СНБО потребовал проверить экономическую и социальную обоснованность тарифов на энергоносители и ЖКУ
Споры о том, насколько реальны цены на газ, тепло и электроэнергию, ведутся уже давно. Многие эксперты считают, что они завышены. Правда, у чиновников и представителей энергокомпаний другое мнение. Эти споры обострились на фоне блокирования активистами поставок угля с временно оккупированных территорий. Чтобы расставить точки над «і» Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) своим решением поручил Кабинету министров совместно с Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), безотлагательно изучить объективность, экономическую и социальную обоснованность установленных тарифов на энергоносители, электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги.
Кроме того, правительству поручается разработать и обеспечить реализацию программы строительства новых энергоблоков и реконструкции существующих энергоблоков тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей, на которых используется уголь антрацитовой группы, для обеспечения применения ими угля газовой группы отечественной добычи.
Стоит напомнить, что с 1 марта в очередной раз существенно вырастут тарифы на электроэнергию для населения. Это последний этап планового повышения, проводимого согласно постановлению НКРЭКУ от 22 февраля 2015 года. Тариф на электроэнергию увеличивался каждые полгода и с 1 марта 2017-го должна установиться окончательная рыночная цена.
Однако на днях представители НКРЭКУ заявили, что сейчас украинцы платят около 40 процентов ее рыночной стоимости. Якобы, даже после мартовского роста цена для потребителей все равно будут меньше рыночной. Поэтому Нацкомиссия не исключает возможность повышения тарифов до экономически обоснованного, по ее мнению, уровня.
Разговоры о возможности нового повышения тарифов было негативно воспринято как населением, так и многими экспертами.
«Принимая решение об увеличении тарифов, стоит помнить о его возможных последствиях, — считает исполнительный директор Международного фонда „Блейзера“ Олег Устенко. — Это увеличение уровня инфляции и как следствие снижение уровня жизни населения. Это необходимость дополнительных расходов из государственного бюджета на субсидии украинским домохозяйствам, что делает их еще более зависимыми от государства. Это увеличение себестоимости украинской продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной на рынке. Как следствие — негативный импульс для реального сектора экономики, выраженный в закрытии тех предприятий, которые не смогут устоять на рынке. Предприятия не закрываются сами по себе. Этому сопутствует „выброс на улицу“ рабочей силы и прочие негативные последствия».
«Что такое обоснованность тарифов и то, как этим термином играют, очень интересный вопрос, — рассказал в эфире радиостанции «Голос Столицы» бывший член Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус. — Во-первых, сейчас обоснованным считают тот тариф, который включает в себя схему «Роттердам плюс». Это когда мы платим за уголь, якобы, он едет из Голландии, Роттердама по морю, через порты, а на самом деле он едет из зоны АТО. Как это все проявилось, мы прекрасно видим. Во-вторых, проводятся всякие другие закупки, например трансформаторы, по завышенным ценам, с завышенным количеством товара. Все это закладывается в тарифы«
По его словам, на самом деле руководство НКРЭКУ лукавит, когда говорит, что есть обоснованная цена, и от нее все должны отталкиваться.
«Это та цена, которую установила НКРЭКУ, и она, по моему мнению, абсолютно не обоснована. Она уже завышена. А они предлагают ее еще поднимать. По моему мнению, киловатт-час электроэнергии для населения сегодня должен стоить примерно 1,7−1,8 грн, не больше. Это то, что реально можно было бы получить, если бы у нас в тариф не были заложены различные так называемые дополнительные „чаевые“ и всякие разные формулы», — отметил Герус.
727Читайте нас в Facebook