ПОИСК
Политика

Арсений яценюк: «при такой конституции я точно уйду в оппозицию… »

0:00 13 мая 2008
Арсений яценюк: «при такой конституции я точно уйду в оппозицию… »
Сегодня парламент соберется на пленарные заседания. Председатель Верховной Рады в интервью «ФАКТАМ» заявил, что, скорее всего, в ближайшие дни некоторые политические силы предпримут попытку кардинально изменить государственный строй Украины

Сразу же после избрания в декабре 2007 года Председателем Верховной Рады Украины Арсений Яценюк попал, что называется, под танки. Начало его деятельности на посту спикера парламента ознаменовалось жестким противостоянием между оппозицией и большинством, которое вылилось в постоянный прессинг на главу высшего законодательного органа. Многочисленное блокирование трибуны и президиума Верховной Рады, постоянная игра на нервах у спикера могли бы вывести из себя и более опытного и искушенного в парламентских интригах политика. Но Арсений Яценюк тогда отказался от игры в поддавки. Начинающийся этап парламентских будней тоже будет нелегким. Очередное противостояние в украинском политикуме наверняка обострится из-за различного видения политическими элитами того, какие изменения необходимо вносить в Конституцию Украины. Но, даже несмотря на такую далеко не радужную перспективу, Арсений Яценюк не склонен драматизировать ситуацию. Поскольку уверен, что через пять лет в Украине произойдет кардинальная смена элит и сегодняшние ключевые игроки на политической арене уступят место новому поколению политиков. К которым, кстати, Арсений Яценюк относит и себя.

«В проекте Конституции, который проталкивают отдельные парламентские силы, оппозиции предлагается пост спикера»

 — Арсений Петрович, перед пасхальными каникулами вы упрекали народных депутатов, мол, «вы так хотите работать, как я второй раз жениться». С тех пор прошло две недели, вот-вот начнутся пленарные заседания. Как полагаете, у ваших коллег желания не изменились?

 — Ну, поскольку второй раз я не женился, то и желание депутатов работать не претерпело изменений. А если серьезно, то предстоящая парламентская неделя будет очень интенсивной.

 — Кабмин завалил парламент законопроектами?

РЕКЛАМА

 — Нет. Произошли иные события, от которых я предостерегал, когда начинался конституционный процесс. А именно: вместо державотворчого процесс перешел в классическую политическую плоскость. Поэтому думаю, что в ближайшие дни будут предприняты однозначные попытки кардинально изменить государственное устройство Украины… Изменения назовут переходом к парламентской республике или к президентской — не важно. Важно то, что у отдельных политических сил есть настойчивое желание коренным образом изменить систему государственного управления, причем изменить под себя.

В этом сценарии недостает только одного… Если судить по тому, какими темпами продвигают конституционную реформу, какой проект Основного Закона подготовлен, то правильно было бы сразу записать фамилии тех, кто станет президентом, премьером, спикером.

РЕКЛАМА

 — Вы говорите о сценарии государственного переворота?

 — Если будет принята предложенная редакция Конституции, о которой я упомянул, то считай, что это и есть скрытый переворот. Да, он будет приукрашен определенными демократическими регалиями. В частности, такой переворот будет произведен в красивой обстановке украинского парламента — за проект Конституции проголосуют 300 депутатов и так далее. Но суть предлагаемых изменений очень далека от истинных ценностей, которые должны создавать любые политические силы в части формирования устоев государства.

РЕКЛАМА

 — Вы можете привести пример?

 — Не хотел бы. Но в качестве иллюстрации скажу лишь о том, что в проекте Конституции, который проталкивают отдельные парламентские силы, оппозиции предлагается пост спикера. То есть, наверное, Председатель Верховной Рады не поменяется, потому что я точно уйду в оппозицию при таком варианте Конституции. При этом 46-миллионному населению будет продемонстрирован документ, дескать, одобренный парламентом, где была создана комиссия, которая со всеми посоветовалась. В общем, все красиво. Но на самом деле это документ двух-трех личностей. Даже не их политических сил, которые под прикрытием демократических процессов в Верховной Раде просто будут протаскивать изменения в Основной Закон и передавать их в Конституционный суд.

 — Силы и фамилии личностей вы, очевидно, называть не намерены. Но речь, наверное, идет о БЮТ и Партии регионов? У них ведь есть 300 народных депутатов для внесения изменений в Конституцию…

 — Даже председатель парламента, какой бы он ни был, не в состоянии изменить ход истории. Но история потом в состоянии изменить очень много! Думаю, многим моим коллегам надо все же иногда почитывать исторические книжки. Например, о том, как Юлий Цезарь создавал триумвират. (В 60 году до нашей эры в Древнем Риме с целью захвата власти был создан триумвират в лице Юлия Цезаря, Гнея Помпея и Марка Красса. Результатом деятельности этого триумвирата стала… гражданская война в Древнем Риме, развязанная Цезарем и Помпеем. В ходе противостояния погибли и Красс, и Помпей. А победа Цезаря фактически положила конец республиканскому правлению в Древнем Риме.  — Авт. )

 — Вы знаете, кто в нашей истории будет Цезарем?

