Мораторий на проверки закончился, ставки единого налога пересмотрены. Чего ждать предпринимателям в 2017-м?
«ФАКТЫ» всегда с большим уважением относились к нашим предпринимателям. Мы стараемся проинформировать их обо всех изменениях в украинском законодательстве, чтобы облегчить и без того запутанные процедуры уплаты налогов и подачи отчетов. Поэтому напоминаем, что 9 февраля — последний день подачи годовой декларации о доходах и отчета по единому социальному взносу. Кроме того, следует отметить, что форма декларации была немного изменена, а размер единого социального взноса увеличен вдвое.
Пересмотрены ставки единого налога для плательщиков первой группы
Начнем с главного: в связи с ростом минимальной зарплаты с 1 января 2017 года до 3 тысяч 200 гривен увеличилась и минимальная сумма единого социального взноса (ЕСВ).
Напомним, что минимальный взнос составляет 22 процента минимальной зарплаты. И если в декабре 2016 года после ее увеличения с 1 тысячи 450 до 1 тысяч 600 гривен минимальный размер ЕСВ вырос с 319 до 352 гривен, то в январе 2017 года (после двойного увеличения минимальной зарплаты) — до 704 гривен.
Впрочем, как объяснили «ФАКТАМ» в Министерстве финансов, 20 декабря 2016-го Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году». Этот документ, в частности, пересмотрел отдельные положения Налогового кодекса, которые имеют привязку к размеру минимальной зарплаты, чтобы избежать дополнительной нагрузки на налогоплательщиков.
Так, согласно закону уменьшены вдвое размеры минимальной зарплаты, касающиеся определения:
- сумм безнадежной задолженности;
- предельных сумм доходов физических лиц, которые включаются (или не включаются) в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода такого плательщика налога на доходы физических лиц;
- ставок налога на имущество, отличное от земельного участка;
- среднерыночной стоимости легковых автомобилей — объектов налогообложения транспортным налогом…
Очень важно, что были пересмотрены ставки единого налога для плательщиков первой группы. А точнее, они установлены в процентах к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а не к сумме минимальной зарплаты (как это было до 2017 года).
С 1 января 2017 года прожиточный минимум для трудоспособных лиц — 1600 гривен. Таким образом, минимальная сумма единого взноса фактически составляет половину минимального ЕСВ, то есть не 704, а 352 гривни. Увы, и страховой стаж для дальнейшего назначения пенсий тоже будет засчитан только в половинном размере — полмесяца.
Кроме того, с 1 января 2017 года (до принятия органами местного самоуправления новых решений о ставках местных налогов и сборов на этот год) прежняя ставка единого налога для плательщиков первой группы применяется с коэффициентом 0,5.
Также в Министерстве финансов отметили, что законодательство предоставляет органам местного самоуправления возможность регулировать размеры ставок для плательщиков первой и второй групп в зависимости от вида хозяйственной деятельности в диапазоне от 0 до 10 процентов прожиточного минимума для трудоспособных лиц и от 0 до 20 процентов минимальной зарплаты соответственно.
Кстати, «ФАКТЫ» решили уточнить в правительственных органах, действительно ли на общее количество физических лиц — предпринимателей так сильно повлияло введение с 1 января 2017 года требования, чтобы единый социальный взнос платили даже неработающие (не имеющие доходов) предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, которых еще называют «спящими». В частности, мы поинтересовались, сколько физических лиц — предпринимателей подавало «нулевые» декларации за предыдущий год и как изменилось количество тех, кто работает на упрощенной и общей системах.
По информации, предоставленной Государственной фискальной службой, в прошлом году прекратили свою деятельность 252 тысячи 700 физических лиц — предпринимателей, а за декабрь 2016-го и первую декаду января 2017-го — почти 170 тысяч предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения, и только около восьми тысяч тех, кто перешел на упрощенную систему. Из них тысяча — «единоналожники» первой группы, три тысячи 800 — второй и чуть более трех тысяч — третьей.
Предприниматели могут подать декларацию онлайн — на сайте фискальной службы
Последний день сдачи годовой отчетности для предпринимателей наступит уже завтра — 9 февраля. Отметим, что в 2017 году была немного изменена форма годовой декларации для тех, кто выбрал общую систему налогообложения.
