Получив в три часа ночи sms от генерального директора авиакомпании «Крунк» с текстом: «Меня похитили», сотрудник СБУ решил, что это шутка и стер сообщение с мобильного телефона
Первого декабря, когда в Москве подписывался приказ о присуждении второго ордена Красной Звезды ветерану войны в Афганистане Василию Кривозубу, его безжизненное тело водолазы вытаскивали из озера под Киевом. Несколько дней генеральный директор частной авиакомпании «Крунк» числился как пропавший без вести. Объявление о его исчезновении было опубликовано в том числе и на сайте воинов-афганцев. Бывшие однополчане Василия Ивановича до последнего надеялись, что 62-летний авиатор жив…
«Судя по всему, бандиты сами не понимали, что им делать дальше»
Василий Кривозуб исчез 20 ноября 2007 года. Утром, как обычно, он поехал на работу, а примерно в два часа дня неожиданно сообщил по телефону близким, что вынужден уехать на неделю из Киева. Все последующие попытки созвониться с Василием Ивановичем были тщетными. Его телефон не отвечал.
— Скорее всего, Василий Кривозуб позвонил домой в тот момент, когда уже находился со своими будущими убийцами в их машине за пределами столицы, — рассказывает старший оперуполномоченный по особо важным делам УБОП города Киева Вадим Матвейчук. — Сейчас следствие пытается восстановить события тех дней. Но кое-какие детали уже известны. Когда Василий Иванович ставил свой автомобиль на стоянку, к нему подошли двое незнакомых мужчин и предложили проехать с ними для разговора на их машине.
— Почему же Василий Кривозуб согласился садиться в машину к незнакомым людям?
— Один из них был довольно крупным молодым человеком. Может быть, у Василия Ивановича просто не было другого выхода. Домой он позвонил, вероятнее всего, под нажимом бандитов.
Василия Кривозуба вывезли за пределы Киева в одно из сел и, не объясняя, чего от него хотят, заперли в строительном вагончике на чьей-то даче. Судя по всему, бандиты сами до конца не понимали, что им делать дальше, хотя, как стало известно в ходе следствия, они достаточно тщательно планировали операцию. Примерно за неделю до похищения генерального директора авиакомпании они устроили за ним слежку. Выяснили, где он бывает, с кем общается, каков его маршрут движения на работу и с работы.
Сразу же после того, как Василий Иванович позвонил жене и сообщил, что неделю его не будет в Киеве, злоумышленники отобрали у него два мобильных телефона. Однако они не учли, что у заложника была еще одна мобилка, которую он спрятал. Примерно в три часа ночи 21 ноября на телефон зятя и дочки пришли три sms-сообщения с одинаковым текстом. Видимо, Василий Иванович торопился, поэтому эсэмэски получились немного странными: «Меня похитили. Я в районе барышевая». Вероятно, имелась в виду Барышевка. В одном из сел недалеко от этого населенного пункта, скорее всего, преступники и держали в заложниках Василия Кривозуба.
«Сережа! Ты из-за самолета? Черт с ними, с деньгами! Я уступлю»
— Мы подозреваем, что в ночь с 21 на 22 ноября Кривозубу все же удалось бежать, — продолжает Вадим Матвейчук. — Мы предполагаем, что Василия Ивановича охранял один из бандитов. Видимо, он потерял бдительность. Кривозуб бежал по полю, отправляя на бегу одну эсэмэску за другой. Кстати, одно сообщение было отправлено на мобильный телефон сотрудника СБУ, который хорошо знал Кривозуба и курировал авиапредприятие, возглавляемое Василием Ивановичем. Однако сотрудник Службы безопасности Украины решил, что его разыгрывают и, не придав сообщению никакого внимания… стер его и отправился спать дальше.
Пропажу заложника подельники обнаружили быстро и догнали его, после чего усилили охрану. Далее Василия Ивановича охраняли уже двое бандитов. Судя по тому, что у заложника были сломаны два ребра, не исключено, что его избили.
Жена Василия Кривозуба и его дочь — совладелица авиакомпании «Крунк» Алина
Зайченко — рано утром обратились с заявлением о его пропаже в Киевское городское управление по борьбе с организованной преступностью.
— Нам приблизительно удалось определить квадрат, где могли держать в заложниках Василия Кривозуба, — рассказывает Вадим Матвейчук. — Но, проверив все дачи и частные дома в этом районе, мы так и не обнаружили Василия Ивановича. Времени у нас почти не оставалось, и мы это чувствовали.
Как стало известно позже, в вагончик, где прятали Василия Ивановича, вошел некто Сергей Демидов (фамилия изменена, так как следствие еще не окончено). Похоже, тогда Кривозуб понял причину своего похищения…
— Забегая немного наперед, сообщу, — продолжает рассказ Вадим Матвейчук, — что на допросах задержанные бандиты рассказали, как Кривозуб воскликнул: «Сережа, это ты?! Ты из-за самолета? Да черт с ними, с деньгами. Я уступлю тебе так, как ты хочешь!»
Самое время рассказать, кто такой Сергей Демидов, а также о самолете АН-26, принадлежащем частной авиакомпании «Крунк».
Демидов — летчик с большим стажем, работник АКБ имени Антонова, сын известного в недавнем прошлом правительственного чиновника — хотел купить у Кривозуба этот самый самолет. Пока не известно, для чего Демидову нужен был именно АН-26. Возможно, он хотел его потом перепродать подороже, а может быть, думал организовать собственную авиакомпанию. Рыночная стоимость этого самолета — примерно 300 тысяч долларов, а Демидов хотел купить его у Кривозуба за 140 тысяч. Мол, в следующем году у этого АН-26 все равно заканчивается срок эксплуатации. Однако Василий Иванович продолжал стоять на своем: 300 тысяч и точка.