 — Я знаю, что будет с теми двумя, кто был вначале с Цезарем.

 — Как вы строги к отечественной элите…

 — Политической элите, которая сегодня у власти, на мой взгляд, надо понять, что она в большинстве своем отойдет. Пока она с этим не может смириться! Но ведь очень важно осознание именно того, что есть время разбрасывать камни, а есть время камни собирать. И для большинства пришло время собирать камни. Причем собирать для других.

 — Тем не менее, судя по последним событиям, сейчас камни собирают только для того, чтобы с их помощью закрепить себя во власти.

 — Да, именно так и происходит. Но я скажу такую вещь. Даже если задуманные конституционные изменения осуществятся и государственный строй Украины поменяется, даже если так случится, история и это перемелет. Но через пять лет мы не увидим никого из тех, кто сегодня присутствует при этой чудесной затее. Да, пять лет будет тяжело, пять лет будет сложно…

 — Скорее, лет десять…

 — Думаете, десять? Нет, пять. Мы им хребет поперекусываем. Пять!

Сегодня абсолютно четко понятно, что политический процесс обострился еще и в силу того, что оппозиция не хочет ждать, она хочет быть постоянно во власти. А власть хочет закрепиться там на очень длительный период времени.

Но, опять же, можно вспомнить историю. На этот раз не Древнего Рима, а современной Украины. В частности, 2006 год, попытку совместного голосования провластных и оппозиционных фракций по преодолению президентского вето на закон о Кабмине (тогда проправительственной фракции Партии регионов принять закон о Кабмине помог своими голосами оппозиционный БЮТ.  — Авт. ). Все это уже было. И те, кто пошел на этот шаг, были во власти. А потом оказались в оппозиции, потому что их действия спровоцировали парламентские досрочные выборы. Ничего никогда не проходит бесследно!

«Надо научиться делиться властью. У нас пока не получается. Хочу быть царем и все!»

 — Можно вспомнить и 2005 год. Он что, прошел бесследно? Ведь многое из того противостояния между Банковой и Грушевского повторяется сейчас, в 2008-м. Почему?

 — Этот вопрос мне задают многие журналисты. Ответ, на первый взгляд, прост: потому что не умеют договариваться, не слышат друг друга. И даже не стараются это делать. Зато выдвигают слишком высокие запросы: или все — или ничего! А надо научиться делиться властью. У нас пока не получается. Хочу быть царем и все! Способ достижения этого никого не интересует.

 — Арсений Петрович, вас не пугают участившиеся разговоры на экспертном уровне о возможной потере Украиной независимости из-за перманентных политических кризисов?

 — Чем слабее страна внутри, тем она уязвимее извне. А то, что Украина является заметным участником геополитической игры, думаю, объяснять не надо. Но, несмотря на сложность ситуации, уверен, что и с этим мы справимся.

 — А коалицию от распада удержите?

 — Я делаю все для того, чтобы коалиция сохранилась и работала. Более того, чтобы работала Верховная Рада. Вспомните, минувшей осенью мало кто верил в то, что она вообще начнет работать. Как ведь думали? В лучшем случае изберут спикера, потом провалят кандидатуру премьера, и — новые выборы, новая коалиция… Или премьера изберут, потом отправят в отставку, и парламентский кризис будет обеспечен. Но Верховная Рада избрала спикера, премьера, с боем-лаем утвердила бюджет. Представьте, его пришлось править по стенограмме, потому что каждый депутат настаивал на своем — то статью ему включи, то льготы верни. Это же был кошмар!

Но и это преодолели. Затем утвердили все законопроекты для вступления в ВТО, что было критично важно. И с госзакупками разобрались, хотя в предыдущем более спокойном парламенте с этой проблемой даже с места не сдвинулись. Опять же, законопроект о снятии депутатского иммунитета утвердили и отправили в Конституционный суд.

Что не приняли? Не приняли ни одного реформаторского закона. А знаете почему? Потому что их физически нет в парламенте. Я проанализировал 79 законопроектов, внесенных правительством. Из них только шесть имеют хоть какую-то целостность, хоть как-то влияют на общественно-экономические процессы. Все остальное — это внесение изменений в закон о внесении изменений в закон… И так далее. То есть Кабмин пока не предложил ни одной реформы! Ни одной! А ведь депутаты не могут писать реформаторские законы для правительства. Поскольку коалиция — это механизм обеспечения выполнения решений правительства, а не механизм генерации идей. Коалиция может что-то предложить, может что-то поддержать, может что-то отклонить. Она может быть фильтром, но она не может быть генератором. Не ее это функция!

«Кабмин будет бороться за ФГИ, потому что ему нужны деньги! И для того, чтобы их получить, правительство пойдет на все!»