Как объяснил «ФАКТАМ» заместитель директора департамента налогов и сборов с физических лиц Государственной фискальной службы Сергей Назаренко, обновление бланка декларации требовалось в связи с тем, что с 1 января 2016 года был изменен порядок внесения физическими лицами — предпринимателями (кроме избравших упрощенную систему налогообложения) авансовых платежей по налогу на доходы физлиц.
— Теперь такие предприниматели рассчитывают и вносят авансовые платежи в соответствии с фактическими данными, указанными в книге учета доходов и расходов, каждый календарный квартал до 20-го числа месяца, следующего за календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября), — пояснил Сергей Назаренко. — Авансовый платеж за четвертый квартал не рассчитывается и не уплачивается. В связи с указанными изменениями теперь в декларации (графа 6 строки 10.7 декларации) физические лица — предприниматели (кроме выбравших упрощенную систему) отражают общую (годовую) сумму налога на доходы физлиц, подлежащую уплате в бюджет, которая рассчитывается в разделе I приложения Ф2 декларации и равна значению строки 1.1 приложения Ф2.
Вместе с тем справочно в строках 1.2—1.4 приложения Ф2 плательщики отражают сумму внесенных авансовых платежей по налогу на доходы физлиц и остаток суммы этого налога, подлежащего уплате или возврату.
Напоминаем, что у предпринимателей есть возможность подать декларацию онлайн — на сайте Государственной фискальной службы в сервисе «Электронный кабинет налогоплательщика».
Подать декларацию в электронном кабинете налогоплательщика имеют право только те, кто уже получил цифровую подпись. Такую подпись (которую налоговая служба почему-то называет электронным ключом) можно оформить в любом из аккредитованных центров сертификации ключей. Их список есть на сайте: http://acskidd.gov.ua/contacts.
Кроме того, существует много других организаций, уполномоченных выдавать электронную цифровую подпись физическим и юридическим лицам, но уже за определенную плату. Их список есть на сайте Министерства юстиции Украины.
Впрочем, поскольку сервис «Электронный кабинет налогоплательщика» работает в тестовом режиме (на днях разработчики снова сменили рубрикацию и дизайн сайта), то подать отчет в электронном виде удается не всегда. Вернее, подать-то получается, а вот принять его система может и не захотеть. В таком случае плательщику придется поторопиться и предоставить налоговый отчет в бумажном виде — в налоговую инспекцию.
Также важно знать, что 3 ноября 2016 года Верховная Рада приняла Закон «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», который до 31 декабря 2017-го установил мораторий на проведение плановых проверок органами государственного контроля.
Впрочем, в этом же законе указан ряд исключений. В частности, до 31 декабря 2017-го внеплановые проверки могут проводиться:
- по письменному заявлению предпринимателя (то есть по его собственному желанию);
- по решению суда;
- в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, связанного с деятельностью субъекта хозяйствования.
В то же время следует отметить, что нормы этого закона не распространяются на проверки, проводимые органами Государственной фискальной службы. Таким образом, с 1 января 2017 года нет моратория на проверки органами ГФС.
Напомним, что Закон от 28 декабря 2014 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» установил временные (в 2015-м и 2016 годах) ограничения на проведение контролирующими органами проверок предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей с объемом дохода до 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год. Теперь этот мораторий закончен.
Еще одно новшество для предпринимателей: 21 декабря 2016 года парламент принял Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине», который, в частности, предоставил предпринимателям право на амортизацию основных средств, используемых в их деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей). Также закон расширил перечень расходов физлиц-предпринимателей. В частности, к их расходам теперь относятся суммы:
- налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость для физического лица — предпринимателя, зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, и кроме акцизного налога, налога на доходы физических лиц с дохода от хозяйственной деятельности, налога на имущество);
- единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;
- платежей, внесенных за получение лицензий на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности физического лица — предпринимателя;
- платежей за получение разрешения, другого документа разрешительного характера, связанного с хозяйственной деятельностью физического лица — предпринимателя.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
5236Читайте нас в Facebook