Ровно 80 лет назад летчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова установили рекорд дальности полета
20 сентября 1378 г. Одновременно были избраны два Папы — Урбан VI и Клемент VII, что привело в католической церкви к Великой Смуте, продолжавшейся 40 лет.
21 сентября 1920 г. В Украине вышло постановление об обязательном изучении в школах украинского языка.
22 сентября 1862 г. Президент США Авраам Линкольн объявил об освобождении негров-рабов.
23 сентября 1999 г. В Китае был обнаружен самый древний на сегодняшний день музыкальный инструмент — флейта, которой уже 9 тысяч лет.
25 сентября 1818 г. Английский врач Джеймс Бландел впервые в мире провел переливание крови от человека к человеку.
26 сентября 1815 г. Пруссия, Австрия и Россия заключили Священный союз, целью которого было подавление революционного и национально-освободительного движения в Европе.
До осени 1938 года рекорд дальности полета на тяжелом самолете для женского экипажа принадлежал французской летчице Андре Дюпейрон — 4360 километров 400 метров. Желание превзойти достижение Андре и «прописать» мировой рекорд в СССР первой высказала Валентина Гризодубова, которая за один лишь 1937 год установила пять мировых рекордов высоты, скорости и дальности полета. Тот период ознаменовался в советской авиации значительными достижениями. «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех», — издала призыв партия. В предвоенные годы конструкторская бригада Павла Сухого создала самолет АНТ-37 с двумя двигателями по 950 лошадиных сил, получивший название «Родина». Для начала построили четыре такие машины, и на второй стал тренироваться экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой. Самолет был сделан по последнему слову техники того периода — чтобы убрать шасси, не нужно было делать вручную около 40 тяжелейших оборотов лебедки, достаточно нажать кнопку электропривода. За легкость управления машину назвали дамской.
«Летчицу Полину Осипенко я знала, — рассказывала Валентина Гризодубова. — Но она в то время была в Архангельске. Послала ей телеграмму с предложением лететь вторым пилотом. Незамедлительно получила ответ: «Согласна хоть третьим». А Марину Раскову, скорее всего, Гризодубовой навязал НКВД, ведь летчица была штатным сотрудником этой организации. Гризодубова, очевидно, догадывалась об этом, поэтому не заостряла внимание на просчетах Марины во время рекордного перелета.
Стартовала «Родина» 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут с подмосковного аэродрома. Из-за бокового ветра перегруженная баками с горючим машина весом более 12 тонн взлететь «по ниточке» с бетонки не могла. Взлетели с грунта. Гризодубова легко подняла самолет в воздух и, сделав прощальный круг, легла на курс. «Пилотировали „Родину“ то я, то Полина, — вспоминала Валентина Гризодубова. — 26 часов в воздухе практически без сна. Какой сон в кабине бомбардировщика, где все пространство занимают дополнительные баки и снаряжение, изматывает вибрация. Весь полет проходил за пологом туч. Случалось, что крылья самолета покрывались льдом. Тогда меняли эшелон. Над Уралом отказала радиосвязь. Вдобавок у Марины в астролюк вытянуло полетные карты и при отсутствии связи сориентироваться в пространстве было невозможно». В итоге самолет вышел не на Хабаровск, как предполагалось при проработке маршрута, а в район Шантарских островов.
Только над океаном экипажу удалось сориентироваться. Последовал разворот почти на 180 градусов и, выслушав доклад штурмана о том, что запаса горючего хватит на три с половиной часа полета, командир приняла решение идти на Комсомольск. И вдруг зажигается лампочка на расходном баке. Это означало, что бензина осталось на тридцать минут. Надо садиться, а под крылом — тайга, болота, сопки. Увидев относительно ровную площадку, Гризодубова решила приземляться, не выпуская шасси, на фюзеляж. Это значит, что кабина штурмана может пострадать, а в ней — Марина Раскова. Командир приказала Расковой прыгать с парашютом. Приземлилась летчица в густом лесу. Купол парашюта зацепился за ветви дерева, и Раскова повисла над землей. Спустившись по стволу дерева, услышала пистолетные выстрелы. Но звуки отразились от сопок, и Раскова пошла в другую сторону. Десять суток блуждала по тайге. Однажды провалилась почти по горло в болото. Несколько раз встречалась с медведями, отгоняла их выстрелами из пистолета. Ела шоколад по дольке в день, восполняя недостаток еды клюквой и грибами, жевала березовые листья. На десятый день встретила людей, которые искали в безбрежной тайге именно ее.
Из-за отсутствия связи «Родину» искали на территории площадью более полутора миллионов квадратных километров! На поиски мобилизовали больше пятидесяти самолетов, сотни пеших отрядов, следопытов, рыбаков. Наконец, 3 октября летчик Михаил Сахаров, вылетевший из Комсомольска на гидросамолете, нашел пропавший самолет. Его распластанные по земле крылья на болотистой местности было очень трудно заметить, с высоты они поблескивали, как многочисленные водоемы. На следующий день туда отправилась уже группа самолетов для выброски парашютного десанта — врачей, радистов, техников, корреспондентов. И тогда произошла нелепая гибель двух самолетов, которые столкнулись в воздухе прямо на глазах у летчиц «Родины». Когда в 1988 году открыли доступ к секретным архивам, стали известны показания Гризодубовой: «На развороте „Дуглас“ ударил бомбардировщик по хвостовому оперению, задел крыло. Оба самолета, перейдя в штопор, скрылись за сопками, откуда вскоре показался дым…»
Никаких сообщений о случившемся ни в газетах, ни по радио, естественно, не последовало. Подробности трагедии в дальневосточной тайге были строжайше засекречены. За разглашение тайны поисков «Родины» можно было запросто угодить в ГУЛАГ. Что и произошло в 1939 году с одним из местных охотников, который случайно набрел на место катастрофы самолетов. Собрав останки погибших и схоронив их под лиственницей, охотник отправился в поселок Дуки с просьбой к тамошнему начальству выделить людей и организовать перезахоронение. Охотника внимательно выслушали и… арестовали. Судили его как японского шпиона. Он получил пятнадцать лет лагерей.
Важно было то, что мировой рекорд дальности беспосадочного перелета был побит. Экипаж Гризодубовой преодолел 5908 километров. Признание заслуг советских летчиц выразилось в званиях Героев Советского Союза. Они были первыми женщинами, удостоенными этого звания.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»
Читайте нас в Facebook