Единственный в мире трубочист Берталон Товт: «Жена привыкла, что дома после работы я по несколько часов в ванне мылся» (фото)
Черная одежда и велосипед. Без этого представить 68-летнего Берталона Товта просто невозможно. Дядя Берти (на венгерском Берти-бачи), как зовут его горожане, — единственный в мире трубочист, которому при жизни установлен памятник. Вот уже 45 лет он чистит городские дымоходы.
— Я стал трубочистом, когда женился, — объясняет Берталон Товт мастер на смеси закарпатского диалекта и венгерского языка. — В селе работы не было. И тесть позвал меня в город. Он и брат жены были трубочистами. Тогда говорили: «Трубочиста увидеть — к удаче».
И сегодня на Закарпатье осталась эта пословица. А чтобы еще и желание исполнилось, нужно потереть пуговицу трубочиста или тайком вытащить из его щетки ворсинку.
Поговорить с Берталоном Берталоновичем садимся в кафе в центре города. От кофе он отказывается — пьет его лишь дома и утром.
Мастер вспоминает, что во времена его молодости трубочисты обходили каждый квартал и чистили все дома.
— После чистки я выходил, как негр, — смеется Берти-бачи. — А мусора вывозили по 10—15 тачек. Жена привыкла, что дома я по несколько часов в ванне мылся. Теперь работаем только по заявкам, но иногда приходится чистить дымоходы в целом доме.
По-прежнему больше всего работы у трубочиста с осени до апреля.
— Лучше работать в старых домах, которые еще чехи или венгры строили, — объясняет собеседник. — Там дымоходы широкие. Раньше думали, как человеку в трубу залезть, как вылезти и как почистить. Снизу в домах и на чердаке делали дверцы (дядя Берти извлекает связку похожих на толстые карандаши палок с различными углублениями на концах — ключи от этих дверок. — Авт.). Бывало, ложку просили вытащить из дымохода или молоток, если на крыше ремонт делали. А бутылку или кирпич могли назло бросить. Еще в дымоход попадают птицы и кошки. Они идут на запахи и на тепло, особенно зимой… В старых домах все это можно вытащить без проблем. Бывало, что и живых котят вытаскивал, если жильцы быстро звонили, услышав мяуканье в трубе.
И хотя трубочист знает почти все крыши в городе, новостройки и высотки он не жалует. Говорит, дымоходы там узкие и запутанные.
— Бывает, вылезем на крышу, а там 15 дымоходов, — говорит трубочист. — Нужно найти, где проблема, а ни плана, ни точных указаний нет. Еще одна беда узких дымоходов — плохая тяга. А все потому, что люди забыли, как раньше строили. Правда, в частных домах снова возвращаются к широким дымоходам, мода на камины помогла.
Работы много, но молодежь сейчас не считает эту профессию престижной. Как и зарплату — 1700—2500 гривен.
— У меня было восемь учеников, — продолжает мастер. — Некоторые меняли профессию, потому что мало платили. Кто-то считал, что работа слишком пыльная или тяжелая. Молодые ребята не очень хотят идти к нам, а трубочистов должно быть двое по технике безопасности. Сейчас имею прекрасного напарника, его зовут Андрей. Вместе мы уже четыре года работаем. Бывает, что нет лестницы в доме, и если надо лезть на крышу, он становится мне на плечи — и так поднимается. Таким же образом и спускается.
Инструмент тоже делим на двоих. Одному даже на велосипеде его везти тяжело. Есть зубило, молоток, две гири: одна пять килограммов, другая полкилограмма. Еще трос 25 метров, щетка, чтобы мусор замести, пружина, если кирпичный дымоход, проволока длиной пять и семь метров. И скоба, когда надо выбить стену, если идет косо труба. Все вместе до тридцати килограммов будет.
Свой инструмент чищу каждый день. Теперь этого не делает никто. Гири у меня еще от тестя и трос старый. Сейчас такого материала нет, надо искать. Раньше, когда мы, трубочисты, числились при пожарной части, там могли все и отремонтировать. В настоящее время и мастеров таких уже нет.
На прощание Берталон Берталонович позирует возле памятника трубочисту.
— Каждый вечер здесь проезжаю и приветствую «коллегу», — говорит Берти-бачи. — А если нет времени поговорить с туристами, тоже отправляю их к памятнику.
Памятник трубочисту установили в Мукачево в 2010 году. Автор Иван Бровди сделал его по фотографии Берталона Товта. Сам мастер ни дня не позировал. Мукачевец стал первым трубочистом, которому при жизни открыли памятник.
*Проезжая на велосипеде мимо собственного памятника, Берталон Товт всегда останавливается
Бронзовый трубочист немного выше Берти-бачи и имеет большой нос, с намеком, что раньше за работу рассчитывались рюмкой. На памятнике, как подчеркивают экскурсоводы, «последнему волшебнику в Мукачево» несколько фрагментов затерты до блеска. Считается, что потереть кошку — к любви, руку — к здоровью, ключ — к собственной квартире, трос с гирями — к свадьбе, а пуговицу трубочиста — к удаче. С установкой памятника появилась и новая поговорка: «Берти-бачи на удачу».
2630Читайте нас в Facebook