«наш выпускник максим федорчук в 25 лет уже профессор(! ) колумбийского университета, а 26-летний антон миллет сумел решить задачу, которая 30 лет считалась неразрешимой! »
В открытом командном турнире российских регионов по математике участвовало 70 команд из России, четыре — из Казахстана и две — из Украины. Абсолютными чемпионами стали школьники из Киево-Печерского лицея Ь 171 «Лидер», оставившие позади даже сверстников из самых престижных школ Москвы и Санкт-Петербурга.
«Таланта и работоспособности для победы мало — нужна крепкая нервная система»
— Соревнования проводились в двух возрастных категориях — среди школьников 8-9-х и 10-11-х классов, и в обеих наши ребята одержали победу, — рассказывает директор Киево-Печерского лицея Ь 171 «Лидер» Дмитрий Кравченко. — Кстати, такие же высокие результаты были у нас и в предыдущие годы. А ведь соревнования очень серьезные. Организатором турнира выступил Московский государственный университет имени Ломоносова. Россияне, конечно, от нас с шоке! (Улыбается. )
— Слышала, ваши лицеисты своими рекордами каждый год удивляют
— Это правда. В прошлом году, к примеру, наше учебное заведение стало абсолютным чемпионом Киева по количеству призовых мест — 171! — в городских предметных олимпиадах. Причем, заметьте, успехи у наших ребят были не только в математике, а практически во всех дисциплинах: химии, физике, биологии, истории Постоянно радуют и наши выпускники. Например, Максим Федорчук, закончивший лицей «Лидер» в 2000 году, сегодня уже профессор(!) Колумбийского университета.
— Профессор в 25 лет? Невероятно!
— Да, в 25 лет уже профессор! В 1999 году он стал абсолютным чемпионом мира по математике. Потом поступил в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, отучился год и уехал в США. Там он закончил Массачусетский технологический университет, потом аспирантуру в Гарварде — и вот теперь профессор! Еще одна наша выпускница Галя Добровольская в прошлом году признана лучшим в США математиком среди женщин. Павел Цыцура и Андрей Гоголев сейчас аспиранты университета в Пенсильвании
— Поделитесь секретами воспитания гениев.
— Мы создали в лицее систему поиска, отбора и формирования успешного человека. Отбираем талантливых ребят на наших школьных олимпиадах, приглашая участвовать в них учеников из других школ. Есть, кстати, и иногородние дети.
— Талант можно распознать в раннем детстве?
— Я бы хотел вам одну вещь сказать — очень интересную. У меня 27 лет педагогического опыта, вот за эти годы я пришел к выводу: неталантливых детей не бывает! «Неталантливыми» их делает несовершенная система образования. К примеру, я глубоко убежден в том, что до семи лет учить детей вообще противопоказано — их нужно развивать через игру. Развивать память, логику, внимание, творческие способности Результат в этом случае, поверьте, будет совершенно другой. Что же касается таланта, одного его недостаточно. Он даст результат лишь в «комплекте» с работоспособностью и устойчивой нервной системой. Причем на первом месте — работоспособность!
— А что значит устойчивость нервной системы?
— Если ребенок не верит в свои силы или не может сконцентрироваться, вряд ли он достигнет цели. А если достигнет, сможет ли удержать результат? Успех ведь всегда сопряжен со стрессами
«Войдя в интернет, родители, даже находясь за границей, могут посмотреть оценки своих детей»
— Ваш лицей называется «Лидер». И, как правило, все родители хотели бы видеть своего ребенка в лидерах. Но каждый ли должен быть лидером?
— Думаю, да. Хотя бы в самоорганизации своей жизни. Лидерские качества нужны, чтобы видеть цель и достигать ее поэтапно. Это очень важно! Многие не умеют ставить цели — отсюда все проблемы. Часто на вопрос: «Какая у тебя цель в жизни?» — ребенок отвечает: «Поступить в вуз». Я говорю: «Нет, солнышко, это не цель, это лишь один из этапов».
— Что нужно для участия в математической олимпиаде, которая для самых способных ребят может стать «пропуском» в ваш лицей?
— Прийти к нам 12-13 апреля, и больше ничего. 12 апреля состоятся олимпиады по физике, химии и биологии, а 13 апреля — по математике. Мы набираем в 8-е, 9-е, 10-е классы. Кстати, ребята из пригорода столицы тоже могут участвовать.
— А из других городов?
— Пусть приезжают! Вопрос только в жилье. Если родители смогут его решить — никаких проблем!
— У вас в лицее какие-то особые методики?
— У нас очень сильные педагоги! К примеру, учителя математики Виталий Полонский и Михаил Якир. У Михаила Семеновича, кстати, недавно родилась двойня. Ему 50 лет, он заслуженный учитель Украины. Увлекается туризмом. Уникальный человек!
— Правда, что уже несколько лет используете электронные классные журналы?
— Да, это так. Каждая семья имеет свой код. Родители могут посмотреть оценки своего ребенка в любой момент, даже находясь в командировке за границей.
— Страшный суд
— Нет, это вы напрасно. У детей отношение к образованию очень поменялось в последние годы: большинство заинтересованы в результате, результат — это ведь их перспектива. Так что тех, кто прячет дневник, очень мало.
— В электронном журнале можно исправить оценку?
— Шансов практически нет — система защиты очень серьезная. Хотя, правду сказать, попытки были — но безуспешные
— Говорят, у вас и уроки проходят в электронном режиме
— Да, в каждом кабинете лицея — мультимедийный комплекс: компьютеры, интерактивные доски Можно фильм ребятам показать, можно устроить видеоконференцию. Если ребенок болеет, есть возможность «подключиться» к уроку и вместе с одноклассниками выполнить лабораторную или практическую работы.
«Шансы достичь в жизни успеха есть у всех!»
— Во многих лицеях и гимназиях сейчас вводят массу дополнительных предметов: историю искусства, «оригами», китайский и японский языки
— А мы — наоборот, хотели бы отказаться в 9-11-х классах от такого огромного количества предметов, которое нынче существует. Вы смотрите: сейчас у ребенка 18 предметов в аттестате, но все ли они нужны ему? Думаю, должно быть четыре базовых предмета: украинский и иностранный языки, история Украины и физкультура. Плюс четыре предмета по выбору ученика, которые должны изучаться углубленно — с проекцией на будущую специальность. Такая система в Англии, в Германии И она проверена временем.
— Правда, что в вашей школе учатся лишь дети из обеспеченных семей? Развитие ведь требует определенных вложений
— Не буду называть фамилий, но среди победителей международных олимпиад как раз немало учеников именно из небогатых семей. Мы наших ребят, благодаря поддержке районной госадминистрации, и одевали, и обували Так что шансы достичь в жизни успеха есть у всех!
— Большинство самых талантливых ваших выпускников, как видно, учатся и остаются работать за границей
— Это так. И знаете, почему? Они не востребованы нашей наукой и экономикой. Уезжают в Германию, США, Францию, Испанию, Чехию, Россию Жаль, конечно. Но для реализации таланта там условия лучше, и намного. Например, Антон Миллет, наш выпускник, сейчас аспирант института Макса Планка в Германии. Там и преподает, и во Францию с лекциями выезжает постоянно. Он ведь решил очень важную задачу, которая 30 лет считалась неразрешимой!
За границей такие умы «нарасхват». Кстати, эти ребята востребованы не только как математики, многие из них становятся топ-менеджерами транснациональных компаний. Хочется верить: придет время и интеллектуалы станут востребованы и в Украине.
1170Читайте нас в Facebook