Граф александр розумовский: «моя будущая жена работала в посольстве дании в польше. Там я с ней и познакомился. Но посол запретил ей со мной даже общаться, решив, что я русский шпион»
Недавно в нашей стране гостил граф Александр Андреевич Розумовский, потомок последнего гетмана Малороссии (1750-1764) Кирилла Григорьевича Розумовского. Как известно, Кириллу Розумовскому покровительствовали две российские императрицы: сначала Елизавета Петровна, а затем и Екатерина II, что в немалой степени способствовало его блестящей карьере. Праправнук гетмана, Александр Андреевич, унаследовал от знаменитого предка не только видную стать, но и неуемную жажду знаний, что ему очень пригодилось в жизни, поскольку род Розумовских в конце XVIII века утратил влияние при дворе.
В настоящее время Александр Розумовский проживает в Вене. В свое время кайзер Австро-Венгрии разрешил предкам Александра Андреевича сохранить за собой графский титул. Граф Розумовский посетил Батурин — гетманскую столицу XVII-XVIII веков. Сейчас отреставрированный дворец Кирилла Розумовского в Батурине является составной частью Государственного исторического заповедника «Гетманская столица». В поездке по Украине графа сопровождал политик-социалист Николай Рудьковский, который поддерживает дружеские отношения с семьей Розумовских. Дело в том, что г-н Рудьковский учился в Венском университете вместе с сыном графа Розумовского — Андреем. Молодые люди подружились и даже помогали друг другу в изучении языков. Поскольку уже четвертое поколение Розумовских проживает за границей, графу время от времени требовалась небольшая помощь переводчика, функции которого согласился выполнять Николай Рудьковский.
«Если бы нынешние власти России предложили мне квартиру или дом в Москве или Питере, то я бы там поселился»
- Александр Андреевич, титул графа дает какие-либо преимущества в современной Вене, где вы сейчас живете?
- После падения монархии в Австрии формально упразднили все дворянские титулы. Правда, исторически так сложилось, что Розумовский — это граф! Поэтому все ко мне так и обращаются. Только и всего. Каких-либо преференций в виде, например, налоговых льгот титул мне не приносит. Впрочем, буду с вами честен, некоторые преимущества все же есть! Если обладатель высокого титула захочет устроиться на работу в какую-либо компанию, то его возьмут с удовольствием, так как у руководства не возникнет опасений, что этот человек будет воровать. Так уж повелось, что дворянский титул неотделим от понятия «порядочность».
По словам Николая Рудьковского, Александр Андреевич длительное время возглавлял крупную швейцарскую фармацевтическую компанию. Ее акционеры предложили Розумовскому эту должность в том числе и потому, что прекрасно понимали: если первое лицо компании — граф, то все дела в ней будут вестись честно и открыто.
- Вы принадлежите к обеспеченной семье? Ведь Алексей Розумовский, брат вашего прапрадеда, был фаворитом российской императрицы Елизаветы Петровны.
- Совсем нет, мы не богатые люди. Во время Второй мировой войны наша семья все потеряла. Причем дважды! В начале 40-х жили в Чехии, у отца там была недвижимость. Когда Гитлер захватил Чехию, мы переехали в Австрию, но потом вынуждены были бежать от фашистов назад в Чехию. К слову, мой отец активно помогал чехословацким патриотам. Именно поэтому немцы отобрали у нашей семьи все имущество! В 1945 году, когда в Чехии установился коммунистический режим и мы вынуждены были уехать в Австрию, у нас не было ни копейки! Сейчас финансовое положение нашей семьи гораздо улучшилось. Но мы для этого много работали!
- Знаю, что ваш прапрадед в свое время владел дворцом на Мойке в Санкт-Петербурге, где ныне размещается Российский государственный педагогический университет. Скажите, у вас никогда не возникало фантазии вернуть дворец семье, как, например, возвращают бывшим хозяевам имущество в странах Прибалтики?
- (Смеется. ) Вот именно, что фантазии! Ведь наш род владел недвижимостью и в Москве, и в Киеве, и в Санкт-Петербурге, а потом, как я уже говорил, в Чехословакии. Но ведь я оцениваю ситуацию реально. Если бы нынешние российские власти предложили мне квартиру или дом в Москве или Питере, то я бы поселился там! Ведь я же русский человек! Посмотрите, я даже ношу русский православный крест! (Граф Розумовский расстегивает пуговицу рубашки и показывает крестик на цепочке. )
- Восемнадцатилетнего Кирилла Розумовского, благодаря влиятельности при дворе его старшего брата, императрица Елизавета Петровна назначила президентом Санкт-Петербургской Императорской академии наук. Затем ваш прапрадед учился в Геттингенском и Берлинском университетах у знаменитого математика Леонарда Эйлера. А какое образование получили вы?
- У меня нет академического образования. По специальности я коммерсант, учился в Вене и Праге. Могу с уверенностью утверждать, что я сам себя сделал. Но в нашем роду издавна почиталось добротное образование. Ведь не случайно фамилия отца моего прапрадеда — Розум — трансформировалась в Розумовский, то есть очень умный (смеется и при этом выразительно хлопает себя рукой по лбу). Все трое моих детей получили великолепное образование именно потому, что они понимали: это главный капитал человека. Можно полностью разориться, как наша семья, но, если у тебя есть знания, ты всегда сможешь заработать деньги. Мой сын Андрей, например, выпускник лучшего австрийского университета. Сейчас он может себе позволить работать по всему миру, что успешно и делает. Кроме того, мои дети свободно владеют семью(!) языками. Если они вдруг захотят поработать в Азии или Африке, то у них не будет проблем с общением.
