«У нас были только автоматы и пулеметы, а у врага – бронетехника и вертолеты»
— Евгений был сыном воина, внуком воина, братом воина и сам Воин с большой буквы, — говорит старшая сестра Евгения Пикуса Ольга Михайловна. — Наш отец — полковник в отставке. Оба дедушки фронтовики. Отец папы — пограничник. Во время Великой Отечественной войны он выходил с боями из окружения, был награжден… Миша и Женя вместе ходили в детский садик и школу. С детства мечтали стать военными. Поэтому после школы поступили в академию Госпогранслужбы Украины в Хмельницком. После ее окончания поехали служить в разные подразделения.
Я, старшая сестра и двое младших братьев-близнецов всегда были единым целым… А теперь из нас будто живьем вырвали один кусок. Навсегда…
* «Золотую Звезду» Героя Украины, которой посмертно был удостоен Евгений, передали его маме и брату
— Весной 2014 года российские оккупанты и боевики несколько раз пытались провезти через «Красную Таловку» помощь для своих в Луганск, — рассказал «ФАКТАМ» боевой товарищ Евгений Пикуса офицер-пограничник Игорь Горда. — Когда наши сотрудники и таможенники осмотрели первый их автобус, там были лекарства и медицинские средства. Это был единственный раз, когда они ехали легально. Дальше враг хотел договориться — чтобы пропустили «гумконвой», минуя контроль. Мы отказались. И нас стали обстреливать. Боевики с российской территории били из автоматов, пулеметов, гранатометов. На границу выезжали бронемашины, стреляли и ехали обратно.
В открытый бой враг не вступал. Стрелял подло, зная, что у нас приказ не вести огонь по российской территории. В это тяжелое время к нам прибыл сводный отряд Восточного регионального управления под командованием Евгения Пикуса. Помощь оказалась кстати, потому что у нас было лишь восемь человек. На всех один автомат, пистолеты. Никаких бронежилетов и касок…
* Евгений Пикус с детства мечтал стать военным
— Позже я узнал, что Евгений Михайлович добровольно вызвался ехать в Красную Таловку — продолжает Игорь Горда. - Его родители об этом не знали. Не раз слышал, как он по телефону успокаивал отца и мать: мол, по-прежнему в Харькове, далеко от зоны боевых действий. Лишь брат-близнец Михаил знал, где на самом деле Евгений. Хорошо помню разговор братьев. Михаил хотел перевестись к нам. Но Евгений ответил: «Кто-то из нас должен остаться в живых…»
Настоящий ад начался в июле… Во время одного из обстрелов враг выпустил несколько снарядов из противотанковой ракетной установки по нашей вышке наблюдения. Один снаряд попал прямо в наблюдательную площадку, несколько разорвались рядом. Сержант-наблюдатель был тяжело ранен в голову, а другому бойцу осколками перебило ноги. Евгений Пикус с нашим командиром Романом Лапоногом кинулись ребятам на помощь. Пока мы вытаскивали первого бойца из-под обстрела, они спустили с разбитой наблюдательной площадки, почти с 17-метровой высоты, второго парня… Оба спасенных пограничника выжили!
А 28 июля враг обстрелял украинскую территорию из минометов малого калибра. На место происшествия выехала наша оперативная группа, которую возглавляли офицеры управления. Был там и Евгений Пикус. Прибыв на место обстрела, начали осматривать местность. И тут сработали два фугаса, заложенные возле дороги… Начальник Луганского погранотряда полковник Сергей Дейнека получил тяжелое ранение спины. Заместителю начальника управления полковнику Виктору Бабюку осколками посекло шею, ноги… Был тяжело ранен и офицер Денис Цяцькун. Нас еще накрыли из мощных 120-миллиметровых минометов… Под страшным обстрелом Евгений Михайлович вывез двух раненых офицеров — Сергея Дейнеку и Дениса Цяцькуна на уцелевшем авто. А мы на поврежденном служебном джипе отвезли в местную больницу полковника Бабюка. Кстати, наша машина потом загорелась, а ведь в ней — оружие и полный боекомплект… К счастью, пожар потушили. Все раненые офицеры выжили и после выздоровления вновь стали в строй.
Вскоре Евгений Пикус возглавил наш отдел. Именно он добился ремонта линии электропередачи в поселке возле нашего отдела, которая была повреждена после обстрела боевиков. После этого местные жители всегда с благодарностью вспоминали нашего командира…
21 августа 2014 года Евгения Пикуса наградили почетной медалью «За військову службу Україні». Но ее боевой офицер так и не увидел…
В августе 2014 года Украина истекала кровью под Иловайском. Враг нанес подлый удар в Мариупольском направлении, страшные бои шли в Луганской области. В этот момент агрессоры попытались открыть свой «третий фронт» в районе Красной Таловки, откуда прямой путь к сердцу всей Луганской, а следом — и Харьковской области… По информации пресс-службы Госпогранслужбы Украины, летом 2014 года в районе пункта пропуска «Красная Таловка» до августа как минимум дважды пытались прорваться вражеские диверсанты. Они обстреливали позиции пограничников и украинскую территорию. Было ясно — это вышколенный российский спецназ…
— 24 августа, в День независимости Украины, мы без потерь отбили атаку диверсионно- разведывательной группы врага, — вспоминает Игорь Горда. — Обследовав место боя, нашли российские сухпайки, оружие. Провели зачистку. На следующий день в том районе из засады расстреляли наш автомобиль… Погиб старший прапорщик Вячеслав Фирсов. В это время мы с Евгением Михайловичем были в отделе. Евгений возглавил 16 бойцов. Разделил отряд на две группы — одна должна была прикрывать огнем побратимов, другая — отрезать врагу путь к отступлению…
* На месте боя пограничники нашли российские сухпайки, оружие
— Как погиб Евгений Пикус?
— Мы подходили к лесопосадке, где враг расстрелял наш наряд. Думали ее зачистить… Евгений Пикус сказал: «Там же наши! Не дай Бог, под пули попадут». Но прозвучал выстрел… И Евгений Михайлович упал. Прямое попадание в голову… На меня брызнула его кровь… Нас жестоко обстреливали снайперы, пулеметчики… Вражеский пулемет бил почти в упор — метров с десяти. Но мы уничтожили пулеметчика… Отстреливались и видели, как многие диверсанты, прятавшиеся за деревьями и кустами, падали. Убрали в первые часы боя около десятка россиян. Но их было очень много…
Даже после смерти Евгений Михайлович защищал своим телом нас от вражеских пуль. После боя в его бронежилете нашли три автоматные пули, пробившие броню… Нас обстреливали из подствольных гранатометов. Несколько гранат разорвались рядом. Я был контужен… Раненого пограничника младшего сержанта Олега Сороченко расстреляли подло, в спину…
У нас были только автоматы, пулеметы и гранаты… А у врага многократное огневое превосходство. Нам пришлось отступать — заканчивались боеприпасы. На помощь врагу прибыли два новых российских БТР-82А. Нас обстреливали, зайдя с территории России… Уже потом мы узнали, что россияне загрузили в свои боевые машины тела своих убитых и раненых и ушли под прикрытием двух БМП. Два боевых вертолета Ми-24 ударили из крупнокалиберных пулеметов и ракетами — словно по квадратам шахмат. Но враг не продолжил наступление. По оперативной информации, мы уничтожили около 20 атакующих, еще больше было раненых. Бой продолжался около трех часов… Победа досталась нам очень дорого — четверо погибших и трое раненых из 16 бойцов…
— Вы запрашивали помощь?
— Неоднократно. Тем более что неподалеку стояли наши резервы и армейские части. Танки, бронетранспортеры, артиллерия. Просили помощи авиации. Но тщетно. К нам позже прибыли пограничники, а также один бронетранспортер. Почему больше никто не помог нам? Этот вопрос мучит меня все время… После боя мы обследовали посадку. Враг осмотрел и перевернул тело Евгения Пикуса, снял с него ботинки… Мародерство чистой воды. Во время боя был тяжело ранен старший прапорщик Дмитрий Арнаут. В июле Дима попал в плен к боевикам, три недели просидел «на подвале» Луганского СБУ. Оттуда сбежал и вернулся в строй. Уже после боя мы обнаружили истекающего кровью Диму, оказали первую помощь и отправили в больницу. Но время было упущено — Дима умер от кровопотери…
* Евгений Пикус (второй справа), по словам сестры Ольги, был сыном воина, внуком воина, братом воина и сам Воин с большой буквы
— Вам удалось узнать, кто 24−25 августа пытался прорваться через украинскую границу? Были сообщения об осетинском спецназе, который должен был захватить мост через реку Деркул… Или, может, тольяттинская бригада спецназа российского Главного разведывательного управления, двое бойцов которой (Ерофеев и Александров, их позже обменяли на Надежду Савченко) были захвачены в плен под городом Счастье Луганской области весной 2015 года?
— В посадке, где скрывались вражеские диверсанты, мы нашли патроны, гильзы, пулеметные ленты, обрывки формы разного рода, бинокли, приборы ночного видения, сухпайки российской армии и медицинскую печать. Даже инициалы врача можно было разобрать. Мы передали эти вещественные доказательства компетентным органам. Кто это был — точно не знаю… Может, те самые «гэрэушники» из Тольятти… Ведь от нас до Счастья рукой подать. Очень хочется узнать…
14 сентября 2014 года Евгению Пикусу исполнилось бы 35 лет… Мемориальная табличка в честь бойца открыта в его родной винницкой школе № 30. И неподалеку от родительского дома в Виннице проходит улица Евгения Пикуса… Правда, родные и близкие говорят: когда слышат название этой улицы, сердце содрогается…
* В последний путь Евгения Пикуса провожали боевые побратимы
Пункт пропуска «Красная Таловка», который превратился в руины в 2014 году, до сих пор закрыт. Но густо посеченные осколками и пулями деревья и кусты уже вновь выросли… Там пограничники соорудили крест в память о своих боевых товарищах. С фотографиями Евгения Пикуса, Вячеслава Фирсова, Олега Сороченко и Дмитрия Арнаута…
А в самом отделе погранслужбы «Красная Таловка» возвели мемориал с портретом четырех героев… Их нарисовала известный художник и волонтер Беата Куркуль:
— Мы с мужем очень тесно общались с ребятами из «Красной Таловки». Помогали бойцам Евгения Пикуса… После боя 25 августа звонит наш знакомый прапорщик — именно через него ребятам и шла волонтерская помощь… Никогда не забуду его слова: сначала «у нас трое погибших…», а потом — «200-х» уже четверо"… Вот так познакомилась заочно с четырьмя героями. Мы связались с родными и близкими погибших ребят — нам нужны были фотографии для портрета. Один из друзей-пограничников связался с братом Евгения Михаилом. А потом мне позвонил отец Евгения Михайловича… Очень тяжело на душе, когда слышишь в трубке сдавленный плач пожилого мужчины, офицера…
За бой на «Красной Таловке» Евгений Пикус, Вячеслав Фирсов, Дмитрий Арнаут и Олег Сороченко посмертно были награждены орденом «За мужество» третьей степени. А 1 октября 2015 года Евгений посмертно стал Народным Героем Украины. Награду вручили его отцу, который, к сожалению, тоже уже покинул нас, не перенеся тяжелую утрату…
2357Читайте нас в Facebook