ПОИСК
Культура и искусство

«министру не очень нравятся ваши работы, измените стиль», — говорили мне. «лучше смените министра», — отвечала я»

0:00 20 марта 2008
«министру не очень нравятся ваши работы, измените стиль», — говорили мне. «лучше смените министра», — отвечала я»
Ольга УНГУРЯН «ФАКТЫ»
В Национальном музее литературы Украины с успехом прошла выставка произведений художницы-шестидесятницы Любови Панченко

Любовь Панченко дождалась первой масштабной персональной выставки к своему дню рождения — 70-летию. В нескольких залах разместились работы художницы: акварели, графика, уникальные по технике исполнения полотна-аппликации, вышивки… Трудно представить, что такое богатство долгие годы «скрывалось» в хате под Киевом. Но это так. К счастью, усилиями руководителей общественной организации «Музей шестидесятничества» Миколы Плахотнюка выставка увидела свет.

… С фотографии в альбоме смотрит молодая женщина с роскошной косой.

 — Коса у меня была почти до пят, — рассказывает Любовь Михайловна Панченко.  — Помню, в Карпатах, куда я приезжала со студентами, люди даже из соседнего села приходили посмотреть на «ту панч, що мах таку довгу косу».

 Из Карпат художница привезла серию акварелей. А еще — образцы народных вышивок. Вышивать и рисовать она начала практически одновременно — с пяти лет. А до того как поступила на факультет графики полиграфического института, закончила Киевское училище прикладного искусства по классу вышивки. В округе, говорит Любовь Михайловна, ее прозвали Люба Украинка — самобытную одежду шила сама и сорочки вышивала собственноручно.

РЕКЛАМА

 — Хотите, покажу кое-что из одежды? — предлагает хозяйка дома.  — На выставке этого нет.

И достает изумительной красоты вышитые сорочки, за ними следуют косынки, фартучки, юбки, а потом — кептарики, свиты… Да, для демонстрации этой коллекции потребовалась бы отдельная выставка.

РЕКЛАМА

 — Сколько времени требуется на такую работу? — спрашиваю я, любуясь сорочкой с тончайшим узором.

 — Не меньше месяца.

РЕКЛАМА

 — И как же вы все успевали?

 — Спала мало, а работала много — без выходных. Даже в электричке, когда ехала из Киева к себе в Бучу, чтобы не терять времени, вышивала…

Идея создать картины-аппликации возникла у Любови Панченко тоже во время работы. Будучи художником-модельером республиканского Дома моделей, она однажды обратила внимание, как много кусочков ткани идет в отход.

 — Дай, думаю, попробую использовать их вместо красок, — вспоминает художница.  — Стремилась, чтобы это был не обычный коллаж, а одно целое — по своим линиям, колориту…

Она успела создать больше 40 таких аппликаций, выполненных в уникальной технике. Коллеги-художники считают их шедеврами. Среди них — Шевченкиана: «Тополя», «фретик», «Марчя», «Бчлий цвчт»… Часть этих работ хранится сейчас у друзей художницы.

 — Картина Любы долго жила в нашем доме и была его оберегом, — рассказала вдова Вячеслава Чорновола Атена Пашко.  — А когда Вячеслава Максимовича не стало, я передала ее в кабинет-музей…

Художница работала с такой интенсивностью, словно запасалась творчеством впрок. Как предчувствовала… В 1972 году Любовь Панченко тяжело заболела — сказались постоянное напряжение, стресс, связанный с массовыми арестами среди украинской интеллигенции. Перед тем как отправиться в больницу, она вручила родителям альбом со своими рисунками и несколькими строками на память. Последнее, что тогда написала: «Но есть еще силы небесные… »

Сейчас альбом уже заполнен новыми рисунками, сделанными после долгой паузы. А на столе у Любови Михайловны — еще незавершенная работа (все-таки есть силы небесные!). Рисунок образный и лаконичный.

 — Люба всегда умела ясно, ярко и четко передавать форму национальных образов, — рассказывает лауреат Шевченковской премии художница Людмила Семикина.  — Помню маленькую комнату — коморку в Республиканском доме моделей, где она разрабатывала эксклюзивную оригинальную одежду в национальном духе. Эти вещи нигде не выставляли, но при случае показывали иностранцам: вот, мол, и это у нас есть. Такая себе маленькая Украина… Помню, однажды Люба завела в коморку Вячеслава Зайцева, тогда еще молодого модельера. Он посмотрел на наши модели — и ахнул…

 — Зайцев оценил крой нашей свиты, — говорит Любовь Михайловна.  — Хотя и не понял толком, что это за одежда. Тогда еще не было нынешних женских курток, полупальто. Да и сапожки не были в моде… Мне говорили: «Министру не очень нравятся ваши работы, нужно изменить стиль». Я отвечала: «Может, лучше сменить министра?» Не нравились национальная вышивка, орнаменты… Даже длинные волосы на эскизах мужских моделей раздражали. Должна быть короткая стрижка!

Я рассматриваю модельный эскиз Любови Панченко — девушка в облегающих брючках, напоминающих лосины, стильной курточке (она же свитка), модерном головном уборе, полусапожках.

 — Любовь Михайловна, в каком году вы это рисовали?

 — Больше 40 лет назад — в 1965-м.

 — А такое впечатление, что сегодня!

 — Значит, пришла пора моим моделям. Муж надо мной всегда подшучивал: «Сидишь в Буче и мировую моду придумываешь!»

Без мужа Людмила Михайловна живет уже 15 лет. В одиночку борется с болезнями и житейскими трудностями. Прежде собирала дождевую воду или просила добрых людей принести ведро воды — самой идти полтора километра к колодцу не под силу. Но недавно вмешались местные власти и Союз украинок. Во дворе вырыли колодец (водопровод, увы, провести не удалось — соседи запротестовали).

Может быть, найдутся и те, кто захочет сохранить работы Людмилы Панченко, создав для этого галерею? Ведь кроме сил небесных, есть еще и силы земные…

1076

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров