Украинский стартап: двое киевлян придумали уникальный фастфуд — суп в съедобном стакане!
— До вас никто не додумался продавать суп в хлебном стакане, хотя идея довольно простая и, как выяснилось, успешная. Как она у вас появилась?
Кирилл: — Я вел вполне размеренную жизнь. Работал воспитателем, загорал на пляже, гулял по городу и пек торты. Готовить мне нравилось всегда. А супом решил заняться по очень простой причине — люблю суп. И гулять люблю. Расстраивался, что не могу заниматься двумя своими любимыми делами одновременно — есть суп во время прогулки (смеется). Это не совсем удобно, ведь нужны тарелка, ложка. Кусочек хлеба тоже не помешал бы. Вот и придумал съедобный хлебный стакан. Отвратительных пластиковых отходов, загрязняющих окружающую среду, такой фастфуд не имеет.
В то время над городом уже летали истребители, создавая много шума. Довольно неприятно. Большинство моих друзей перебрались в Киев. Один из них предложил мне тоже ехать в столицу и пожить в свободной комнате его съемной квартиры. Я планировал найти работу по специальности, но вакансий оказалось не слишком много. Поэтому решил временно поработать барменом. На собеседовании присутствовал владелец ресторана, и я не упустил возможности назначить ему личную встречу с целью презентации своей идеи. И он в нее поверил.
— Нужны были инвестиции?
Кирилл: — Да, на разработку специальной пресс-печи. Я пробовал выпекать стаканы в домашних условиях. Духовки у меня не было, поэтому ездил к подруге. Выпекать нужную форму у меня получалось, но для производства все-таки нужна машина. Я получил от инвестора две тысячи долларов. Волей случая у девушки, чью кухню я периодически оккупировал, оказались знакомые, которые по лекалам моего стакана разработали и собрали печь. Я ее сразу же запатентовал. Вообще, многое в этом бизнесе получилось благодаря знакомствам.
Сначала я продавал супы в одном популярном вегетарианском кафе. Случайно зашел туда во время прогулки, познакомился с собственниками. Стало понятно, что мы можем быть друг другу полезны — у них есть площадь, а у меня интересный продукт. Но это были очень маленькие объемы, несколько порций в день. Потому, когда познакомился с Олегом и он мне предложил вместе снять МАФ на Крещатике, сразу согласился. Я жил поблизости, все заготовки делал дома и каждый день носил на точку кастрюли с нарезанными овощами.
* Кирилл Пузенко, придумавший хлебный стакан, любит полакомиться такой тарой
Олег: — Я по образованию финансист. Полтора года учился в Лондоне. Работал маркетинговым аналитиком в аэропорту «Борисполь». Предприятие государственное, платили немного, и развития мне там не хватало. Хотелось заняться чем-то своим. Решили открыть с товарищем кофейню. Нашли МАФ на Крещатике, в котором летом продается мороженое, а вне сезона его сдают в аренду.
Чтобы не тянуть аренду на одном лишь кофе, скооперировались с Кириллом. Зима выдалась дождливая, а место в центре Киева не такое уж и выгодное. С трудом вышли в ноль. Я был в восторге от идеи супа в стакане, и через некоторое время мы уже вместе открыли первую удачную точку «Супкультуры» на Подоле, завоевали лояльных клиентов и продали первую франшизу в Польшу.
Кирилл: — Но до этого мы участвовали во всех возможных фестивалях уличной еды. Подобные мероприятия очень выгодны с финансовой стороны и как способ заявить о себе большому количеству людей.
К первому фестивалю мы оказались абсолютно не готовы. Выстроилась огромная очередь, и мы поняли, что пропускная способность нашей единственной машины должна быть больше. Мы совершенно не справлялись с количеством заказов. Я так перенервничал, что даже заболел из-за этого. Перед вторым фестивалем мы по ночам выпекали дополнительные стаканы дома.
— Когда вы сообщили близким, что увольняетесь с работы, чтобы продавать супчик в хлебном стакане, как они отреагировали?
Олег: — Жена спросила, насколько я в этом уверен. Но по моим горящим глазам все поняла. Какой «Борисполь», когда речь идет об инновационном фастфуде! Мне эта идея сразу показалась гениальной, и я знал, что она обязательно сработает.
Кирилл: — А мне почти все говорили, что я придумал чушь. Очень им благодарен.
* Жена Олега Герасимова Майя ходит с мужем на фестивали уличной еды
— Есть мнение, что мелкий бизнес начать не так уж легко. Чтобы спокойно работать, надо обязательно кому-то что-то заплатить или долго обивать пороги госучреждений, получая необходимые разрешения.
Олег: — Это заблуждение. В 2015 году, когда мы открывались, был наложен мораторий на проверку малого бизнеса. Учитывая, что мы вообще не используем мясо, нам не нужно было получать никаких специальных разрешений. В таком случае проверка санэпидстанции может произойти только при поступлении жалобы. Нам подсказали, что нужно написать уведомление в управление санэпидстанции Подольского района о размещении производства — и этой бумаги достаточно. Делается анализ слива воды на пестициды, который стоит тысячу гривен (официально), и производство может спокойно начинать свою работу. Мы ни разу не сталкивались с проявлением коррупции, взяток не давали.
— Бизнес уже мог сам себя обеспечивать или привлекали дополнительные инвестиции?
Олег: — Мы планировали открыть хотя бы пять собственных точек и позиционировать себя как сеть, прежде чем начать продавать франшизу. Разместили информацию о себе на специальном ресурсе для стартаперов. Нашлись люди, которые оплатили стоимость части оборудования. На их деньги мы заказали пять пресс-печей, но, разобравшись, что инвесторы претендуют на владение патентом (а это, по сути, все, что у нас было на тот момент), решили от дальнейших отношений с ними отказаться. Деньги, которых у нас уже не было, они потребовали вернуть безотлагательно, угрожая процентами. Пришлось взять кредит в банке на 40 тысяч гривен, чтобы поскорее решить этот вопрос. Кредит выплатили, а с финансированием проекта помог друг моего тестя.
— Через два месяца после запуска первого кафе вы открыли точку в Варшаве, сейчас «Супкультура» по франчайзингу работает в пяти странах. Как о вас узнали за пределами Украины?
Кирилл: — Наш первый франчайзи Евгений узнал о нас от своего брата, который конструировал нам печь. Евгений мой земляк, уехал из Мариуполя в Польшу. В 2015 году СМИ много внимания уделяли историям украинских эмигрантов, заново устраивающих свою жизнь. Открыв «Супкультуру» в Варшаве, Женя попал в поле зрения журналистов. Однажды за супом к нему зашел посол Украины. Это маленькое событие получило информационную огласку, после чего к нам активно стали поступать заявки на покупку франшизы. В основном это молодые супружеские пары, имеющие финансовую подушку (время выхода на окупаемость до полутора лет), которым надоело работать на «дядю». Сейчас у нас 15 точек в Украине, Польше, Словакии, Беларуси, Чехии и Австрии. Мы на связи с ними постоянно, любые вопросы адресуются нам. Вдвоем уже не справляемся, ищем партнера.
Первые франшизы в Украине продавали за две тысячи евро, сейчас за шесть. Для европейского рынка цена выше. А вот собственного кафе у нас больше нет. К сожалению, его демонтировали прошлым летом вместе с другими МАФами. Предупредили заранее, так что мы успели собраться. Унесли все, что могли, до последнего гвоздя.
* Суп в съедобном стаканчике пользуется у проголодавшихся людей огромным спросом. Фото из «Фейсбука»
— С каким рынком легче работать — нашим или европейским?
Олег: — На европейском рынке больше условий стандартизации качества. Хлопотнее. Зато европейцы никогда не торгуются.
— Какие сложности?
Кирилл: — Основное — вопрос ответственности других людей. Это фундаментальное качество, которое должно быть в каждом человеке, но почему-то оно очень часто нивелируется.
Олег: — Поначалу, кроме дохода с собственной точки, у нас не было никаких источников дополнительного заработка. Продавая франшизу, мы даем три месяца каникул, а вступительный взнос вкладываем в развитие бизнеса. Периодически наступают периоды, когда деньги заканчиваются, и тогда становится тревожно. Но в этот момент нас всегда находит новый франчайзи и делает вступительный взнос. Когда нам что-то необходимо, оно появляется в нужный момент, будто само собой.
В Украине есть сложности с производством оборудования. Никому не выгодно разрабатывать что-то новое, когда речь не идет о масштабном производстве. Даже если мы закажем сразу двадцать печей, заводам это не интересно. Приходится из кожи вон лезть, чтобы договориться. Сейчас мы свои печи изготовляем в Польше, где совсем другие стандарты качества.
Затевая бизнес, надо быть готовым к мелким неурядицам. Они возникают сплошь и рядом: то печь задержали на таможне, то на выездном мероприятии дождь пошел, а крыши нет. Или во время фестиваля сломался единственный блендер, и приходится бежать в магазин за новым. Неприятно, но это больше похоже на приключения, чем на проблемы.
— Поменяли бы сейчас свой образ жизни на прежний?
Олег: — Не представляю себя теперь наемным сотрудником. Быть предпринимателем — большая ответственность и постоянный головняк. Уже нельзя оставить работу на работе, она всегда с тобой. Но вместе с этим появилась свобода действий, которую я прежде не ощущал.
5841Читайте нас в Facebook