«из-за храпа у меня по 120(! ) раз за ночь останавливалось дыхание и даже прекращало работать сердце! »
- Маска вовсе не мешает, — улыбается Игорь Аркадьевич. — Но понять меня сможет лишь человек, который много лет храпит. Каждый вечер в течение нескольких лет я ложился спать с мыслью: «А проснусь ли утром?» Теперь же отлично высыпаюсь, чувствую себя отдохнувшим.
Игорь Аркадьевич показывает маску, которую надевает по ночам. Она похожа на прозрачный респиратор с гибким шлангом.
- Шланг в свою очередь подключается к компрессору, который включается в сеть, втягивает в себя воздух из окружающей среды, очищает его, подогревает и под небольшим давлением подает спящему, — объясняет мужчина. — Все очень просто.
- Аппарат стоит в спальне на тумбочке и шумит, как морской прибой, — говорит супруга Игоря Аркадьевича Виктория. — Засыпать под этот звук приятнее, чем под храп.
- Признаюсь, с ужасом вспоминаю, как спал без маски, — продолжает мой собеседник. — Из-за остановки дыхания просыпался, вскакивал с кровати. Не помню, как падал, приходил в себя от удара о пол Одним словом, кошмар. Так как я не высыпался, нередко отключался на полуслове во время переговоров. Вынужден был даже нанять водителя, потому что почувствовал: за рулем нахожусь в каком-то сумеречном состоянии, в любой момент могу уснуть. Но два года назад, когда начал пользоваться маской, отказался от его услуг. Теперь вожу машину сам, не рискуя ни своим здоровьем, ни жизнью окружающих.
«В возрасте 50-60 лет храпят примерно шесть человек из десяти»
Игорь Аркадьевич очень эмоционально рассказывал о том, что ему пришлось пережить из-за храпа. Зато теперь он на улицах с первого взгляда может определить человека, у которого проблемы со сном.
- Как правило, это крупные люди, — говорит Игорь Аркадьевич. — Они ведут себя, как сомнамбулы, — кажется, спят с открытыми глазами. В таком состоянии и голова чумная, и чувствуешь себя разбитым. А ведь если не высыпаешься, в организме начинаются сбои! Вскоре после того, как у меня появились проблемы со сном, подскочил уровень сахара в крови, выявили эндокринные нарушения.
- Если человек не спит как следует, у него замедляется обмен веществ, — добавляет президент Украинской ассоциации медицины сна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры кардиологии и функциональной диагностики Национальной медицинской академии последипломного образования им. П. Л. Шупика Юрий Погорецкий. — Все силы организма брошены на то, чтобы не дать задохнуться и вовремя разбудить спящего. Мозг, вместо того чтобы отдыхать, постоянно находится в состоянии тревоги, поэтому не отдает приказы выполнять остальную работу. Из-за нарушения обменных процессов человек начинает стремительно набирать вес. Кроме того, во сне в моменты резкого снижения уровня кислорода в крови может произойти инсульт, инфаркт, остановиться сердце. Подсчитано, что в возрасте 50-60 лет храпят примерно шесть человек из десяти.
- Вы можете описать свои ощущения, когда просыпались из-за остановок дыхания? — спрашиваю Игоря Аркадьевича.
- Представьте: находишься под водой, задержав дыхание, а тебя душат. И когда просыпаешься, то хватаешь ртом воздух, словно выныриваешь на поверхность после долгого погружения. В течение ночи таких ситуаций может быть сотни.
Обратиться в лабораторию сна Игорю Аркадьевичу посоветовал кардиолог. У мужчины давление поднималось так высоко, что он не мог ни ходить, ни дышать.
- Признаюсь, когда ехал на обследование (а для этого нужно было переночевать в клинике), настроен был скептически, — говорит мой собеседник. — В лаборатории сна оборудованы комнаты по типу гостиничных. Рядом с кроватью находится аппаратура. На меня надели около 15 датчиков. Одни следили за работой сердца, другие — за насыщением крови кислородом, третьи — за движениями грудной клетки и живота Комната, где мне предстояло спать, также была оборудована видеокамерами. Утром врачи предложили самому посмотреть на то, как я сплю. На компьютерный монитор выводится не только картинка, но и показатели следящей аппаратуры. И я сам увидел, что 120 раз за ночь переставал дышать, а три или четыре раза — больше минуты. Каждая из таких остановок дыхания была смертельно опасной. Более того, аппаратура зафиксировала у меня остановку сердца!
- Страшно не было?
- Уже нет. Ведь я «сдался» врачам. Они-то знали, как мне помочь. А вот удивлен был невероятно. Мы же не видим себя со стороны, когда спим. Следующую ночь я тоже провел в лаборатории сна. Теперь уже спал в маске. Аппаратура снова все фиксировала. Впервые за много лет я проспал семь часов подряд в одном положении. Утром чувствовал просто эйфорию. Я тут же купил маску с компрессором и дома проспал девять часов кряду. Отдохнул, голова стала светлой. Конечно, нельзя относиться к этому аппарату, как к лампе Аладдина, которая выполняет все желания. Но благодаря тому, что я его использую, у меня улучшилось и состояние здоровья. Правда, первое время паниковал, если вечером в микрорайоне отключали свет, поднимал на ноги все службы. Страшно было ложиться спать не в маске, хотя задохнуться в ней невозможно, даже если ночью отключат электричество.
«У мужчин поводом для визита к врачу часто становится не сам храп, а проблемы с эрекцией»
- Во время сна расслабляются мышцы глотки и перекрывают пути, по которым воздух поступает в легкие, — объясняет Юрий Погорецкий. — Такое состояние называется синдромом ночного апноэ. Золотым стандартом диагностики нарушений сна является полисомнография, а лечения — СИПАП-терапия (с помощью постоянного повышенного давления воздуха). Во время сна в маске воздух, подаваемый под давлением, всю ночь тренирует ослабевшие мышцы глотки, неба и гортани. Со временем они приходят в тонус. Если пациент пользуется маской в течение девяти месяцев каждую ночь, он может потом несколько раз в неделю спать без нее. И не будет ни храпа, ни остановок дыхания. В некоторых случаях обследование показывает, что причиной храпа становятся разросшиеся аденоиды. Тогда достаточно их удалить, чтобы человек снова нормально дышал.
- Сейчас я одну ночь в неделю не пользуюсь аппаратом, — говорит Игорь Аркадьевич. — И высыпаюсь так же отлично, как и в маске.
- Не переживаете, что во время сна можете передавить шланг, по которому подается воздух?
- Разработчики все хорошо продумали. Кроме того, за собой заметил: в какой позе засыпаю, в такой и просыпаюсь. Сплю крепко и глубоко, не верчусь, поэтому шланг и не передавливаю.
- Вы искали какие-то другие методы, чтобы избавиться от храпа?
- Сам себе прописал снотворные и успокоительные препараты. Они мне помогали поспать немного дольше, но с каждым днем дозу приходилось увеличивать. И только сейчас я понял, как это было опасно, ведь из-за лекарств притуплялась реакция организма. Счастье, что просыпался всякий раз, когда переставал дышать! Обращаюсь к вашим читателям: если вы полный человек и у вас нарушен обмен веществ, не балуйтесь со снотворным! Можно не проснуться. Понимаете, я же не воспринимал свою проблему всерьез. Не понимал, что со мной ночью происходит. Только увидев видеозапись, сделанную в клинике, до меня дошло: дело серьезное.
- Многие наши пациенты, которые пользуются маской, через несколько месяцев отмечают, что теряют вес, у них улучшаются показатели артериального давления, — говорит Юрий Погорецкий. — Игорь Аркадьевич, например, похудел на 20 килограммов. Но, конечно же, всем больным, которым рекомендуется СИПАП-терапия, также следует изменить образ жизни: больше двигаться, следить за питанием, избавиться от вредных привычек: ограничить употребление алкогольных напитков, бросить курить, вечером не переедать. Также мы советуем воздерживаться от кофе и крепкого чая, убрать телевизор из спальни, избегать раздражающих разговоров перед сном.
Правда, у нас был пациент, который это делал, но никак не мог похудеть. Мужчина весил 140 килограммов. Бывший спортсмен, ежедневно он бегал по шесть километров, плавал в бассейне, иногда выходил из автомобиля далеко от дома, чтобы пройтись пешком. Вес оставался прежним из-за нарушения обменных процессов, которые были связаны с его ночным храпом и остановками дыхания. После того как этот пациент прошел обследование в лаборатории сна и начал спать в маске, он за полгода сбросил 30 килограммов.
- Большинство ваших пациентов мужчины. Женщины храпят реже?
- Нет. Но реже обращаются за помощью. Как правило, такие женщины страшно стесняются говорить об этом. Они одинокие или спят отдельно от мужей. Для мужчин же основным поводом для визита к врачу становится не сам храп, а проблемы с давлением, сердцем и даже эрекцией, которые появляются из-за того, что ночью организм не насыщается кислородом. Очень часто наши пациенты делятся своей радостью: «Спустя неделю после того, как я начал спать в маске, у меня восстановились интимные отношения с женой!»
В Великобритании не так давно даже приняли закон: все водители общественного транспорта проходят обследование в лаборатории сна. И если у кого-то выявляют апноэ, обязательно назначают лечение с помощью маски. Если же водитель отказывается от лечения, его отстраняют от работы. Слишком велик риск, что он уснет за рулем и пострадают люди.
- Полноценная лаборатория сна пока есть только в Киеве, — продолжает Юрий Погорецкий. — Но еще в четырех крупных городах Украины можно пройти обследование с помощью аппаратуры, которая фиксирует всего два показателя — уровень кислорода в крови и поток воздуха (подробнее об этом можно узнать на сайте www. ukrtelemed. com. ua). Даже они дают представление врачу о том, что происходит с человеком во время сна. Причем такое оборудование можно применять в домашних условиях. Специалист закрепляет записывающее устройство на груди человека, объясняет, как перед сном подсоединить датчик, надеваемый на палец. На следующий день врачи расшифровывают показатели аппаратуры.
- Честно говоря, не очень приятно рассказывать о том, что я храпел и у меня были проблемы со сном, — говорит Игорь Аркадьевич. — Но, надеюсь, мой опыт подскажет людям, как действовать в подобной ситуации. Храп и апноэ — это не что-то неприличное, о чем лучше никому не говорить, а смертельно опасное состояние, от которого можно избавиться.
1068Читайте нас в Facebook