Ирина Билык: "Макс берег свою маму. Она узнала о болезни, когда Макс уже был в реанимации"
Смерть 47-летнего Максима Паперника стала шоком для его коллег, друзей и даже близких. Никто и предположить не мог, что пять последних лет режиссер мужественно боролся с онкологическим заболеванием, скрывая это ото всех, даже от мамы и сестры. Когда отправлялся на лечение в Германию или Израиль, говорил близким, что едет в командировку. Возвращался и снова приступал к работе. Болезнь на время отступала. Еще минувшим летом казалось, что Максиму удалось победить недуг. Он сильно исхудал, тем не менее, как отмечают его друзья, был в прекрасном расположении духа и строил творческие планы. И ни разу ни у кого не просил помощи. «Мужчина не имеет права на чувство отчаяния», — говорил он в интервью «ФАКТАМ».
Друзья Максима узнали о его болезни слишком поздно, когда он в тяжелом состоянии находился в клинике «Борис». За день до смерти Макс попросил близкую подругу Светлану сообщить об этом Ирине Билык, Андрею Данилко, продюсеру Алексею Гончаренко…
Максим умер 19 февраля. Проводить друга в последний путь пришли композитор Владимир Быстряков, телеведущий Слава Соломка, певцы Андрей Кравчук, Виталий Козловский, Александр Пономарев, Наталья Могилевская, Ассия Ахат, Ирина Билык, актер и режиссер Виктор Андриенко, актриса Ольга Сумская. Знаменитая польская актриса Барбара Брыльска, которую Макс обожал, прислала венок. Похоронили Максима Паперника 21 февраля в семейном склепе на Лукьяновском кладбище в Киеве.
Он с детства знал, что его жизнь будет связана с творчеством. Занимался в театральном кружке, а после школы поступил в театральный институт имени Карпенко-Карого на кинофакультет, который окончил с отличием.
Максим Паперник стал первым украинским режиссером, создававшим клипы для украинских звезд. Именно он снял первый клип на песню «Лед» для начинающей певицы Кати Бужинской, превратив ее на площадке в Снежную королеву и поставив на коньки. Для Натальи Могилевской он сделал несколько клипов — «Я — весна», «Місяць», заставив ее ходить босиком по бетонному полу. А певице Евгении Власовой в клипе «Ветер надежды» пришлось петь… под водой. Максим снял серию роликов для Верки Сердючки, первый клип «Попытка № 5″ для «ВИА Гры», «Одну калину» — для Софии Ротару, несколько работ для первого представителя Украины на «Евровидении» Александра Пономарева (в том числе Asta la vista).
Одним из первых в Украине Максим Паперник стал снимать мюзиклы («Снежная королева», «За двумя зайцами», «Двенадцать стульев»), музыкально-развлекательное шоу «Народная звезда», телесериал «Неприкосновенные»…
— Я все еще не могу поверить, что Макса нет с нами, — сказала «ФАКТАМ» певица Ирина Билык. — Такая боль в душе. Вместе с ним ушла часть моей жизни. Я ничего не знала о его болезни. Мы общались, но давно не виделись. Осенью я хотела, чтобы Максим снял для меня клип. Позвонила ему, но он вежливо отказался. Не отложил, не перенес. «Сейчас я очень занят, работаю не в Украине, все время езжу туда-сюда, нет времени, — сказал Макс. — Вот закончу фильм, приеду, встретимся и поговорим». Это был наш последний разговор. Тогда я и подумать не могла, что он болен. Макс был веселый, шутил…
— Вы ведь знакомы с детства?
— Занимались вместе в Детском драматическом театре на Нивках. Уже тогда наш педагог Любовь Александровна Гордеева говорила, что Максим талантлив и добьется успеха. Так и случилось. Как же я была удивлена, когда через много лет снова увидела Макса. Тогда я работала с Юрой Никитиным, собирались снимать клип на песню «А я плыву», искали режиссера, даже хотели ехать в Россию. К нам домой пришел Максим и уверенно заявил, что снимет для меня этот клип. Никитин, который тогда работал режиссером на одном из телеканалов, эту идею сначала категорически не воспринял: «Ты же никогда не снимал!» Помню, мы сидели на полу, и Макс убеждал нас, как все будет круто, современно, совершенно по-новому. Настаивал: «Дайте мне снять! Это будет прорыв!» Сыпал идеями. Мы с Юрой смотрели на Макса и удивлялись, как человек без опыта может так уверенно говорить. И он нас таки убедил.
Примерно полгода ушло на разработку идеи. Весной мы поговорили о клипе, а уже 13 декабря состоялась его презентация. Клип действительно получился новаторским, оригинальным и очень красивым. Когда вспоминаю работу на съемочной площадке, мурашки идут по коже. Ведь в кадре по мне ползали змеи, которых я жутко боюсь. Я уверенно трогала их, а в гримерке меня просто трясло от ужаса.
Кроме того, я стала первой украинской артисткой, которую Максим заставил раздеться в клипе. Это было очень смелое решение. Он всегда был очень уверен в том, что делает. Помню, специально для съемок купили десяток рыбок, которые в кадре красиво плавают в лодке. Они были в банке с водой, но к концу дня начали погибать. Осталась только одна. И тогда Максим оторвал у герберы стебель и через него, как через трубку, начал дуть в банку, чтобы спасти последнюю рыбку. «Мы ее в клипе размножим», — подмигнул нам. Благодаря графике и мастерству Макса создается впечатление, будто в кадре много рыбок, а на самом деле она была одна. Клип получил массу позитивных отзывов.
— А в другом клипе он заставил вас падать с большой высоты!
— Съемки клипа «Вiтер» стали для меня экстремальными. Страшно было до ужаса. Я вышла на площадку и сразу же заявила: «Падать не буду». Но Макс уговаривал меня, сто раз показывал сценарий и убеждал, что все будет хорошо. И я прыгала шесть раз! Потом еще Макс ронял меня на диван. В общем, натерпелась тогда, была вся в синяках, но картинка получилась эффектной.
А еще я очень благодарна ему за клип «Країна». Ведь именно Макс убедил меня снять в нем маму и папу. «Это видео будет тебе на память», — говорил он. Максим любил мою маму… И свою берег, не говорил ей о болезни. Она обо всем узнала, когда он уже был в реанимации.
— Максим предлагал вам роли в своих проектах?
— Он всегда говорил, что я не только певица, но и актриса. Макс умел создать на площадке такую атмосферу, чтобы артист мог раскрыться. Он пригласил меня на роль мамы в мюзикле «Алиса в Стране чудес». Это была очень интересная работа. Мы часто созванивались после съемок, и Максим говорил: «Еще раз убедился, что ты настоящая актриса! Буду еще что-то снимать, обязательно приглашу тебя, моя принцесса».
*"Макс умел создать на площадке такую атмосферу, чтобы артист мог раскрыться", — говорит певица Ирина Билык, сыгравшая в мюзикле Паперника «Алиса в Стране чудес»
— Мне повезло работать с Максимом в нескольких проектах, но впервые мы встретились на съемках мюзикла «За двумя зайцами», — рассказала «ФАКТАМ» актриса Ольга Сумская, сыгравшая в этой комедии роль Гали, двоюродной сестры главной героини Тони Коровяк (ее роль исполнила Алла Пугачева). — Тогда Макс сказал, что ему нужна «щира українка», и предложил заплести две косы. Увидев меня в таком образе, стал называть «моя Роксолана». Он был очень внимательным и серьезным в работе, никому не позволял относиться к делу легкомысленно. Сначала меня даже пугал его строгий взгляд, казалось, что делаю что-то не так. А он просто был всегда сосредоточен и того же требовал от других.
Как-то мы снимали новогодний огонек и я танцевала квик-степ с Димой Дикусаром в образах Проньки и Голохвастова. Макс предложил сделать мне смешной грим, прилепить нос картошкой. Получилась очень милая и смешная Проня. Второй дубль снимали в три часа ночи. А было лето, жара стояла страшная, из-за нее мой нос поплыл, отвалился и закатился куда-то под камеры. Искали его всей командой, нужно ведь было закончить съемку. В итоге мой нос отыскал Макс. «Режиссер Паперник нашел нос Сумской», — радостно провозгласил он на весь павильон, и все просто покатились от смеха.
Работать с ним было приятно. Он умел вдохновить. В фильме «Странное Рождество» я играла роль Лилии — дочери героини Барбары Брыльской. У Барбары и Максима режиссера были очень трепетные отношения. Он ее боготворил, она доверяла ему все свои секреты. Брыльска часто приглашала Макса погостить в ее домике под Варшавой.
Он вообще очень благородно относился к женщинам, находил нужные слова. Знаете, когда я во время похорон Макса впервые увидела его маму, то все поняла. Сколько изысканности и породы в этой женщине! Вот от кого у него все эти качества.
*Ольга Сумская, Барбара Брыльска, Богдан Ступка, Максим Паперник на съемках фильма «Странное Рождество»
— Вы ведь общались с Максимом не только на съемочной площадке. Он делился с вами своими переживаниями?
— Никогда! О его личной жизни никто ничего не знал. Даже о своей семье Макс ничего не рассказывал. Я видела на съемках только его сестру (она работала вместе с Максимом на его проектах. — Авт.). Даже когда Макс заболел, никому не сказал ни слова. Это стало страшной новостью для всех. И что тут говорить? Нам будет не хватать его энергии, фантазии, интуиции, глубины. Макс очень много сделал для украинского телевидения, а вот серьезный художественный фильм, о котором так мечтал, снять не успел. Для меня было большой честью работать с таким человеком. Светлая память тебе, Максим!
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
10220Читайте нас в Facebook