Алексей Курятник: "У меня сгорели волосы и брови, но мне удалось прорваться в дом и вынести оттуда людей"
В Ярмолинцах Хмельницкой области произошел пожар. Сгорел старенький глинобитный домик, где давно никто не жил. На столбе прибита табличка «Продается» с номером телефона.
— Это дом моей прабабушки, — рассказал «ФАКТАМ» хозяин дома Александр. — Я продаю участок, а на саму хатку давно махнул рукой. Она уже на ладан дышит. Когда наведывался сюда, видел пару раз, как тут крутятся двое местных. Муж с женой. У них своего жилья нет, вот они и ищут, где бы пристроиться. Видели, что наш домик пустует, несколько раз сюда залезали. Я их пару раз прогонял, потом рукой махнул — надоело. А сейчас, когда на улице резко похолодало, они, наверное, снова решили тут пожить. Заснули и не почувствовали, когда в доме начался пожар…
Скорее всего, возгорание произошло от не затушенной ими сигареты. Наверняка сказать никто не может. Около двух часов дня из окон хатки повалил густой черный дым. Соседи, увидевшие, как загорается пустующий дом, растерялись. 40-летний мужчина и 52-летняя женщина, находившиеся в тот момент в доме, крепко спали, закрывшись изнутри на засов. Еще немного, и они уже никогда не проснулись бы. Но, на их счастье, в тот момент мимо дома проезжал 27-летний сотрудник местной пожарной части…
*Никто из соседей даже не предполагал, что в этом старом глинобитном домике, где давно уже никто не жил, могут находиться люди
— Даже не думал в тот день, что придется с чем-то подобным столкнуться, — признается «ФАКТАМ» сержант службы гражданской защиты Ярмолинской районной пожарно-спасательной части Алексей Курятник. — У меня был выходной, я на своем автомобиле ездил по делам и уже возвращался домой к обеду. Как вдруг увидел, что из окон одного домика валит дым. Как было проехать мимо? Затормозил, подбежал туда. Попробовал открыть двери — заперто. Стал стучать — никто не отзывается. Понял, что нужно выбивать двери.
*"Из первого помещения я вытащил женщину, а потом на полу в дальней комнате увидел ноги второго человека", — говорит Алексей
— Но ведь изнутри никто не отзывался, не звал на помощь. А вдруг бы там вообще не было людей? Тем более что дом действительно брошен.
— Пока я стучал, услышал внутри слабый шорох. Не факт, конечно, что это были люди, но вариантов оставить все, как есть, и уехать, у меня не было. Я поймал за руку проходившую мимо девчушку, у которой увидел телефон. Попросил ее подойти поближе и снимать все происходящее на видео.
— Зачем? Неужели хотели потом похвастаться?
— Да нет, конечно! Меня сейчас называют героем, хвалят, а я этого вообще не люблю. Мне не нужны ни награды, ни дипломы, ни тем более реклама такого рода. Видео мне было нужно в качестве доказательства того, что дом действительно горел, что на мой стук никто не открывал и я был вынужден выбить дверь. Ведь хозяева не вызывали пожарных. Вдруг они потом предъявили бы мне претензии за сломанный замок, выбитую дверь и несанкционированное проникновение внутрь? А почему вы спрашиваете? — вдруг забеспокоился Алек-сей. — Неужели кто-то пожаловался?
— Наоборот. Все, кто узнал об этой истории, в том числе ваше руководство, единогласно утверждают, что без вашей помощи люди, находившиеся в том доме, погибли бы.
— Ну, не знаю, — задумчиво протянул пожарный. — Женщина, может быть, и выбралась бы. А вот у мужчины шансов действительно не было. Когда я выбил дверь в дом, там вовсю полыхал огонь. Сразу у входа лежала женщина. Она была в полубессознательном состоянии, стонала. Я подхватил ее под мышки и выволок во двор. Постарался максимально быстро привести в чувство, начал спрашивать, есть ли в доме кто-то еще. Она не могла ответить. Только бормотала что-то невнятное. Тогда решил вернуться в дом и сам проверить.
— Но ведь вы говорите, что там полыхал огонь. А у вас не было ни каски, ни огнетушителя, ни средств защиты. Как вы вообще могли туда зайти?
— Признаюсь честно, это получилось не сразу. Я проскочил первое помещение — то, откуда вытащил женщину, и увидел на полу в дальней комнате ноги второго человека. Попытался к нему добраться, но не сумел. Пламенем опалило лицо, у меня сгорели брови, волосы на голове. Идти дальше просто не мог. Пришлось выбежать на улицу, отдышаться, накрыться курткой и снова бежать в дом. К счастью, со второй попытки мне удалось добраться в спальню, подхватить мужчину и вытащить его наружу.
— Он был жив?
— Да, хотя в таком же плачевном состоянии, как его жена, — говорит Алексей. — Видимо, они оба успели надышаться угарным газом. После того как оба погорельца были в безопасности, я вызвал скорую помощь и позвонил в нашу пожарную часть. Объяснил ребятам, что стряслось, попросил срочно выехать сюда, чтобы потушить пожар. Огонь ведь разгорался все больше и больше. Что если бы он перекинулся еще куда-нибудь? Коллеги сказали, что кто-то из соседей сообщил им о пожаре, бригада выезжает на место происшествия. Я попросил девочку сбросить мне видео, которое она снимала, на телефон. Убедился, что пострадавших мужчину и женщину забрали врачи, и поехал домой.
— Что сказала жена, когда вы явились в таком виде?
— Я особо ей ничего не рассказывал. Чтобы не заметила, что волосы опалены, натянул поглубже шапку. Но она все равно почувствовала запах горелого от одежды, спросила, что произошло. Пришлось коротко объяснить.
— Как она вообще переносит, что муж чуть ли не каждый день рискует собой ради других? Причем даже в нерабочее время?
— Привыкла уже. Старший сын — ему семь лет — тоже знает, что у папы опасная работа. Младшему только два годика. Он пока мало что понимает, просто радуется, когда я прихожу домой. Знаете, я всегда хотел быть пожарным. Даже когда в армии служил, у нас были серьезные пожарные учения. Тревоги, выезды, работа в опасных условиях… Мне все это очень нравилось. В нашей пожарной части я работаю уже семь лет. Сколько при этом потушил пожаров? Не считал, честно. Навскидку — только наш караул выезжает за год примерно на двадцать пять случаев.
Алексей Курятник не видит в своем поступке ничего героического. Однако его руководство оценило самопожертвование, быстроту реакции и профессионализм сержанта.
— Глава нашего ведомства планирует вручить Алексею ценную награду, — сообщил «ФАКТАМ» начальник пресс-службы Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины в Хмельницкой области Андрей Козак. — Что это будет за награда, пока раскрывать секрет не станем. Но очень важно, чтобы наш коллега, который сам по себе человек очень скромный, получил ее не просто в кабинете, а в торжественной обстановке. Привел с собой жену, детей, вышел на сцену. Чтобы этот момент запомнился ему на всю жизнь. Самое ценное в его поступке даже не то, что он спас жизнь двум людям — пожарные делают это каждый день, а то, что сделал это в свой выходной. Не побоялся ответственности, влезть в горящий дом безо всяких средств защиты, рисковать своей жизнью тогда, когда он не обязан был этого делать. Просто совесть не позволила ему поступить иначе. Потому что он хоть в будни, хоть в праздники всегда остается спасателем.
999Читайте нас в Facebook