ПОИСК

«роды у меня начались на четыре месяца раньше срока. Даже врачи удивились, что малышка сразу закричала, ведь весила она всего 460 граммов, а рост ее был 23 сантиметра! »

0:00 22 мая 2008
«роды у меня начались на четыре месяца раньше срока. Даже врачи удивились, что малышка сразу закричала, ведь весила она всего 460 граммов, а рост ее был 23 сантиметра! »
Виолетта КИРТОКА «ФАКТЫ»
Скоро Катюше исполнится три месяца. И она уже весит два килограмма. Эта девочка стала вторым ребенком в Украине, которого удалось выходить, несмотря на столь маленький вес при рождении

Год назад житомирские врачи сообщили о том, что им удалось спасти малыша, который при появлении на свет весил 490 граммов. До этого такие дети, родившиеся глубоко недоношенными, не выживали, несмотря на все усилия специалистов. Но благодаря усовершенствованной аппаратуре, поддерживающей дыхание, сохраняющей тепло, это стало возможно. С 1 января этого года Минздрав Украины принял решение считать новорожденных с весом 500 граммов жизнеспособными. До этого их называли страшным словосочетанием «абортный плод».

Катюша, которую выходили киевские врачи, на сегодня — самый крошечный ребенок страны. Правда, за два месяца малышка подросла и набрала вес настолько, что вовсе не отличается от других новорожденных. У нее даже есть щеки! А ведь при рождении она целиком помещалась на ладони врача и весила, как две пачки масла!

 

«В 2000 году у меня тоже раньше времени родилась девочка. Она погибла»

- Знакомьтесь, это наша Катерина, — берет на руки свою пациентку заведующая I отделением выхаживания недоношенных детей Украинской детской специализированной больницы «Охматдет» Татьяна Орлова.  — Два месяца назад, когда она поступила к нам, весила в четыре раза меньше, чем сейчас!

РЕКЛАМА

Ни врачи, ни родители не делали снимков малышки в первые дни ее жизни. Не до того было. Поэтому представить, какой маленькой была девочка, можно, взяв в руки линейку.

 — Родители не фотографировали дочку, и мы не настаивали на этом даже ради собственного архива, — говорит Татьяна Орлова.  — Я хорошо запомнила снимок житомирского малыша с обручальным кольцом врача на предплечье. Так становилось понятно: ребенок крошечных размеров.

РЕКЛАМА

Пока на девочку надевают ползуны, я успеваю рассмотреть умилительные пяточки.

 — Когда ее привезли из роддома, вся кожа была синюшной, — продолжает Татьяна Александровна.  — Теперь видите, какая красавица. Розовая, нежная. Обычный ребенок.

РЕКЛАМА

Сразу даже и не скажешь, что жизни девочки что-то угрожало. Она водит глазками, сладко причмокивает, вытягивает губки трубочкой, когда слышит свое имя.

 — Это хороший знак — она реагирует на слова, общается с нами таким образом, — объясняет врач.  — Катерина ведет себя так же, как и другие двухмесячные детки. Правда, сейчас она должна была бы находиться в животе у мамы и пробыть там еще… два месяца. Малышка поторопилась появиться на свет аж на четыре месяца раньше положенного срока! Признаюсь, мы и сами сомневались, что она выживет. Критических моментов было слишком много, да и вес, с которым девочка родилась, называют экстремально низким.

Мама Кати спасение своего ребенка считает исключительно чудом.

 — Я все время думала только об одном: «Выживет моя доченька или нет?» — говорит 30-летняя киевлянка Наталья Сергеевна.  — Татьяна Александровна при каждой встрече говорила: «Все будет нормально». И это придавало мне уверенности.

 — Катя у вас первый ребенок?

 — Нет. В 2000 году (тоже раньше времени) у меня родилась девочка. Она весила 800 граммов. И не выжила… А эту беременность я переносила хорошо. Меня ничего не тревожило. Ребенок должен был появиться на свет в июле! И вдруг 8 марта начал болеть живот. Я вызвала «скорую». Ночью в киевском роддоме Ь 6 родилась девочка. Все случившееся врачи назвали выкидышем. Но сразу после появления на свет раздался крик. Девочка плакала! Я тут же начала молить врачей: «Спасите моего ребенка!» Специалисты делали все, что нужно, однако меня сразу аккуратно предупредили: «Если семь суток проживет, тогда можно будет говорить, что все обойдется. Скорее всего, малышка не выживет». Ведь при рождении Катерина весила всего 460 граммов. Ее рост был 23 сантиметра.

 — Вы сразу определились с именем для дочери?

 — Еще во время беременности мы с Сережей решили: если у нас будет девочка, назовем ее Екатериной. В честь бабушки по линии мужа. Так что с первого дня у нашей малышки было имя.

 — На кого она похожа?

 — На меня! — радостно восклицает Наталья Сергеевна.  — Моя доця.

