ПОИСК
Происшествия

Патриарх филарет: «… Когда в 50-е годы, при жизни сталина, ко мне пришли из кгб, то я сразу же заявил, что не буду ни доносить на своих коллег, ни выдавать органам тайну исповеди, чего, собственно, от меня требовали»

0:00 25 апреля 2008
Патриарх филарет: «… Когда в 50-е годы, при жизни сталина, ко мне пришли из кгб, то я сразу же заявил, что не буду ни доносить на своих коллег, ни выдавать органам тайну исповеди, чего, собственно, от меня требовали»
Елена ШЕРЕМЕТА «ФАКТЫ»
Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата рассказал «ФАКТАМ», что в свободное время переводит на украинский язык церковные книги

«ФАКТЫ» продолжают публикацию серии бесед с главами наиболее распространенных в Украине конфессий. О своей жизни и служении Богу нашему изданию поведал 79-летний предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет, в миру — Михаил Денисенко.

«В восьмом классе меня исключили из школы — за то, что объяснял одноклассникам Библию»

 — Ваше Святейшество, мы с вами беседуем накануне одного из самых больших христианских праздников — Пасхи. Расскажите, пожалуйста, откуда пошла традиция именно так отмечать воскресение Иисуса Христа?

 — Пасха — это в первую очередь победа жизни над смертью. Без воскресения Иисуса Христа христианства как религии вообще не было бы. Поэтому апостол Павел и сказал: «Если Христос не воскрес, то напрасна ваша вера и напрасна наша проповедь». Слово «пасха» происходит от еврейского «пейсах», то есть «прошедший мимо». Первоначально этот праздник был связан с освобождением еврейского народа из египетского плена, которое и стало прообразом освобождения человечества из греховного плена и власти смерти. До Иисуса Христа еврейский народ отмечал именно освобождение от египетского плена, а уже после пришествия Христа христиане стали праздновать Пасху как освобождение от греха и смерти.

 — Расскажите, что будет у вас на праздничном столе?

РЕКЛАМА

 — Ничего особенного. Все как всегда: пасхальные яйца, творожная пасха, куличи, ну и, конечно, вино, которое всегда благословляется церковью на большие праздники.

 — В этом году на государственном уровне будет отмечаться также и 1020-летие крещения Киевской Руси. Как церковь готовится к этому празднику?

РЕКЛАМА

 — Мы в первую очередь будем отмечать 900-летие Киево-Михайловского Златоверхого мужского монастыря. И, естественно, крещение Руси, хотя это и не такой особенный юбилей. Наша церковь наравне с другими (а это будут Киевский патриархат, Московский, автокефальная церковь и греко-католическая) подключилась к этой государственной инициативе. Крещение Киевской Руси князем Владимиром имело большое значение для нашего народа: благодаря ему мы вошли в семью европейских государств, так как вся Европа в то время уже была христианской.

 — Владыка, вы решили пойти в духовную семинарию еще будучи школьником. Откуда такая тяга к религии, ведь вы из простой шахтерской семьи?

РЕКЛАМА

 — Моя мама была очень верующей. А отец погиб на фронте, когда мне было 14 лет. После его смерти я все время думал: существует отец или нет, и если нет, то кого же тогда я так сильно продолжаю любить? В школе меня учили, что не существует никакого Бога и, соответственно, никакой вечной жизни нет. Получается, что отец ушел в небытие, но моя душа с этим не соглашалась. Я никак не мог для себя решить проблему: как это так, я люблю отца, а его нет в живых, получается, я люблю… пустое место. Эти размышления привели меня к выводу, что мой отец все-таки где-то есть, следовательно, существуют потусторонняя жизнь и Бог. Так я обрел веру.

Но параллельно встал и другой вопрос: кому я должен служить — советской власти, утверждающей, что Бога нет, или самому Господу Богу? Поэтому я раз и навсегда решил служить Богу и церкви. Мама с радостью восприняла мой выбор. А что касается моих одноклассников, то никаких насмешек с их стороны не было. Наоборот, я их учил библейским знаниям. За это, кстати, меня в восьмом классе исключили из школы. Потом, правда, восстановили.

 — Читала, что вас даже заставили выкупать какие-то облигации, чтобы не пустить в семинарию…

 — Действительно, было такое. Мне не хотели выдавать паспорт, а без него невозможно было поступить в Одесскую духовную семинарию, куда я собирался. С меня требовали заплатить 500 рублей за облигации (а это были для меня в то время огромные деньги), тогда бы выдали паспорт. Мне церковь помогла с деньгами, чтобы я фактически выкупил свой паспорт. В семинарию я все-таки поступил, но этот случай был далеко не единственной преградой на моем пути к Богу.

«Если бы в моей жизни не было чудес, я не имел бы такой твердой веры»

 — Виктор Ющенко, встречаясь с главами украинских конфессий, неоднократно говорил о необходимости создания единой поместной церкви. Когда, по-вашему, это может произойти?

 — Думаю, что совместное празднование 1020-летия крещения Киевской Руси должно поспособствовать объединению всего православия в одну поместную православную церковь. Раз мы вышли, образно говоря, из одного крещения, то и должны состоять в одной церкви, даже невзирая на попытки помешать этому. Соответственно, в случае объединения церквей будет и один глава церкви, несмотря на то, что у нас, как говорится, где два украинца, там три гетмана. (Смеется. )

 — Но ведь Вселенский патриарх Варфоломей до сих пор не признал Украинскую православную церковь Киевского патриархата…

 — Вселенский патриарх прекрасно понимает, что Украина — это независимое государство. А в соответствии с церковными канонами в таком государстве должна быть независимая церковь! И если бы этому не противились наши северные соседи, то Вселенский патриарх уже давно признал бы украинскую церковь как автокефальную. Вот вы спрашивали об объединении в одну поместную церковь. Если бы это произошло, то вопрос о признании украинской церкви решился бы автоматически.

 — Знаю, что еще в 1997 году архиерейский собор Русской православной церкви предал вас анафеме. Скажите, это каким-то образом ограничивает вашу деятельность как главы церкви?

 — Никаких ограничений для меня это за собой не повлекло, тем более что ни я, ни наша церковь эту анафему не признаем вообще, она незаконна. Дело в том, что эта анафема наложена из политических соображений. А вот церковной анафеме предают только за отступничество от православной веры, но никак не за отход от русской церкви.

 — Владыка, случались ли в вашей жизни какие-либо чудеса, которые бы подтверждали существование Бога?

 — Случались, но рассказывать о них я не хочу. Если бы таких чудес в моей жизни не было, возможно, я и не имел бы такой твердой веры.

 — Вы много лет по церковной линии провели за рубежом. Что вас больше всего поразило в первой поездке за границу?

 — Первый раз я поехал за границу в 1955 году в составе делегации. Это была поездка в Англию. Конечно, первое, что бросилось в глаза, что там совершенно другая жизнь. Ведь нас учили, что капитализм загнивает, а на деле это оказалось совсем не так. Конечно, я делился впечатлениями от поездки, в том числе и со своими прихожанами. Честно рассказывал, что видел в Англии, правда, не сравнивал советскую жизнь с заграничной. Потом уже мне довелось много общаться и с министрами, и с президентами разных стран — как высокоразвитых европейских, так и бедных африканских. Это были встречи на государственном уровне по вопросам мира и безопасности, потому что в то время очень остро стояла угроза ядерной войны. Приходилось мне общаться и с президентом США Джимми Картером. И с Биллом Клинтоном, правда, когда он приезжал в Киев.

 — Говорят, что у вас в свое время сложились очень теплые отношения с Валентиной Семеновной Шевченко…

 — Ну, таких уж сильно дружеских отношений у нас не было. Мне приходилось с ней общаться, когда она как председатель Президиума Верховного Совета УССР принимала всех глав делегаций во время празднования 1000-летия крещения Киевской Руси. Потом нам с Валентиной Шевченко довелось еще несколько раз встречаться, как говорится, по работе.

 — А сегодня к вам за советом обращаются политики?

 — Действительно, политики часто ко мне обращаются, но я не являюсь для них советником по политическим вопросам, только по духовным. Некоторые наши политики, и даже президенты, иногда приходят на исповедь. С вашего разрешения я не буду называть их фамилии, тем более что существует тайна исповеди. И ничего удивительного нет в том, что сильные мира сего приходят в церковь. Ведь если человек вдруг заболевает и его болезнь, например, неизлечима, то он будет обращаться не к врачу, а именно к Богу. У Бога просят помощи и защиты, а ко мне как к патриарху приходят за благословением, например, на сложную операцию.

 — Вы знаете такие случаи, когда неизлечимо больной человек, обращаясь к Богу, вдруг чудесным образом выздоровел?

 — Знаю. И такие случаи далеко не единичны. Когда человек искренне обращается к Богу, то все возможно… Причем часто приходят простые люди, а не только политики. В этом и есть миссия священника — помочь, благословить. А благословение отца церкви воспринимается как Божье.

 — Приходилось читать, что у вас были почти дружеские отношения с Владимиром Щербицким. Это правда?

 — Нет. Со Щербицким я встречался один или два раза за всю жизнь, причем это были исключительно официальные встречи. Вообще, в те времена невозможно было встречаться с руководителями советской республики неофициально, потому что это было бы «пятно» на их карьере, и они это прекрасно понимали. Партийным деятелям даже запрещалось встречаться в те годы с церковниками. Помню, несколько раз были случаи, когда я встречался с некоторыми нашими партийными руководителями в вагоне поезда во время поездок в Москву. Это были встречи в моем купе, они заходили ко мне поговорить о Библии, я им рассказывал о толковании тех или иных мест в Святом Писании. Например, один раз мы беседовали в купе поезда на библейские темы с Георгием Крючковым, тогдашним завотделом ЦК КПУ.

Что же касается Владимира Щербицкого, то меня как экзарха Украины даже не пустили в свое время на официальное празднование 1500-летия Киева! А вы говорите, дружеские отношения со Щербицким… Более того, Щербицкий был тем единственным членом Политбюро, который до последнего момента не соглашался на передачу Киево-Печерской лавры церкви. А ведь все остальные члены украинского Политбюро одобрили это решение. Дело оставалось только за Щербицким, а он долго тянул с окончательным решением, аж до заседания церковного собора в Москве.

«В советские времена на назначение епископов необходимо было… разрешение КГБ»

 — Вы были первым высоким церковным иерархом, который публично признался, что церкви в советские годы приходилось сотрудничать с КГБ. А когда к вам в первый раз пришли «ходоки» из Комитета госбезопасности?

 — В советские годы под колпаком КГБ были все: не только церковь, но и ученые, писатели, артисты, журналисты, врачи и так далее. Такая тогда была система, не нужно об этом забывать. Но церковь все-таки контролировалась больше всех, поскольку это была идеология, которую вообще не воспринимала советская власть. Отказаться от сотрудничества с КГБ было просто невозможно, поскольку, например, на назначение епископов нужно было разрешение «кагэбистов». То есть без одобрения КГБ вообще невозможно было служить в церкви. Но ведь и служить можно по-разному: одни священники стали осведомителями, а другие лишь делали вид, что сотрудничают. Мы всех доносчиков в церкви знали и соответственно к ним относились. Что касается меня лично, то я против совести никогда не шел!

… Когда еще в 50-е годы, при жизни Сталина, ко мне в первый раз пришли из КГБ, то я сразу же заявил, что не буду ни доносить на своих коллег, ни выдавать органам тайну исповеди, чего, собственно, от меня требовали. Тогда передо мной на стол «кагэбисты» положили пистолет и стали угрожать, что сейчас они меня убьют, если я не соглашусь сотрудничать. Я ответил: «Убивайте, я не боюсь смерти, потому что верую в жизнь вечную. Поэтому мне все равно — молодым или старым я в нее попаду». Вот так они и ушли ни с чем. И больше никогда ко мне с такими вопросами из КГБ не обращались.

 — Извините, но не могу не спросить, поскольку очень многие помнят публикации в прессе, когда вас обвиняли, что, мол, у вас есть гражданская жена — ныне покойная Евгения Петровна Родионова, с которой у вас трое детей. Вы тогда рассказывали, что эта женщина ваша названная сестра, в семью которой вы вошли, заменив ее родителям погибшего сына. Чем сейчас занимаются ваши племянники?

 — Честно говоря, двоих из них я очень давно не видел. Племянник Андрей, если не ошибаюсь, живет где-то в Сибири, но он не выбрал по жизни духовную стезю. А еще одна племянница живет в Киеве и уже нянчит своего внука.

 — Митрополит Владимир, как известно, в свободное время пишет стихи. А какое хобби у вас?

 — Стихи я не пишу. Никаких хобби у меня нет. Да и в молодости, честно говоря, не было: в футбол не играл, в клуб на танцы не ходил. А в свободное время я занимаюсь переводами на украинский язык церковных книг. Вот сейчас перевел «Жития святых» и буду приступать к «Деяниям святых».

 — В завершение дайте, пожалуйста, совет: как быть счастливым и при этом не сбиться с праведного пути?

 — Без соблазнов человек прожить не может, потому что есть три источника соблазнов: Дьявол (который существует реально, это не метафорический образ), плоть человеческая и мир. Вот с этими тремя соблазнами и следует бороться всю жизнь, чтобы не стать рабом греха. В этом и заключается суть духовной жизни. Что же касается «рецепта» счастливой жизни, то нужно терпеть скорби, потому что ни одна из них не бывает без воли Божьей. Делать добро и не делать зла. При этом говорить правду, но не говорить неправды. Также необходимо людей не судить, а себя, наоборот, судить. Человеческих грехов не видеть, а свои — видеть. Вот только так и надо жить.

 — У вас так получается?

 — Во всяком случае, я пытаюсь…

2220

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров