«Аферисты пользовались айфонами стоимостью 30 тысяч гривен и покупали носки по 500 гривен за пару»
Мошенники знали, на что надавить в разговоре с предпринимателями и руководителями предприятий, чтобы те поделились своими деньгами. Ну кто откажется дать больным детям несколько тысяч гривен на лечение, если благотворительный фонд действует под патронатом главы области? Потом «сотрудники фонда» каждый день звонили своим потенциальным жертвам и напоминали о «долге перед родиной». «Сколько можете!» — каждый раз говорили аферисты. Но при этом все же озвучивали суммы. У одних просили пять тысяч гривен, у других — 17 тысяч. «За это мы наградим вас грамотой», — обещали мошенники. И люди старались не ударить лицом в грязь.
«Кол-центр» был организован в шикарной квартире на Печерске
В целях безопасности инспектор отдела противодействия киберпреступности в Полтавской области Слобожанского управления киберполиции просит не фотографировать его и не называть фамилии. Только на этих условиях Сергей готов поделиться информацией об операции по задержанию мошенников, которой он руководил.
Злоумышленников искали правоохранители Киева, Харькова, Одессы, Львова, Донецкой и Луганской областей. А нашли оперативники из Полтавы. Обычно аферы с использованием мобильных телефонов и электронной техники раскрыть очень сложно, однако Сергей и его коллеги из новой структуры в Национальной полиции были очень настойчивыми. И однажды им повезло: люди, которых фермер заподозрил в обмане, использовали сим-карту не день-два, как обычно, а чуть дольше. Фермер вовремя обратился с заявлением в киберполицию, поэтому оперативникам удалось определить место, откуда звонили аферисты.
— «Кол-центр» мошенники организовали в шикарной квартире площадью около ста квадратных метров на столичном Печерске, — рассказывает Сергей. — С девяти часов утра до пяти вечера они звонили своим потенциальным жертвам. В распоряжении аферистов было семь компьютеров и ноутбуков, девятнадцать мобильных терминалов (некоторые стоимостью до 30 тысяч гривен), пятнадцать печатей и штампов благотворительных фондов, роутеры, флеш-карты, сим-карты нескольких операторов. При обыске у них были изъяты также банковские карточки, на которые шли благотворительные поступления от предприятий и предпринимателей, документы о распределении денег между участниками группировки, больше пяти тысяч долларов наличными и шаблон-инструкция, как вести себя во время телефонных разговоров.
*Во время обыска в квартире на столичном Печерске, где злоумышленники обустроили свой офис, изъято 19 мобильных телефонов и 15 печатей «благотворительных фондов»
— Информацию о предприятиях и бизнесменах злоумышленники получали из открытых источников — в Интернете сейчас все можно найти, — дополняет коллегу Андрей Жилин, начальник управления прокуратуры Полтавской области, под процессуальным руководством которой ведется расследование преступления. — Согласно инструкции (кстати, написанной с грубыми орфографическими ошибками), звонивший во время приветствия дважды называл намеченную жертву по имени-отчеству (чтобы убедиться в том, что он действительно разговаривает с тем человеком, который ему нужен) и, представившись сотрудником международного благотворительного фонда, сразу же излагал суть дела. Дескать, сейчас реализуется социальный проект (придумывалось его название), который состоит в том, чтобы помочь детям из неблагополучных семей, бездомным, а также больным детским церебральным параличом новой одеждой и обувью. Мол, сами понимаете, государство не может обеспечить их всем необходимым, поэтому надежда только на неравнодушных людей. На данный момент мы, дескать, взяли под опеку детский дом (называлось реальное учреждение), в котором живут обездоленные мальчики и девочки. Одеть-обуть одного ребенка стоит тысяча гривен. Нам немного не хватает денег, чтобы обеспечить деток всем необходимым. Поэтому дайте столько, сколько не жалко.
В других случаях злоумышленники «отправляли» детей на лечение в Польшу или Германию, «оздоровляли» воинов АТО и членов их семей. В общем, аферисты давили на жалость.
— Я пятнадцать лет работаю главным бухгалтером на государственном предприятии, поэтому хорошо знаю, на что следует обращать внимание при проверке документов, — рассказывает Нина Ивановна (имена потерпевших в статье изменены). — Я нашла код фонда в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, поэтому не сомневалась в его подлинности. Также убедилась, что фонд зарегистрирован как неприбыльная организация. Наш вклад в «благое дело» составил 14 800 гривен.
«На сообщника-„банкира“ мы вышли, когда получили временный доступ к банковским документам»
— Действительно, фонды, которыми прикрывались аферисты, нельзя было заподозрить в фиктивности, — объясняет сотрудник киберполиции Сергей. — Мы говорим пока о трех — «Сильні громадяни», «Захист громадян» и «Громада України». Еще по шести изучаем информацию, хотя их может быть и больше. Дело в том, что существуют дельцы, которые специализируются на создании и узаконивании различного рода фиктивных организаций со статусом юридического лица. Они предлагают свой «товар», и кто-то его покупает. Фигуранты нашего дела приобрели у этих махинаторов несколько пакетов готовых документов (стоимость одного составляет 12—14 тысяч гривен), во главе каждого «фонда» поставили подставных лиц (обычно такие находятся в среде асоциальных элементов) и приступили к «работе».
Организатором преступной группировки стал 26-летний Василий Горобец (фамилия изменена), житель Черниговской области. Осуществлять мошеннические схемы за определенную плату ему помогал 36-летний сотрудник одного из банков. На «банкира» возлагалась обязанность открыть счет на подставное лицо и дальше обслуживать документы аферистов: следить за поступлениями и быстро их проводить, чтобы они успели их снять. Ведь существовала вероятность блокировки счетов службой безопасности банковского учреждения.
Среди членов организованной преступной группировки, которая базировалась на Печерске, была 25-летняя девушка. Она отвечала за телефонные переговоры и отправку электронных писем с фиктивных электронных ящиков. За это получала 20 процентов от суммы поступления. В обязанности еще одного мошенника, 26-летнего киевлянина, входило снимать деньги со счетов. Его заработок составлял 5—6 процентов от перевода.
Распоряжался поступлениями Василий Горобец — он забирал себе около половины от суммы каждого «благотворительного взноса». А вот на их сообщника-«банкира» мы вышли, когда получили временный доступ к банковским документам. Оперативники обратили внимание, что счета открывались в одном и том же отделении на одного и того же человека, с одинаковым кодовым словом и оформлялись одним и тем же сотрудником банка. Сотрудника взяли в разработку — и цепочка замкнулась.
*Организатор преступной группы — 26-летний житель Черниговской области — был задержан в Киеве
«Мошенники „просрочили“ действие сим-карты, и удалось установить, где они находятся»
Сейчас все четверо содержатся под стражей. Со следствием не сотрудничают. Поскольку, по предварительным данным, через счета липовых благотворительных фондов прошло около пяти миллионов гривен, Октябрьский районный суд Полтавы избрал им меру пресечения с правом внесения залога по 1 миллиону 200 тысяч гривен каждому.
— Интересно, что задержанные уже проходили по милицейской базе в 2012 году, — рассказывает Сергей. — Они привлекались к уголовной ответственности по той же статье, что и сейчас. Тогда злоумышленники тоже «работали» под прикрытием несуществующих благотворительных фондов. Но дело было закрыто из-за недоказанности их вины. За прошедшее с того момента время члены группировки учли прошлые ошибки и создали, как им казалось, более изощренную структуру. Надеюсь, в этот раз они понесут заслуженное наказание, предусмотренное законодательством, — от трех до восьми лет лишения свободы.
Всего по Украине им удалось за несколько месяцев обвести вокруг пальца больше сотни директоров предприятий, бизнесменов и фермеров. Только в Полтавской области аферисты сумели выманить деньги приблизительно у двадцати человек. Хотя, скорее всего, пострадавших гораздо больше — не все ведь сознаются в том, что попались на крючок проходимцев.
В конце июня первым о действиях мошенника сообщил в правоохранительные органы фермер из Великобагачанского района.
— Звонивший представился помощником главы областной госадминистрации Валерия Головко Сергеем Дяченко, — рассказывает Иван Пасичный (имя изменено). — «Григорьевич?» — обратился он ко мне по отчеству. И начал клянчить деньги. Дескать, мы тут двадцать деток отправляем через благотворительный фонд на оздоровление, нужна ваша финансовая поддержка. На каждого требуется полторы-три тысячи гривен. Вы три тысячи шестьсот потяните? Конечно, для меня это не составило бы проблемы. Но на всякий случай решил уточнить у самого Валерия Анатольевича Головко, с которым я хорошо знаком, что это за новый помощник у него и что это за фонд.
Мои вопросы для губернатора оказались неожиданностью. «Похоже, кто-то пытается вас обмануть», — высказал он предположение. А на следующий день мне опять позвонили от «Сергея Дяченко». «Ну, что там у вас? Решили, когда перекинете деньги?» — с ходу приступил он к главному. У меня уже был наготове диктофон, и запись нашего разговора я передал в управление киберполиции. Правда, сделал это с небольшим опозданием — уже на следующий день номер злоумышленников не отвечал. Но об этом случае я рассказал нескольким знакомым фермерам. И когда «благотворительный фонд» вышел на одного из них, он тут же сообщил в киберполицию. Таким образом преступление удалось раскрыть. Аферисты несколько «просрочили» действие сим-карты, и удалось установить, где они находятся.
— «Благотворители» пользовались мобильным Интернетом, и запеленговать, откуда они звонят, было довольно сложно, — говорит Сергей. — Провайдер, к которому мы обратились за помощью в этом вопросе, по техническим причинам не мог нам ее оказать (требовал серийный номер телефона, а у нас его не было). Но все же рано или поздно злоумышленники должны были проколоться. И нам улыбнулась удача.
Любопытно, что многие потерпевшие признались, что им было проще перевести деньги на указанный счет, чем каждый день объясняться с аферистами, почему они тянут с оплатой. Хотя были среди предпринимателей и те, кто был готов купить одежду детям за собственные средства. «Приезжайте, заберите гуманитарную помощь», — предлагали они представителям «фондов». Такие предложения, понятно, не нашли отклика у злоумышленников.
— А куда же они девали деньги, которые выдуривали у людей? — спрашиваю своего собеседника.
— Жили на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Оперативниками зафиксирована, например, одна интересная покупка: организатор группировки за комплект из трех пар носков заплатил полторы тысячи гривен! Айфоны у них были стоимостью порядка тридцати тысяч гривен. Гривни они переводили в доллары и вкладывали в недвижимость.
— У потерпевших есть надежда вернуть свои деньги?
— Я в этом даже не сомневаюсь. Но придется дождаться приговора суда.
— Такая деятельность под видом благотворительных организаций — это неконтролируемый процесс, — считает начальник управления прокуратуры Полтавской области Андрей Жилин. — Кто знает, например, какие потоки денежных средств проходят через секонд-хенды, которые торгуют вещами, ввезенными в страну под видом гуманитарной помощи? Кто знает, кому идут деньги из ящиков, с которыми стоят в людных местах волонтеры, собирающие средства на лечение больных детей? И действительно ли это волонтеры? Вопросов много. А тем временем многие дети действительно нуждаются в дорогостоящем лечении.
Именно поэтому государственные органы должны взять на себя контроль за поступлением благотворительных взносов, и за их распределение должен отвечать конкретный человек. Нужно создать правовое поле, в котором такие преступления были бы невозможны.
Фотоснимки предоставлены Слобожанским управлением киберполиции Нацполиции Украины в Полтавской области
2803Читайте нас в Facebook