Виталий Кличко: «Снегопады не застанут Киев врасплох»
Накануне отопительного сезона возникали опасения, что в квартирах киевлян будет холодно. Но мэрия не подвела: в большинстве домов отопление включили вовремя — как раз в те дни, когда температура по ночам стала опускаться до нуля. Однако с первым снегом возник вопрос: а не придется ли киевлянам, как в «легендарную» зиму 2009 года, пробираться по улицам между высокими сугробами? Мэр Киева Виталий Кличко уверяет, что нет.
— Какими силами и средствами Киев планирует бороться с последствиями снегопадов грядущей зимой?
— На прошлой неделе «Киевавтодор» представил на специальной выставке 130 единиц техники, подготовленной для уборки снега, ремонта дорог, нанесения разметки, строительных работ. Из них около ста закуплены в течение последних трех лет. Причем это очень качественные машины известных производителей: SCHMIDT, Hofmann, LineLazer, BUCHER, CRAFCO, Wirtge, VOGEL. Город к снегу готов.
— Много немецких названий…
— Да, немало. Мы доверяем немецкому качеству, ведь хотим, чтобы техника не подвела в нужный момент. К тому же с Германией у власти Киева особые связи. Например, в прошлом году я договорился с немецкими коллегами и нашему городу выделили 17 многофункциональных снегоуборочных машин МАN и Mercedes.
— А отечественную технику списываете?
— Зачем же списывать то, что может еще послужить городу? Конечно, некоторая техника требует ремонта, часто — капитального. Этим и занимались летом специалисты «Киевавтодора». Ведь 130 машин, которые выставили для ознакомления, — не весь парк. В общей сложности к зимнему сезону «Киевавтодор» подготовил 345 единиц техники для уборки снега. Кроме того, в разных районах города готовы к эксплуатации еще 335 машин — 195 тракторов и 140 единиц малой механизации.
— Этого хватит для борьбы даже с таким снегопадом, как был весной 2013 года?
— Если этого не хватит, есть еще один резерв. «Киевавтодор» заключил 159 договоров с различными организациями о привлечении их техники в чрезвычайных ситуациях, о которых вы говорите. Кроме того, предприятие закупило 38 тысяч тонн соли и более 41 тысячи тонн песка — это даже чуть больше, чем было запланировано. Как говорится, с запасом. Вообще, я действительно доволен тем, как «Киевавтодор» подготовился к работе в зимний период. Уже с 1 ноября он начал круглосуточное дежурство, чтобы внезапная перемена погоды не застала город врасплох.
— Когда вы говорите о «Киевавтодоре», сразу вспоминается обещание киевской власти отремонтировать в 2017 году 300 километров дорог. Оно будет выполнено?
— Мы сейчас все для этого делаем. Власть должна выполнять свои обещания. Конечно, погода ухудшается, работать труднее, но мы сделаем то, что планировали. И я рад, что киевляне оценили запущенные в этом году важные объекты: Воздухофлотский проспект, бульвар Дружбы Народов, проспект Глушкова, путепроводы на Одесской площади и проспекте Науки. Недавно завершена реконструкция участка Кольцевой дороги. Причем везде произведен комплексный ремонт. То есть не только заменено дорожное покрытие, но и установлены ограждение, освещение, полностью обновлены тротуары.
— Вы сами проверяли все эти объекты?
— Да, обязательно. Как говорится, доверяй, но проверяй. Вот, к примеру, в начале этой недели я осмотрел Пешеходный мост между правым берегом и Трухановым островом, на котором только завершили работы. Его ремонтировали несколько лет назад, но нам пришлось все переделывать. Вложили 17 миллионов гривен, все-таки длина почти полкилометра. Однако теперь за мост не стыдно. Асфальтобетонное покрытие, на подходах пешеходных дорожек фигурная кладка, новое чугунное ограждение. Недавно начали запланированные работы на улицах Телиги и Алма-Атинской, продолжаем ремонт на Набережном шоссе — на участке между Почтовой площадью и мостом Метро. Этот процесс не останавливается. У нас много так называемых переходных объектов, работы на которых завершатся в следующем году.
— Одно из самых болезненных мест на дорожной карте города — Шулявский мост. С ним будут что-то делать?
— Да, этот вопрос требует окончательного решения. И мы рассчитываем, что после его принятия, в декабре, уже сможем начать работы, а весной развернем их на полную мощность. Ведь непросто выбрать проект, по которому будет проводиться реконструкция. Изначально были выделены приоритеты: сроки, цена, пропускная способность и возможность организации движения во время ремонта.
— А ведь многие думали, что победит проект трехуровневой развязки.
— Она на макете выглядит красиво. Но при детальных расчетах все оказалось иначе. Во-первых, сроки воплощения — три года. Во-вторых, стоимость — больше 3 миллиардов гривен. В-третьих, необходимость проводить глубинные работы. Они мешали бы функционированию метрополитена и потребовали бы установки станций по откачиванию воды. Поэтому оптимальными выглядят варианты, которые обойдутся либо в 700 миллионов, либо в 1,5 миллиарда и могут быть реализованы за год-полтора.
— От темы дорог — к теме камер видеонаблюдения. Тут у киевской власти тоже были грандиозные планы…
— Грандиозные — это около миллиона камер, как в Лондоне. Британцы денег на ветер не бросают, они уже давно поняли, что видеонаблюдение — это и порядок на дорогах, и безопасность на улицах. Одна спасенная человеческая жизнь стоит больше, чем вся эта техника. Мы тоже идем по такому пути. Помните недавнюю историю с похищением девочки на Оболони? Преступницу и саму малышку, живую и здоровую, нашли за несколько часов благодаря тому, что камеры зафиксировали и момент похищения, и маршрут передвижения злоумышленницы. Думаю, все родители в этот момент почувствовали облегчение и согласились с тем, как важно иметь возможность контролировать происходящее в общественных местах с помощью камер наблюдения.
— Сколько их уже сейчас в Киеве?
— На данный момент — четыре тысячи. Камеры есть в школах и детсадах, на пяти мостах, на некоторых станциях метро, на центральных площадях, в местах большого скопления людей. До конца года появится еще две тысячи устройств. И мы на этом не остановимся. В следующем году планируем установить четыре тысячи камер. Также подключаем к единой системе камеры сторонних организаций и частных компаний. Не могу обещать, что будет так, как в Лондоне, но надо делать все возможное, чтобы повысить безопасность на улицах Киева.
— Эффект от видеокамер киевляне действительно увидели. Но еще они наблюдают, как городская власть воюет с МАФами. И здесь мнение не так однозначно.
— Понимаю, что люди могут быть недовольны тем, что не могут купить какие-то продукты в привычном месте. Но хочу, чтобы поняли и нас: мы ведем борьбу за то, чтобы все было по закону. Десятилетиями в Киеве ставили ларьки кто где хотел. МАФы незаконно подключали к электросетям домов. А проходы к метро? Там же в час пик из-за этих ларьков пройти невозможно! Я уже не говорю о грязи, мусоре и о том, что за аренду земли под конструкциями городской бюджет не получал ни копейки.
— Все это правильно, но удобство для киевлян в плане покупок тоже важно.
— Еще раз повторю: городская власть не борется с законной торговлей. Мы предлагаем предпринимателям альтернативу МАФам. К примеру, можно арендовать помещения на первых этажах жилых домов. Свободных площадей в Киеве достаточно. И расположение торговых рядов малых форм тоже планируется, уже разрабатывается новая комплексная схема их размещения. МАФы будут выглядеть одинаково и, самое главное, будут установлены на законных основаниях. Такой подход выгоден городу и его жителям. В 2014 году бюджет получил от паевого участия владельцев таких сооружений 27 миллионов гривен, в 2015-м — 69 миллионов, в 2016-м — 87 миллионов, и к сентябрю нынешнего года уже был 61 миллион.
— Поговорим о социальных проблемах. Отопление подключено почти везде, но теперь возникает вопрос его оплаты. В частности, когда речь идет об отоплении школ, детсадов, больниц.
— Это больная тема. Мы уже не раз обращались к правительству и лично к премьеру, чтобы решить вопрос разницы между закупочной ценой газа для теплопоставляющих компаний и тарифом на тепло для социальных объектов. Ведь это не коммерческие предприятия, они заработать не могут. Тут нельзя подходить с рыночными мерками. Но, увы, вопрос цены на газ для социальной инфраструктуры до сих пор не решен. Мы не могли ждать у моря погоды и подключили все социальные объекты — школы, детсады и медучреждения — на свой страх и риск. И, кстати, если говорить об отоплении, то оно есть не везде. Ведь, помимо школ и больниц, та же проблема с административными зданиями — вопрос с ценой газа. И из-за того, что Кабмин до сих пор его не урегулировал, здания министерств, ведомств, учреждений до сих пор не отапливаются.
— Как продвигается программа по энергоэффективности?
— Если говорить о том, что зависит от города, то прогресс существенный. За четыре года благодаря мерам по энергосбережению в школах и детсадах мы смогли сэкономить на закупке энергоносителей 55 миллионов гривен. Эти деньги тоже были направлены на новые меры по энергоэффективности. В ситуации с жилыми домами многое зависит от жильцов. 213 многоэтажек уже приняли участие в программе «70/30». Вложения окупаются за два года, у некоторых уже начался процесс, так сказать, чистой экономии. И поэтому я в который раз акцентирую внимание: «70/30» — это 70 процентов работ, оплаченных городом, и лишь 30 процентов, оплаченных жильцами. Это выгодно, поэтому мы рассчитываем на активность киевлян в участии в данной программе.
— Верховная Рада утвердила медицинскую реформу. Киев готов к ней?
— Не буду говорить о полной готовности, потому что, похоже, даже Минздрав не представляет пока все в комплексе. Но вот система электронной записи к врачу с Helsi. me уже работает в полном объеме. Мы ее запустили в столице задолго до принятия медреформы. По моим данным, ежедневно ею пользуются четыре тысячи пациентов. К ней подключены восемь столичных районов, 28 центров первичной помощи, 13 консультативно-диагностических центров и четыре детские поликлиники. Всего с момента запуска системы 232 тысячи пациентов в Киеве записались на прием к врачу с помощью этой системы.
— Все же о медреформе в целом: эксперты говорят, что она отберет у местных властей деньги, которые направляются на здравоохранение.
— Должна воплотиться реальная децентрализация. О ней много говорят, но на практике не все так радужно. Финансовая децентрализация, о которой мы слышим, дала не так уж и много, зато нагрузка на местные бюджеты значительно увеличилась. Деньги на медицину — это только один пример. Ситуация с финансированием образования и культуры ничуть не лучше. И мы ведь не просим денег, мы говорим: дайте регионам возможность зарабатывать и тратить средства на свои нужды. Предоставьте местной власти полномочия устанавливать штрафы за неправильную парковку, создавать муниципальную полицию. Такие права ведь есть у местных властей во всех цивилизованных странах.
248Читайте нас в Facebook