«Деда пора кончать!»
В авиакомпании «Крунк» было всего четыре самолета и все АН-26. Конечно, потеря одного из них существенно ослабляла компанию. Видимо, поэтому Василий Иванович и не хотел продавать самолет Демидову по дешевке.
— Для того чтобы авиакомпания оставалась на плаву, Кривозуб собирался взять в банке кредит на полмиллиона долларов. А его дочь, совладелица компании, заложила две собственные квартиры, — рассказывает Вадим Матвейчук. — Демидов уже года три просил продать ему один из самолетов по выгодной цене. Перед похищением Кривозуба он вроде бы согласился заплатить 300 тысяч, но неожиданно уехал в Крым, где строит элитную гостиницу.
Кстати, пока милиция искала Василия Кривозуба, его родственники позвонили Демидову и сообщили о полученных ночью SMS-сообщениях. Сергей лишь рассмеялся и предложил не придавать им значения.
— Тело Кривозуба еще не было найдено, но интуиция подсказывала, что против него совершено преступление, к которому мог быть причастен Сергей Демидов, — продолжает Вадим Матвейчук. — Как Сергей ни скрывался, его удалось вычислить и задержать. На одном из допросов Демидов признался, что Кривозуба уже нет в живых и чуть позже показал, где было утоплено его тело.
После того как Демидов приехал на дачу, на которой прятали заложника, и Кривозуб его узнал, подельники посовещались и приняли окончательное решение. Как рассказывали бандиты на допросах, Сергей Демидов сказал: «Деда пора кончать!» — и Кривозуба повели к машине.
— Остается непонятным, зачем преступ-никам нужна была смерть Кривозуба, — говорит Вадим Матвейчук. — Ведь мертвый он не перепишет самолет в собственность Демидова. По другой версии, бандиты нацелились на полмиллиона долларов, которые Василий Иванович собирался взять в банке. Но тоже не ясно, как после смерти заложника они могли бы получить эти деньги. Ведь кредит еще только оформлялся. Сам Демидов утверждает, что Кривозуб задолжал ему примерно 300 тысяч долларов. Он будто бы очень давно не отдавал долг, и Демидов решил забрать у Кривозуба самолет. Эта версия сейчас проверяется.
Злодеи посадили Кривозуба в машину, положив в багажник чугунную батарею.
— Василий Иванович, скорее всего, знал, какая участь его ожидает, — рассказывает Вадим Матвейчук. — Мы спрашивали задержанных, что говорил им заложник, когда его везли убивать. По их словам, Кривозуб всю дорогу молчал.
Его повезли в сторону Вышгорода. По дороге бандиты заехали в супермаркет и накупили продуктов. Примерно бутылку водки они залили в рот своей жертве. То ли чтобы он не сопротивлялся, то ли чтобы не чувствовал страха перед смертью.
Кривозуба вывели из машины на берегу какого-то озера вечером 22 ноября. К его спине привязали чугунную батарею и живого(!) бросили в воду. Шансов на спасение у ветерана афганской войны, имеющего боевые награды и ранения, не было никаких.
Заказчик преступления обещал выплатить убийцам по пять тысяч долларов
— Демидов признался, что лично принимал участие в убийстве Василия Кривозуба, — рассказывает пресс-секретарь ГУБОП МВД Елена Мельник. — От него мы узнали некоторые сведения об остальных преступниках. Двое бандитов — уроженцы Луганска. Один из них — бывший сотрудник правоохранительных органов, другой — директор охранной фирмы. Демидов назвал фамилии своих подельников, которым обещал выплатить по пять тысяч долларов. Они должны были скрываться где-то в Луганске. Именно туда и отправились наши сотрудники Вячеслав Павленко и Вадим Матвейчук.
В их распоряжении были лишь имена и фамилии соучастников убийства Кривозуба. Полный тезка и однофамилец разыскиваемого преступника оказался… шахтером. Невозможно было поверить в такое совпадение. Смущал также возраст шахтера: ему было примерно тридцать, а тому, кого мы разыскивали, — 21 год. Так что задержанный шахтер не был тем самым бандитом.
А в начале декабря прошлого года оба подельника были арестованы в Луганске. Причем один из них даже не скрывался — жил у родителей.
— Меня поразило, что Александр (так звали того, кого мы искали) был из порядочной семьи, — вспоминает Вадим Матвейчук. — Мы застали его дома с родителями. С мамой случилась истерика, когда мы рассказали, что ее сын находится в розыске за совершение тяжкого преступления. Придя в себя, мать попросила сына рассказать нам все, как было на самом деле, и не брать на себя чужой вины. В результате Александр написал явку с повинной.
В настоящее время все трое участников убийства генерального директора авиакомпании «Крунк» Василия Кривозуба находятся под следствием и содержатся в столичном СИЗО на Лукьяновке.
По инициативе дочери погибшего Василия Кривозуба злополучному самолету АН-26 присвоено опознавательное имя КВИ (Кривозуб Василий Иванович). Только самолет, скорее всего, все же продадут..
Из досье «ФАКТОВ»
Василий Иванович Кривозуб родился в 1945 году. Закончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище имени Ленина. Воинскую службу проходил в Афганистане, награжден боевыми наградами, в том числе двумя орденами Красной Звезды. Участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. С 1990 года занимался коммерческой деятельностью, а с 1998-го возглавил авиакомпанию «Крунк». Самолеты этой авиакомпании выполняют грузовые перевозки в страны Европы, Азии и Африки.
1577Читайте нас в Facebook