«Относились к пациентке, как к дорогой и очень хрупкой хрустальной вазе»

У таких недоношенных детей, как правило, настолько незрелые легкие, что они не могут самостоятельно дышать. Чтобы спасти малыша, врачи должны сразу после рождения ввести ему дорогостоящий препарат, который раскрывает легкие. Затем ребенка подключают к аппарату искусственной вентиляции. Как это ни удивительно, Катюша дышала самостоятельно с первой минуты жизни. Ее легкие за двадцать недель беременности успели вызреть!

 — К нам девочку перевезли через три дня после ее появления на свет, — продолжает Татьяна Орлова.  — Врачи из роддома Ь 6 сработали очень грамотно, профессионально и оперативно. Малышка находилась в кувезе, ей дополнительно подавали кислород через трубочки в носу (назальные канюли). Кормили Катю с помощью зонда. Через три недели у нее развилась анемия недоношенных детей. Так как переливание крови становится стрессом для такого крошечного ребенка, мы его не проводим. А с помощью лекарственных препаратов стимулируем костный мозг, чтобы он активнее вырабатывал красные кровяные тельца.

 — Недоношенные детки плохо держат температуру тела, — добавляет сотрудница отделения.  — А одежду для такой крохи подобрать очень сложно: шапочек и носочков таких размеров просто не существует. Поэтому новорожденную мы прикрывали пеленочкой. В кувезе ее даже не было видно!

 — У всех недоношенных детей проблемы одинаковые, — говорит Татьяна Орлова.  — Мы все время контролировали данные организма: и насыщение крови кислородом, и частоту сокращений сердца, и вес. В общем, относились к пациентке, как к драгоценной и необычайно хрупкой хрустальной вазе.

 — Сколько молока вы давали девочке в первые дни?

 — Начинала она с дозы в полмиллилитра. Это около 30 капель. Но с каждым днем мы увеличивали количество молока. Сейчас Катя весит два килограмма. И за раз съедает

50 граммов.

Кате уже сделали операцию на глазах. Практически у всех недоношенных детей незрелое глазное дно, из-за чего могут развиться проблемы со зрением и даже слепота.

 — Это заболевание называется ретинопатия недоношенных, — говорит Татьяна Орлова.  — Чаще всего ею страдают дети, которые при рождении весили менее полутора килограммов, появились на свет до 32-й недели беременности и семь и более суток находились на аппарате искусственной вентиляции легких. У каждого четвертого такого малыша появляются проблемы со зрением. У 90 процентов детишек, родившихся с весом менее 800 граммов, выявляют ретинопатию, но операция нужна каждому десятому из них. До года родителям нужно будет один раз в две недели показывать малыша офтальмологам, чтобы они осматривали глазное дно. Только при таком внимательном подходе зрение можно спасти.

«Каждому ребенку мы должны дать шанс жить»

 — У вас большой опыт в лечении недоношенных, но почему до этого не удавалось спасать малышей с весом менее 500 граммов? — спрашиваю у Татьяны Александровны.

 — Перинатальные технологии, которые позволяют выхаживать глубоко незрелых детей, постоянно развиваются. Также появляются более современные медикаменты. Персонал регулярно проходит необходимое обучение, ведь можно купить самое современное оборудование, но только грамотное его использование поможет спасать детишек. Кстати, когда стало известно, что житомирские неонатологи выходили малыша с весом менее полукилограмма, главный врач нашей больницы предложил мне съездить к ним. Я с удовольствием побывала в их клинике, где мне подробно рассказали, как действовали, выхаживая Богдана.

 — Существует мнение: глубоко недоношенные дети практически всегда становятся инвалидами. Вы и сами говорили, что многие остаются слепыми.

 — Около 80 процентов детей, родившихся с весом менее 500 граммов, погибают. А половина выживших остаются инвалидами. Но с развитием медицины эта цифра будет становиться все меньше. Я уверена в этом. И главная задача врача — дать шанс на жизнь каждому ребенку. Кроме того, родившийся ребенок — самый дорогой для своих родителей. Наташа, мама Кати, счастлива, что ее крошка жива. Ведь одну дочку она уже потеряла…

 — То, что ребенок с самого рождения принимает большое количество препаратов, может как-то отразиться на его здоровье в будущем?

 — Мы должны выхаживать малышей, применяя минимальное количество лекарств, в основном пользуясь современными технологиями. Существует такое врачебное правило: «Новорожденный ребенок — терапевтический сирота». То есть малыш может и должен обходиться без лекарственного лечения. В Канаде, например, существует перечень всего из 11 препаратов, которые можно назначать детишкам. Больше — ни в коем случае.

 — У вас были моменты отчаяния, когда выхаживали Катю?

 — Конечно, и не один раз! Но больше запомнились радостные дни: когда переложили Катю из кувеза в кроватку с подогревом, когда она начала сама сосать молоко, когда мы перестали помогать ей дышать, когда начал расти уровень гемоглобина. Каждый из этих моментов был счастьем. Я хорошо помню всех наших детишек, которым удалось помочь. А родители одного мальчика, который при рождении весил 710 граммов, вообще записали меня крестной мамой своего сына. Сейчас малышу уже пять лет.

 

1962

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров