Ровно сто лет назад была издана книга, ставшая бестселлером, — «Теория праздного класса». Ее автор Торстейн Веблен впервые сформулировал понятие «трата напоказ» и, вопреки Карлу Марксу, утверждал: покупая дорогостоящую вещь, человек удовлетворяет потребность не столько в ней самой, сколько в повышении своего социального статуса. «Трата напоказ» — удел тех, кто хочет казаться богаче и важнее, чем есть на самом деле.
Интересно, а как распоряжаются деньгами наши известные соотечественники?
Лидия Соловьева: «Несмотря на кризис, мой холодильник забит продуктами»
- Честно скажу: я вообще не почувствовала, что такое кризис, — признается паралимпийская чемпионка по пауэрлифтингу Лидия Соловьева. — Я не знаю, что это такое!
- Неужели не ощутили подорожания товаров, уменьшения доходов?
- Живу, как и жила. Кредитов я не брала, депозит забрала из банка вовремя — до кризиса. Особенно ни на чем не экономлю. Ремонт хороший недавно сделала. Мой холодильник забит продуктами!
- Чем же вы питаетесь?
- Обычной едой — варю борщ, суп Если захочу, могу бутерброд с икрой себе сделать.
- Редкий случай, когда сегодня человек на жизнь не жалуется.
- Я оптимистка и мне всего хватает (улыбается). Постоянно работаю, тренируюсь, о кризисе некогда думать.
- Ко второй волне кризиса как-то готовитесь? Быть может, запасаетесь мукой, сахаром, крупами?
- Мне ставить все это негде (улыбается). Не хочу после ремонта захламлять пространство.
- В какой валюте предпочитаете хранить деньги?
- Знаете, как говорится, за доллары хлеба не купишь. Кроме того, я слышала, что американскую валюту вообще собираются упразднить. Стабильнее всего, мне кажется, сегодня евро.
- Какой кризис в вашей жизни был самым страшным? И как вы его преодолели?
- Сложнейший момент был в 1999 году. Я готовилась к чемпионату мира. Пенсию получала 36 гривен, а за общежитие нужно было платить 50 гривен. Приходилось даже бутылки сдавать в ту пору.
- Многие, кто оказался без работы, говорят: «Не пойду же я бутылки сдавать!» Неужели за счет бутылок можно выжить?
- Можно! Это лучше, чем сидеть сложа руки.
- Поделитесь вашим рецептом против пессимизма.
- Иду в спортзал и тренируюсь, общаюсь с людьми, шучу И думать о чем-то плохом просто нет времени.
Анатолий Авдиевский: «Страшно, что у большинства нет возможности духовно обогащаться»
- У нас в стране кризис не столько экономический, сколько духовный, — считает Герой Украины, народный артист СССР и Украины, генеральный директор и художественный руководитель национального заслуженного народного хора Украины имени Григория Веревки Анатолий Авдиевский. — У большинства нет возможности духовно обогащаться — и это страшно.
- Ваши доходы упали?
- Инфляция съедает заработные платы у всех. Я не исключение.
- На чем экономите?
- Не могу себе позволить свободно тратить на что захочется. Да это мне и не нужно! Если вижу интересную книгу, то, безусловно, она уже моя. Но издать свое что-то — уже проблематично. А так бы хотелось написать об истории знаменитого коллектива, основанного Григорием Веревкой, поделиться опытом с коллегами
- Когда нет возможностей, грустно Как вы поднимаете себе настроение?
- Знаете, в 1950-е годы к нам в Одесскую консерваторию, в которой я учился, пришел преподаватель марксизма-ленинизма. В свое время он был репрессирован, долгое время жил в Сибири. Так он нам всегда повторял: «Человек НИКОГДА не должен быть рабом своего настроения».
- Какой пищей вдохновляетесь, кроме духовной?
- Мы с супругой не покупаем много мясопродуктов, колбас Мы сторонники натуральной еды, без консервантов.
Иван Плющ: «Предпочитаю фрукты из моего сада. У меня на даче даже киви растут!»
- По поводу кризиса я вам расскажу анекдот, — говорит политик Иван Плющ. — Спрашивают «крутого»: «Как вы ощутили на себе кризис?» Он отвечает: «Что вам сказать. Пью теперь только старые вина, закусываю их сыром с плесенью и езжу на автомобиле без крыши». Я же к «крутым» не принадлежу (улыбается). Вина вообще не пью. Из напитков люблю только то, что «горит». Эти напитки, к счастью, остались в прежней цене.
Что касается закуски, я не люблю ресторанов. Для меня рестораны — наказание, потому что у меня изжога. Предпочитаю домашнюю еду, продукты, на которых вырос. Чтобы они были из моего сада и огорода, то есть выращены без всяких гербицидов и ядохимикатов. Экзотические фрукты меня не интересуют. Хотя у меня даже киви и те свои на даче. Поэтому киви никогда не покупаю в магазине.
- Но одежду-то все равно приходится покупать
- Вы знаете, я уже в таком возрасте и статусе, что у меня костюмов шесть или семь! И ни с одним я не могу расстаться. Чуть-чуть приведут костюм в порядок, и я его надеваю в очередной раз. Так что в нынешнем году ни одного не покупал. А обуви у меня пар пять есть еще такой, что я надевал раз или два
- Костюмы носите от «Бриони»?
- Не знаю, какие они там — от «Бриони» или не «Бриони». Это жену нужно спрашивать. Те, что покупались лет пять-шесть назад, — стоили три-пять тысяч гривен каждый.
- А на какой машине ездите?
- Мне так Бог дал, что с 1967 года у меня служебные машины. Когда работал в хозяйственных структурах, ездили на «газике», или, как его еще называли, «бобике». Потом была «Волга». А теперь у меня служебные «Тойота» и «Мерседес». Есть и своя машина — «Жигули».
- Неужели вы в «Жигулях» ездите?
- Езжу — притом даже в Закарпатье.
- Сами за рулем?
- Сам.
- Кредиты выплачиваете?
- Нет, я их не беру.
- А депозиты смогли забрать?
- У меня депозитных средств было немного. Банк же, который я «опекал», — «Киев», к сожалению, «сгорел». Но с людьми, у которых небольшие вклады, он рассчитался. С остальными составлены отдельные соглашения.
- Скажите как политик: кризис скоро закончится или следует ожидать второй волны?
- Второй волны не предвижу. Думаю, после выборов в Украине жизнь стабилизируется.
- Вы оптимист. Кстати, как поднимаете себе настроение, если оно плохое?
- Знаете, мои родители были сиротами. Но сколько их помню, никогда не жаловались на жизнь. Всегда говорили: «Лишь бы хуже не было». Поэтому когда сейчас люди плачутся, что плохо живут, часто это преувеличение. Я помню времена, когда хлеба не было, одни штаны и сапоги были на троих. Сейчас у каждого есть и сапоги, и штаны. И когда говорят, что нет работы, это тоже неправда. Работники требуются везде — не нужно руководителей. Так что ситуация небезвыходная.
Виктор Анисимов: «У нас в стране дизайнеры бедные, как церковные мыши»
- В нашей стране все время был кризис такой, что надо было биться головой о бетонную стену, — считает дизайнер Виктор Анисимов. — И сейчас этот бетон как был крепким, так и остался.
- Что вы имеете в виду?
- Кто-то жил припеваючи, имея миллиарды. А у меня, например, как не было денег, так и нет.
- Вы же известный дизайнер.
- Одно другому никак не мешает. У нас в стране дизайнеры бедные, как церковные мыши.
- Состоятельные клиенты стали меньше тратить на обновки?
- Как обращались к нам, так и обращаются. Правда, многие пересматривают свои взгляды в отношении вещей. Нельзя покупать футболку за тысячу долларов. Раньше денег у многих было немерено. Поэтому им было неважно, сколько стоит вещь. Тысяча долларов — так тысяча, пять тысяч — так пять. Сейчас уже начинают задумываться
Из-за чего кризис на самом деле произошел? Из-за того, что люди жили не по средствам. Даже самые бедные начали покупать вещи, на которые у них не было денег. Но банки выдавали кредиты, и люди их брали, переоценив свои возможности в десятки раз.
- Неделя украинской моды в нынешнем году была скромнее?
- Я в ней не участвовал, так как работаю как художник по костюмам над новогодним мюзиклом. Один раз пришел на сезоны в качестве зрителя. Людей было много, интерес огромный.
- Вы кредиты отдаете?
- У меня нет кредитов. Я до кризиса отдал все деньги.
- А депозиты смогли забрать?
- У меня их не было — привык хранить деньги, как говорится, в литровой банке.
- Дайте советы читателям, как сэкономить на одежде и выглядеть при этом стильно.
- Я не даю советов. Нужно разумнее смотреть на исходные материалы
- Как поднимаете себе настроение?
- Оно у меня нормальное всегда!
280Читайте нас в Facebook