 — Наверное, Кабмин очень скрупулезно разрабатывает изменения в госбюджет, которые должны были быть внесены до 1 марта…

 — Изменений пока нет. На днях я встречался с министром финансов по этому вопросу. Напомнил о четкой законодательной норме: надо вносить изменения в бюджет.

 — Правительство не знает, что нужно изменять?

 — Я думаю, что правительство знает, но остерегается процесса принятия бюджета в парламенте. В том числе и того, что необходимые изменения пошатнут его рейтинг. Естественно, непопулярные решения Кабмина его оппоненты используют в политических целях. Но надо же бороться! Если ничего не делать, так и результата никакого не будет.

 — Кабмин борется — за приватизацию всего, что еще не приватизировано…

 — В этом вопросе что для меня очень важно? В связи с темой приватизации поднялся вопрос по главе Фонда госимущества Семенюк. Во-первых, государственный институт, которым является ФГИ, никогда не может зависеть от личности. Опять мы возвращаемся к основам государственного управления. Во-вторых, я ярый сторонник приватизации! Но — системной.

Если мы приватизируем все, что у нас еще осталось, то с какой целью? Продать, чтобы все проесть, как мы это уже сделали с «Криворожсталью»? Я могу всем напомнить, что тогда был министром экономики и не своим голосом кричал: «Товарищи, что мы делаем? Закрываем дырку в государственном бюджете, дефицит бюджета за счет поступлений от продажи «Криворожстали»? »

Пенсии и зарплаты должны расти не за счет приватизации (потому что рано или поздно это заканчивается), а исключительно за счет роста ВВП, роста занятости населения… Ведь об этих вещах говорят на первом курсе экономического факультета!

Второе. Продадим все, потом что делать будем? В таком случае в чем заключается функция государства? Если оно не владеет собственностью, то должно влиять на собственников. Каким образом? Через регуляторы. У вас созданы регуляторы? Только на бумаге. У Кабмина их физически нет.

К чему я веду? Во всем должна быть системность, а не хаос. Надо заканчивать с тушением пожаров на флангах. Конечно, я понимаю, что, с одной стороны, правительству тяжело — новое, работает в таких сложных коалиционных условиях. Но с другой… Та оппозиция, которая сегодня есть, это просто подарок для правительства. При всем моем уважении к Виктору Федоровичу, Партии регионов, но они или возьмутся за ум и станут настоящей оппозицией, или будут и дальше заигрывать, чтобы побыстрее избавиться от тяжелой ноши оппозиционеров. Это было показательно на Дне правительства в Верховной Раде.

 — Может, «регионалы» еще и Валентину Семенюк помогут коалиции снять?

 — Возможно. Ведь у Кабмина нет другого выхода, он будет бороться за ФГИ, потому что правительству нужны деньги! И для того, чтобы их получить, правительство пойдет на все! В части приватизации. Кабмин будет идти до последнего, чтобы поставить своего человека в ФГИ. Но! Я первый буду голосовать за снятие Семенюк, если правительство покажет, куда оно направит деньги от приватизации. Если оно скажет, что «мы финансируем жилье, дороги, мосты, «железку»… », то я «за».

А если речь идет о том, что «мы финансируем предвыборную кампанию за счет приватизационных поступлений». Увольте. Эффективно, конечно, для политической силы, дешево, отличненько, но не по-людски!

 — Сейчас все гадают, когда правительство уйдет в отставку…

 — Желательно, чтобы правительство проработало назначенный ему срок. Уход Кабмина в отставку может быть при варианте внесения изменений в Конституцию и решения вопроса о досрочных выборах. Чем сейчас и занимается. Второй вариант — собрать 226 голосов депутатов под отставку правительства можно. Но, чтобы назначить новое, нужна новая коалиция, а до формирования нового большинства обязанности выполняет старий уряд.

Таким образом, для старого уряду это еще лучше: он вообще не несет никакой ответственности перед парламентом, чувствует себя отлично — и работает до следующих досрочных выборов. Ведь новой коалиции нет, а если ее нет на протяжении 30 дней, то это роспуск парламента.

 — Арсений Петрович, вы верите в то, что к лету рост цен в Украине будет остановлен?

 — Если быть точным, то правительство заявило, что остановит инфляцию в июле. Знаете, почему такие точные сроки? Берем Сборник Госкомстатистики. И смотрим на июльские показатели последнего десятилетия. Обнаруживаем следующую тенденцию — все летние месяцы рост инфляции останавливается.

 — Но ведь осенью наверняка цены полетят вверх. Что тогда?

 — Увы, полетят. Но до осени, если будет реализована модель конституционных преобразований, о которой мы говорили, уже и спрашивать не с кого будет…

P. S. Интервью Арсения Яценюка, в котором он рассказал о знакомстве со своей женой, о воспитании дочерей, о том, кого считает своим «крестным отцом» в политике, читайте в 9-м номере еженедельника «События и люди», который поступил в продажу вчера.

184

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров