«когда мне и моим маленьким девочкам принесли собранные односельчанами деньги на покупку дома, я Заплакал»
Три года назад страшное горе обрушилось на 27-летнего жителя села Загорбы Мостисского района Романа Марко — в автокатастрофе погибла его жена Оксана. Без мамы остались четырехлетняя Марта, двухлетняя Маруся и годовалая Софийка. Жителей близлежащих сел так поразила эта трагедия, что люди всем миром «скинулись» и купили этой семье дом
«Садик давно закрыли. У нас тут полная разруха»
Загорбы — маленький хуторок, расположенный в двадцати минутах ходьбы от украинско-польской границы. По разбитой дороге, ведущей в село Малново, бегут маленькие школьницы, среди которых и семилетняя Марта. Увидев нас, девчушка машет рукой: «Папа ждет!» Мы поражаемся: «Как вы ходите по этой дороге?!» — «Есть другая, где нет таких огромных ям, но она очень длинная. Мы уже привыкли ходить по этой дороге в школу, только надо за руки крепче держаться». Для малышей все просто, а сельский голова Иван Корпесьо лишь грустно вздыхает: «В областные программы «Школьный автобус» и «Дороги» наш сельсовет никак попасть не может. Детей в близлежащих селах много, но возить их в школу нечем. Был автобус еще с советских времен, но у него отвалилось дно. Отдали в ремонт, мастера разобрали автобус, а собрать не могут»
Роману Марко провожать старшую дочь в школу не всегда удается — младшие требуют много внимания. Селяне удивляются, как только он в одиночку справляется? В доме, купленном за собранные односельчанами деньги, сам сделал ремонт, провел газовое отопление. Мужчина работает в саду и огороде, доит корову, присматривает за курами и утками, стирает, убирает. А надо же и проверить уроки у старшей дочери, и почитать сказки младшим. Ночью успевает «мотнуться» на мотоцикле в соседнюю Польшу, чтобы продать там какой-нибудь товар. На тысячу гривен сиротской пенсии выжить невозможно.
- Слава Богу, мне очень помогает мама, — признается Роман. — Правда, у нее не всегда есть время. Мама работает в больнице санитаркой. Но детей ни при каких обстоятельствах одних не оставлю!
- Может, стоит младших отдать в детский садик?
- Да вы что! Садик, в который я когда-то с сестрой и братом ходил, давно уже закрыли. У нас тут полная разруха! Я — дипломированный специалист по компьютерным системам, но не могу устроиться даже чернорабочим! Колхоз развалился, а на его месте так ничего и не создано. Ни отечественный, ни иностранный инвестор в сельскую глубинку идти не хочет. Но я все равно хотел бы старшую дочку Марту обучить компьютерному делу, вот только беда у нее со зрением. К каким только врачам не обращались.
Тем не менее отец троих маленьких детей во время разговора ни разу на свою жизнь не пожаловался.
- Я своих принцесс воспитываю настоящими людьми! — говорит Роман.
Действительно, дети у него растут умненькими, одевает отец их со вкусом, в доме много хороших игрушек и книг. О маме помнят — каждое воскресенье ходят к ней на могилу.
«Сейчас говорят, что мир стал жесток и бездушен. Неправда! Можете мне поверить»
Роман и Оксана дружили еще с первого класса. Повзрослев, сыграли свадьбу. Жили молодые супруги в старенькой хате. Очень мечтали о новом доме, хотя и были оба безработными. Поэтому, как тысячи молодых людей из украинского приграничья, стали ездить в соседнюю Польшу «челноками». Вот и в день, когда произошла трагедия, оставив детей на бабушек, отправились на мотоцикле вдвоем. Специально выехали ночью, чтобы не стоять в огромной очереди на границе. В автокатастрофу попали под селом Корчова уже на территории Польши. Водитель «Жигулей», измученный многочасовым стоянием на таможне, заснул за рулем и врезался в их мотоцикл. Оксана, сидевшая в коляске трехколесного мотоцикла, погибла практически мгновенно. В последний путь ее пришли проводить сотни людей. Страшно было смотреть на трех маленьких девочек-сирот, на убитого горем молодого вдовца.
- Оксану и Романа у нас все уважали и всегда ставили в пример своим детям, — вздыхает секретарь Малнивского сельсовета Александра Палий. — Оксана была веселой, жизнерадостной и не по годам умной и рассудительной. На эту работящую семью с тремя маленькими детьми любо-дорого было посмотреть. Смерть Оксаны шокировала жителей близлежащих сел
- Это не автокатастрофа погубила Оксану в Польше, а безработица на родине, — вмешивается в наш разговор местный житель Петр. — Если бы молодая женщина не стала вместе с мужем ездить торговать, то их дети просто умерли бы от голода.
- Они полюбили друг друга еще в школе, — плачет свекровь покойной Мария Федоровна. — Как только Роман пришел из армии, сыграли большую свадьбу. Оксана в белом платье и фате, Роман в свадебном костюме были такие красивые, что я даже боялась, хоть бы никто не сглазил. Я эту девушку не невесткой считала, а родной дочерью. С ней можно было на все темы поговорить, посоветоваться. В ту страшную ночь я не дежурила в больнице и осталась с детьми. Вечером Роман и Оксана поехали в Польшу. Хотели заработать детям на одежду. А утром Роман привез Оксану мертвой. Я чуть с ума не сошла
За помощью Роман ни к кому не обращался: «Стыдно!». Первой в эти страшные дни к нему пришла бывшая классная руководительница Мария Жила. Она организовала депутатов сельсовета на сбор денег, чтобы купить осиротевшим детям хату. Писала письма предпринимателям, ходила от дома к дому в селах Малнив, Мелешко, Загорбы. Никто из селян не отказал — каждый давал сколько мог, хотя бедность в этих краях страшная.
- Когда мне принесли деньги на покупку дома, собранные односельчанами, я остолбенел от изумления, а потом заплакал, — признается Роман. — Сейчас много говорят, что мир стал жесток и бездушен. Неправда! Можете мне поверить
Об Оксане Роман не может много говорить. Молодой мужчина с трудом сдерживался, чтобы не разрыдаться. А четырехлетняя Софийка, пока мы рассматривали семейные фотографии, целовала и гладила мамино фото
224Читайте нас в Facebook