По словам г-на Рудьковского, сын графа, Андрей, три года работал в России, где и выучил русский язык. Сейчас Андрей Александрович живет в Аргентине. Но время от времени приезжает в Украину. Например, пять лет назад сын графа венчался в Козельце (Черниговская область).
«Многие аристократы выбирали в жены богатых наследниц. Я же женился по любви»
- Ваш прапрадед Кирилл Григорьевич был женат на Екатерине Нарышкиной, родственнице и фрейлине императрицы, которую к тому же высватала ему сама Елизавета Петровна. А вы тоже сочетались так называемым династическим браком?
- Ну что вы, какой династический брак?! Одно время я работал в Москве, возглавлял представительство австрийских авиалиний. Это было еще при Никите Хрущеве. Потом в Варшаве, в представительстве австрийской авиакомпании. А моя будущая супруга тоже работала в Варшаве, в посольстве Дании. Когда я пришел в это посольство, то все почему- то решили, что я русский шпион. Поэтому посол даже не разрешал ей со мной встречаться. К нашей романтической истории подключилось затем и американское посольство. Американцы меня проверили, убедились, что я все-таки не шпион. И только после этого моей будущей жене разрешили со мной общаться. Но скажу вам по секрету, что мы успели поговорить еще раньше. Ведь это была, можно сказать, любовь с первого взгляда. Мне тогда было 42 года. Очень скоро мы поженились. И, конечно же, поехали в Венецию. А потом вообще объездили полмира! Долго жили в Испании, у нас там был дом. Моя жена не имела большого состояния, но была очень образованной и интеллигентной женщиной (сейчас граф Розумовский вдовец. — Авт. ). Хотя, чего уж тут скрывать, многие аристократы выбирали в жены богатых наследниц. Я же женился по любви.
«Мой предок Андрей Розумовский, будучи послом в Вене, оказывал покровительство Бетховену. Гениальный композитор посвятил ему несколько произведений»
- Александр Андреевич, какой факт из истории рода наиболее впечатлил вас?
- Мало кто знает, что один из сыновей Кирилла Григорьевича — Андрей, будучи послом в Вене, оказывал покровительство Бетховену. Гениальный композитор посвятил Андрею Кирилловичу несколько симфоний и три квартета. В Австрии до сих пор помнят, что Андрей Розумовский много сделал для Бетховена и его музыки, которой они так гордятся. Сам же Андрей Кириллович был достаточно известным геологом.
- У вашего прапрадеда было шесть сыновей и пять дочерей. Все их потомки сейчас живут за границей. Вы поддерживаете с ними отношения?
- У нас очень дружная семья. Мы считаем, что очень важно помнить о своих родовых корнях. Род Розумовских — это и есть моя семья!
- У вас остались какие-то семейные реликвии императорских времен?
- Практически ничего. Зато у нас много картин. Кроме того, у рода Розумовских есть семейный герб. Так что мы могли бы выпускать одежду под семейным логотипом товарным знаком или гербом — я не знаю, как это правильно сказать по-русски. Герб рода Розумовских хорошо известен за пределами Австрии. Надеюсь, мои дети и внуки внесут свою лепту в его прославление.
- В Европе проживает много потомков известных дворянских родов, в том числе и наследники царского дома Романовых. Состоите ли вы в каком-либо клубе потомственных аристократов?
- Да, в Австрии живет много аристократов. Конечно, мы все друг с другом знакомы и периодически встречаемся на каких-либо мероприятиях. Но официально я не состою ни в каких дворянских аристократических обществах. Для меня важно, чтобы меня уважали не за то, что я граф, а за мои человеческие качества и реальные жизненные достижения.
- Александр Андреевич, при каких условиях вы смогли бы вернуться в Украину навсегда?
- Я уже старик, что тут скрывать Был бы помоложе — завтра переехал бы в Украину. Ведь это наш долг — помогать Украине. Мои дети давно об этом задумываются.
Граф просит г-на Рудьковского подтвердить, что в их семье часто обсуждался вопрос о покупке в Украине участка земли для ведения сельского хозяйства.
- Мои дети несколько раз приезжали в Украину, — продолжает Александр Андреевич, — анализировали ситуацию с развитием сельского хозяйства в разных регионах, но пока не приняли окончательного решения. Даже посещали конкретные сельхозпредприятия, с тем чтобы вложить деньги в их развитие и модернизацию. Экономический кризис помешал нашим планам, но дети не оставили эту идею. После президентских выборов в вашей стране, думаю, они станут инвесторами одного из сельскохозяйственных проектов в Украине.
- Вы неоднократно приезжали в Украину. Первый раз, если не ошибаюсь, еще при советской власти. Есть изменения в лучшую сторону или у нас, как говаривал классик, по-прежнему две беды: дураки и дороги?
- (Смеется. ) Пожалуй, я не буду комментировать количество дураков, а вот дороги стали значительно лучше. Первый раз я действительно приезжал в Украину еще во времена СССР. Но тогда мне не удалось побывать в Батурине, в нашем родовом имении. Я посетил только Киев, ездил на машине с советскими номерами, чтобы меня не приняли за американского шпиона. Моя мама и сестра тоже неоднократно бывали в Украине, принимали участие в благотворительных проектах. Так что, можно сказать, душой я всегда был и остаюсь с Украиной.
626Читайте нас в Facebook