили на мобильный с неизвестного номера. Тут же я машинально включил диктофон: такая привычка у меня выработалась давно, ведь не первый год борюсь с аферистами.
Звонившая представилась сотрудницей службы безопасности «ПриватБанка».
— Здравствуйте, — поздоровалась женщина. — Вы только что пытались снять деньги с карточки в банкомате, который находится по такой-то улице. Верно?
— Да, — удивленно ответил я. — Я что-то не так сделал?
— Ну вы же обратили внимание, что денег в банкомате нет, — продолжала собеседница. — Сейчас в банке такое творится… Мы не знаем, что будет завтра. Вы можете вообще остаться без денег. Увы, в наше время от этого никто не застрахован.
— Так что вы предлагаете? — спросил я.
— Подскажу вам, как можно спасти свои деньги на карточке, — ответила она. — Но давайте для начала проверим ваши данные.
Удивительно, но женщина, представившаяся сотрудницей службы безопасности «ПриватБанка», безошибочно назвала все мои данные: имя, фамилию, год рождения, место прописки и номер карточки. Было похоже на то, что она действительно работает в этом финансовом учреждении.
Между тем наш разговор продолжился.
— Хочу предложить вам услугу, — сказала собеседница. — Вы знаете, что есть такая функция — перевод денег на карточку другого банка — «Ощадбанка»?
Конечно, о данной услуге я знал. И со временем собирался перевести деньги на другую карточку самостоятельно. Но «работница банка» меня огорошила новостью, что без ее участия я этого сделать не смогу.
— Как не смогу? — удивился я. — Ведь только что заходил на ваш сайт и читал, что перевод денег на карточку другого банка возможен.
— Правильно, там так и написано, — подтвердила женщина. — Но я вам уже говорила, что в банке сейчас такой бардак! Деньги с вашей «приватовской» карты снимут, а на другую они могут не поступить.
Не дав мне опомниться собеседница тут же продолжила:
— У вас есть карточка другого банка?
— Нет. Но могу спросить у друзей или родственников. Может, кто-то согласится.
— Сколько вам нужно времени? — уточнила «работница банка». — Десять минут хватит?
Я согласился, что этого времени на поиски карточки другого банка будет достаточно, хотя и не очень понимал, к чему такая спешка.
Ровно через десять минут мне позвонили снова. Та же женщина поинтересовалась, удалось ли мне найти карточку. Я ответил утвердительно.
— Но вы же понимаете, что эта услуга будет платной? — спросила она.
— Догадываюсь, — согласился я.
— Все это будет стоить 15 процентов от суммы перевода. Согласны? Знаете, сколько у вас сейчас на счету? Четыре тысячи шестьсот гривен. Если переводить всю сумму, вам потребуется уплатить 697 гривен. Но это же лучше, чем потерять потом все деньги!
Мне снова пришлось согласиться.
— Поверьте, сейчас даже работники банка не могут самостоятельно перевести свои средства, — продолжала женщина. — Поэтому вы должны осуществить оплату через терминал. Это будет выглядеть как пополнение счета мобильного телефона. Сразу же скажу: номер не мой, а одного из наших сотрудников. Как только вы перешлете деньги на этот номер, перевод ваших средств произойдет автоматически.
— А если не произойдет? — засомневался я.
— Вы, главное, сохраните квитанцию об оплате. И если произойдет какой-то сбой в системе и вы не получите ваших денег, то подойдите в любое отделение «ПриватБанка», там все решат.
«Сотрудница финучреждения» попросила меня в течение нескольких минут отправить деньги для пополнения счета мобильного телефона через терминал. Я отрапортовал, что все выполнил, как мы и договаривались, и приготовился ждать.
Минут через пять та же женщина позвонила снова.
— Деньги на телефон так и не поступили, — сказала она.
— Почему же? Я все сделал, как вы попросили.
— Может быть, вы не на тот номер отправили? Давайте проверим. Что у вас написано на квитанции?
И тут я не выдержал и рассмеялся. Ведь уже давно понял, что меня пытаются «развести», и все это время просто подыгрывал аферистке. Конечно же, никаких денег никому отправлять не стал.
— На квитанции у меня написано: «Идите на фиг, аферисты!» — со смехом сказал я.
— Да как вы можете так говорить! — возмутилась женщина и бросила трубку, пообещав на прощание снять у меня с карточки все деньги.
Деньги на счете после разговора остались. Я решил «пробить» по базе данных номер телефона мошенницы и прочитал в Интернете много интересного. С номера (098) 851−31−79 с 2011 года (!) звонят вкладчикам банков и пытаются «развести» их на деньги. Об этом в специальных группах в Интернете пишут люди, ставшие жертвами аферистов. Иногда сразу после звонка с указанного мобильного поступал другой звонок — со стационарного телефона, зарегистрированного в Днепре. Собеседник также представлялся сотрудником «ПриватБанка» и пытался разузнать у вкладчика личную информацию.
Я позвонил в кол-центр банка, и мне сказали, что такой номер у них действительно зарегистрирован. Однако настоящие сотрудники «Привата» сказали, что никто из работников банка подобные вопросы клиентам задавать не будет. Потому что в учреждении вся эта информация есть. Может быть, настоящим номером «ПриватБанка» каким-то образом прикрывают реальный номер мошенников? То есть звонят с одного, а высвечивается совсем другой.
Александр Чехов пообещал и в дальнейшем выводить на чистую воду мошенников и разоблачать их аферы. Однако к тем, кто действовал под видом сотрудников «ПриватБанка», у него остались вопросы.
— У меня никто личную информацию никогда по телефону выяснить не пытался, — сказал на прощание «охотник на мошенников». — Откуда же злоумышленники могли узнать, что я пробовал снять деньги с карточки в конкретном банкомате? Даже назвали точную сумму, хранившуюся на счете… Может, эти вопросы заинтересуют и правоохранительные органы?
Кстати, сегодня в Интернете можно найти множество предложений по продаже базы клиентов «ПриватБанка». Есть паспортные данные граждан с пропиской, идентификационные коды, телефоны, сведения об автомобилях. Цены стартуют от 900 гривен за несколько тысяч фамилий. В базе «ПриватБанка» собрано самое большое количество клиентов со скриншотами паспортов, кодов, точными адресами и телефонами.
3964Читайте нас в Facebook