ПОИСК
Происшествия

«три ворожки подтвердили, что порчу на нашу семью наводит соседка. И имя назвали — лена», -

0:00 17 января 2008
Галина КОЖЕДУБОВА специально для «ФАКТОВ» (Сумы)
рассказывал на суде житель села Яструбиное, застреливший из охотничьего ружья соседку-«колдунью». 61-летнего мужчину приговорили к семи годам лишения свободы

В селе Яструбиное Сумского района произошло убийство, которое привлекло к себе внимание прессы («ФАКТЫ» писали об этом в августе прошлого года). В этом на первый взгляд обычном бытовом конфликте между соседями, который закончился убийством, поражает мотив преступления. 61-летний Николай Бондарев (имена действующих лиц изменены) застрелил из ружья соседку, заподозрив ее… в колдовстве.

Завершилось заседание Сумского районного суда, который признал Бондарева виновным в совершении умышленного убийства и приговорил к семи годам лишения свободы. Правда, окончательный вердикт вынесет Апелляционный суд.

Между тем в самой деревне односельчане разделились на два лагеря: одни считают, что погибшая Елена Сергеевна Костенко была обыкновенной старушкой, другие же убеждены, что дед Коля застрелил колдунью и тем самым избавил их от нечистой силы.

«Ее не раз видели ночью выходящей из сарая соседа»

Село Яструбиное находится в сорока километрах от областного центра. Довольно зажиточное, с крепким в прежние времена колхозом. Сегодня в селе остались в основном пожилые люди и старики. Они-то и хранят легенды и невероятные случаи о жизни местных жителей.

РЕКЛАМА

В селе поговаривали, что в семье Костенко тайные знания передавались по женской линии. Большинство односельчан старались держаться от этой семьи подальше. Жительница Яструбиного Мария Попова рассказала историю, которая, как она считает, проливает свет на то, почему многие считали погибшую бабу Лену ворожкой.

— Впервые этот рассказ я услышала от своего деда, когда была еще совсем маленькой, — говорит Мария Петровна. — В послевоенные времена мать Елены осталась одна с тремя маленькими детьми. Кормить их было нечем, в колхозе тоже ничего не получали. И женщина от отчаяния решилась на воровство — повадилась по ночам доить соседскую корову. Ее несколько раз видели выходящей ночью из сарая соседа. После этого и пошел слух по селу, что она ведьма. Ведь все знают, что если колдуньи повадятся ходить к соседским коровам, то потом животное начинает болеть или околевает. Только не помню, что потом случилось с той коровой, которую доила мать Лены… Я маленькая была…

РЕКЛАМА

— Сергеевна смолоду была какая-то странная и могла «делать», — рассказала еще одна жительница села Яструбиное, не пожелавшая назвать своего имени.

Под словом «делать» подразумевается ворожить. Многие односельчане, которые согласились поговорить о погибшей, твердили, что баба Лена занималась только «черной» магией и помогала людям лишь в недобрых делах. Сельчане подтверждали свои слова на суде, пытаясь убедить судью и прокурора в том, что трудолюбивый и отзывчивый обвиняемый на самом деле спас их от колдуньи.

РЕКЛАМА

Где-то в пятидесятые годы семья Костенко уехала из Яструбиного к родственникам в Донецкую область. А десять лет назад они возвратились в родное село, купили здесь небольшой домик на самой околице и начали жить втроем — мать, Елена и ее брат. Их соседями стала семья Николая Бондарева.

Воспитанный советской властью в традициях атеизма, Николай Бондарев не верил ни в Бога, ни в черта, как он сам говорил. Всю жизнь трудился вместе с женой. Так же воспитал и дочерей. По сельским меркам хозяйство у Бондаревых зажиточное — держат корову, коня, свиней и птицу. Отец с матерью удачно выдали замуж дочерей. Казалось бы, жить и радоваться на старости лет. Да вот только в последние годы в их семье стали твориться непонятные вещи.

«Я находил в своем огороде спутанные клубки шерсти, битые черепки, тухлые яйца»

— Все плохое в нашей семье начало происходить как-то вдруг сразу, — рассказывал на суде Николай Бондарев. — Начало разваливаться хозяйство — сначала вымерли поросята, потом конь, затем заболела и слегла корова. На ровном месте в семьях дочерей начали происходить скандалы, и зятья бросили жен, оставили малых деток. До всего этого я ни во что не верил. А здесь прямо растерялся: за что ни возьмусь — ничего не получается. Сели с женой и дочерьми, посоветовались, и я решил отправить дочек в соседний Белопольский район, в городок Ворожба. От людей мы слышали, что там есть одна бабка. Дочки съездили, спросили у нее, что делается в нашей семье. Она им сказала, что у нас завелась плохая соседка, которая нам «делает». И назвала ее имя.

Я все же не мог поверить. Дочки отправились еще и в село Кондратовку, к одному деду. Тот тоже сказал, что на нашу семью кто-то наводит порчу. Ну а уж когда дед и бабка, живущие в Сумах, сказали то же самое и назвали имя Лены, сомнений у меня не осталось. Те дед с бабкой дали дочерям три банки наговоренной воды и велели окропить огород, двор и дом. Мы так и сделали.

После этого я начал находить в огороде спутанные клубки шерсти, битые черепки, замотанную в тряпку землю, тухлые яйца. Понял окончательно: моя соседка занимается ведьмачеством. Сначала пытался поговорить с ней по-хорошему: «Перестань делать мне гадости, отстань от моей семьи». Только она ни в чем не признавалась, еще и ругалась. А уж какие проклятия посылала: и чтоб вас кружило, и чтоб вас вертело… Я уже и не знал, как защитить семью…

В тот роковой день

11 августа Николай, как обычно, проснулся рано. Еще до жары помог соседу скосить люцерну. Вместе мужчины позавтракали, выпили по 50 граммов, и Бондарев поехал домой. На подъезде к дому он увидел, как баба Лена бьет его гусей. Кстати, из-за гусей и кур соседи ругались не первый год — они повадились ходить на огород соседки, а та их лупила. Вот и в этот раз мужчина сначала попытался остановить соседку по-хорошему: «Ленка, что ж ты делаешь?» В ответ понеслись проклятия.

Разъяренный мужчина вернулся в дом, достал старое охотничье ружье, которое осталось в доме еще от отца, и выскочил с двустволкой на улицу.

О том, что было дальше, стало известно из обвинительного приговора: «Увидев Костенко на крыльце, Бондарев зашел с ружьем к ней во двор. Разозлившись и желая отомстить престарелой соседке, взвел курок, поднял винтовку на уровень груди и с близкого расстояния выстрелил. После выстрела последняя забежала в дом, пытаясь укрыться, но Бондарев зашел в помещение, взвел второй курок и сделал еще один выстрел. Поняв по крикам потерпевшей, что его выстрел попал в цель, с места происшествия скрылся».

После этого Николай в близлежащем леске закопал ружье.

Смертельно раненная женщина от страха продолжала прятаться в доме еще целый час. Потом все же осмелилась выйти из дому и, опираясь на палочки, доковыляла до соседей. «Помогите мне, в меня стрелял сосед», — закричала пожилая женщина и упала прямо на дорогу. Бригада скорой помощи госпитализировала пострадавшую в областную больницу. На следующий день старушка умерла. Результаты вскрытия показали, что причиной смерти стало огнестрельное ранение брюшной и грудной полостей.

Уже на следующий день после случившегося «охотника на ведьм» задержали сотрудники милиции. Сначала он не признался в убийстве, но уже через несколько дней написал явку с повинной и передал родным записку: «Дорогие мои, простите меня за то, что я совершил. Будет лучше отдать ружье милиции. Ваш муж и папа». Место, где было зарыто ружье, милиции показала жена Николая Бондарева.

Председатель Сумского районного суда Борис Клочко, рассматривавший это дело, говорит, что впервые в своей практике столкнулся с таким мотивом убийства. Правда, при вынесении приговора руководствовался привычными юридическими терминами и вынес решение, считая, что убийство произошло «на почве длительных неприязненных отношений».

Р. S. Бывший зять Бондаревых, допрошенный в качестве свидетеля, так и не смог объяснить причину своего развода, а на вопрос судьи, не думает ли он вернуться в семью после смерти соседки, сказал, что ему этого хотелось бы.

2722

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров