ПОИСК
Происшествия

«самое безопасное место во время уличных гонок на автомобилях — перед стартом. Именно там мы с друзьями и стояли», — вспоминает 18-летняя девушка, чудом выжившая после того, как в толпу зрителей на большой скорости врезались «жигули»

0:00 23 мая 2008
«самое безопасное место во время уличных гонок на автомобилях — перед стартом. Именно там мы с друзьями и стояли», — вспоминает 18-летняя девушка, чудом выжившая после того, как в толпу зрителей на большой скорости врезались «жигули»
Один парень погиб и еще восемь человек попали в больницу. Таков итог нелегальных ночных автомобильных гонок под Харьковом

Время и место гонок под Харьковом в последнее время было неизменным. Каждую субботу на закрытом участке дороги Коротич-Водяное примерно в десять часов вечера собиралось более полусотни автомобилей и порядка двухсот зрителей. Если вдруг что-то менялось, организаторы гонок сообщали по телефону своим друзьям, а те — дальше. Дополнительной рекламы для этого мероприятия не требовалось.

Правила уличных гонок были позаимствованы у стритрейсеров — гонщиков, которые проводят соревнования официально. На старте два автомобиля, дистанция 402 метра. Проигравший выбывает, а победитель ждет нового соперника. В турнире может участвовать любой, кто приехал на «бетонку» (участок дороги, где проводятся соревнования) на своем автомобиле.

Гонки, которые проходили в минувшую субботу, закончились трагедией…

«На ралли тоже часто гоночный автомобиль врезается в зрителей»

 — Я старался не пропустить ни одной гонки, — рассказывает свидетель трагедии Игорь.  — Начиная с весны почти каждую субботу устраивались заезды. Сначала они проводились прямо в Харькове на проспекте Гагарина, под утро. Но люди стали жаловаться, звонить в администрацию, и гонщиков разогнали. Пришлось перебраться за город. Это интересно. Такой адреналин! Но ведь трагедий никогда не было! Сам я не гонщик. Машина у меня есть, только я предпочитаю поболеть за друзей.

РЕКЛАМА

 — Тот закрытый участок дороги, на котором обычно проходили гонки, не освещается. Разве не опасно?

 — Вдоль обочины выстраиваются машины и освещают дорогу фарами. Так что все хорошо видно. Опасно? Может быть. Но это же, типа, спорт. Посмотрите, на ралли тоже часто гоночный автомобиль врезается в зрителей. Хотя… То по телевизору. А здесь, когда прямо на твоих глазах…

РЕКЛАМА

По рассказам очевидцев, в ночь на 18 мая поглазеть на гонки собралось очень много народу. Не менее 70 автомобилей и порядка трехсот болельщиков. Приезжали все в основном из Харькова, но были и жители близлежащих сел. После очередного заезда «Жигули» «шестерка» врезалась в толпу зрителей. Это произошло настолько неожиданно, что многие из болельщиков не смогли даже вспомнить, откуда двигался тот злосчастный автомобиль.

Например, 18-летняя Валерия, чудом оставшаяся в живых после аварии (у девушки перелом основания черепа), утверждает, что автомобиль-убийца мчался по встречной полосе.

РЕКЛАМА

 — Парень проиграл гонку и ехал в сторону старта, — вспоминает девушка.  — Потом он не справился с управлением и поехал прямо на нас. И еще он ударился в стоящую на старте «копейку». Хорошо хоть в тех «Жигулях» никого не было. А ведь мы с друзьями стояли на самом безопасном месте при уличных гонках — за линией старта.

«Молодежи некуда податься, вот они и едут на «бетонку»

И все-таки большинство зрителей — из числа тех, что не разбежались после трагедии, — утверждают, что водитель, врезавшийся в толпу болельщиков, был пьян и к гонкам не имел никакого отношения.

 — Я хорошо помню, как этот парень делал разные выкрутасы перед линией старта, — вспоминает один из свидетелей Олег.  — Может быть, он готовился участвовать в заезде. Неожиданно «Жигули» набрали скорость и понеслись к старту, где уже стояла одна машина. Вот, обратите внимание, тормозной путь и сейчас хорошо виден на дороге. Здесь он свернул на людей, потом стукнулся с «копейкой».

 — Вместе со своей подружкой Женей я пришел сюда за пару минут до трагедии, — вспоминает Андрей.  — Все произошло на моих глазах. Я видел, как умер тот парень.

Именно Андрей с Женей вызвали «скорую» и до приезда медиков пытались оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

 — Какой-то парень лежал на земле и говорил, что ему очень холодно, я его укрыл своей курткой, кому-то пытался остановить кровь, — рассказывает Андрей.  — Сразу после случившегося почти все зрители разбежались. И участники гонок разъехались. Остались человек десять вместе с нами, не считая пострадавших. Те, на кого наехали, лежали, стонали…

Потом прибыла «скорая». Мы помогли погрузить ребят в машину и только после этого поехали домой. На следующий день мы почти всех навестили в больнице. Собирались прийти потом еще, но нас с Женей врачи не пустили к больным.

Одного пострадавшего уже выписали, а семеро с серьезными травмами пока еще находятся в больнице. У них переломы конечностей, сотрясение мозга, закрытые черепно-мозговые травмы. Жизнь

20-летнего парня остается в опасности. Как сообщили «ФАКТАМ» в Харьковской областной клинической больнице, где находится пострадавший, у него посттравматический шок и парень находится в коме.

 — На месте ДТП осталась машина, на которой был совершен наезд на людей, — рассказывает заместитель начальника УГАИ МВД Украины в Харьковской области Александр Азацкий.  — В машине были документы водителя. Казалось бы, найти виновника ДТП было несложно, но парень решил где-то отсидеться. Правда, уже в понедельник он сам пришел в милицию и сдался. Говорит, что наехал на людей в нетрезвом состоянии. Увидел, что натворил, испугался и убежал. В понедельник, когда он пришел с повинной в милицию, определить, был ли он пьян, оказалось уже сложно — прошло время. Вчера ему должны были предъявить обвинение.

 — Александр Николаевич, по сводкам МВД, это ЧП названо дорожно-транспортным происшествием, а пострадавшие — пешеходами. Но ведь это было не просто ДТП. Как утверждают очевидцы, на этом месте проводились ночные гонки.

 — ГАИ ничего не знало о готовящихся гонках. Были ли они на самом деле, не известно. Это установит следствие. А вообще стараемся бороться с этим явлением. Молодежи некуда податься, вот они и едут на «бетонку». Пять лет пытаемся их разогнать, да все никак не разгоним. Что можно предъявить гонщикам? Документы есть, автомобили оформлены, водители трезвые. Разве что создание аварийной ситуации, но за это предусмотрена лишь административная ответственность.

«Мой сын не курит, не пьет, не балуется наркотиками, занимается спортом. Что еще надо? Я за него спокоен»

 — Может быть, стоит проводить воспитательную работу? Ведь, насколько мне известно, все участники гонок молоды. 18-19 лет — самый распространенный возраст. Можно побеседовать с родителями.

 — Беседовали и не раз, — говорит Александр Азацкий.  — Помню, как-то выявили одного из организаторов гонок, нашли его отца, а тот в ответ: «Мой сын не курит, не пьет, не балуется наркотиками, занимается спортом. Что еще надо? Я за него спокоен». Есть у родителей деньги, чтобы купить автомобиль сыну, вот они и покупают. Машины обычно покупают недорогие. Все равно побьют.

 — К тому, что произошло, наш клуб не имеет никакого отношения, — утверждает президент «Streetracing клуба Харьков» Константин Мычак.  — Мы уже два года не проводим соревнований в Харькове. Нам просто негде устраивать гонки. В Киеве на аэродроме «Чайка» можно гоняться, в других городах тоже есть места, а в Харькове — нет.

 — Получается, что это стихийные стритрейсеры, которые устраивают гонки на «бетонке»?

 — Посмотрите на возраст участников гонок: 16-19 лет. Мне под тридцать. Члены нашего клуба — это спортсмены. Есть у нас многократный победитель республиканских соревнований, ему уже 70 лет. Он, правда, сам давно не гоняет, но соревнования посещает. Если что, всегда поможет советом.

 — А почему ночные стритрейсеры не идут в ваш клуб?

 — Для них нет смысла с нами соревноваться. Мы к гонкам подходим серьезно. А у них основная ставка идет на внешнюю атрибутику. Молодежь не может вкладывать нормальные, серьезные средства в то, чтобы сделать заряженный, спортивный болид. Поэтому они ведутся на внешние атрибуты (типа синие огоньки под днищем), цепляют на выхлопную трубу какую-то консервную банку, которая выдавала бы звук типа спортивного. Несколько раз мы приезжали на своих болидах на место стихийных гонок. Предлагали с нами посоревноваться. Они посмотрят на наши машины, потом на свои «корчи» (так стритрейсеры называют плохо оборудованные автомобили.  — Авт. ) и разъезжаются. В принципе, мы именно этого и добиваемся. Стритрейсинг — это официальный вид спорта, по которому проводятся международные соревнования. И нам не очень приятно, когда молодежь, не имеющая никакого представления о том, чем мы занимаемся, называет себя стритрейсерами.

Мы никогда не разъезжаем на своих болидах по городу на огромной скорости. Эти автомобили на соревнования привозят на лафете, на нем же и увозят. Кстати, если есть желание, могу показать настоящий стритрейсеровский болид, сделанный из автомобиля «Ока». Вы такого еще никогда не видели.

Многократный чемпион Украины по стритрейсингу Ваган (стритрейсеров в основном знают по прозвищам) с гордостью и некоторым трепетом открывает свой гараж:

 — Вот, полюбуйтесь, моя красавица. Это обычная «Ока». Правда, ничего общего с этим автомобилем по внешнему виду, не так ли? Уже года три ее постоянно дорабатываю.

 — Наверняка доработка обошлась дороже самого автомобиля?

 — Причем в несколько раз! У нас же в соревнованиях техническая мысль имеет едва ли не главное значение.

 — И какую скорость развивает ваша «Ока»?

 — На пятой передаче — 225 километров в час. А вообще, на малой дистанции важнее всего стартовая скорость. Так вот, я на своей «Оке» за семь секунд разгоняюсь до 150 километров в час.

 — А что, кроме чувства удовлетворения, приносит вам очередная победа?

 — Призовой фонд. Иногда бывает, когда привлекаем хорошего спонсора, приз может быть и 50 тысяч долларов. А так, в основном, призовой фонд составляют зрительские взносы. Гривен по 20 с машины. В машине четыре человека — по пять гривен. Это недорого.

 — А тотализатор?

 — Такого у нас нет.

 — Как вообще организовываются официальные соревнования? Есть ли какая-нибудь разница с ночными гонками?

 — Ночью мы не гоняемся. Это опасно. У нас на соревнованиях всегда присутствуют и медицинская бригада, и пожарная машина, и ГАИ. ЧП почти не бывает. Разве что тот случай

11 сентября 2005 года, о котором писали все газеты.

Напомним, что 11 сентября 2005 года во время соревнований по стритрейсингу погибли 21-летний водитель «Сеата» и пассажир — 17-летний студент харьковского автотранспортного техникума. Еще четыре человека оказались в больнице. Организаторы мероприятия заявляли тогда, что пострадавшие не были участниками соревнований. Тем не менее очевидцами происшествия стали сотни зрителей автошоу. Его проводили на военном аэродроме в Чугуеве Харьковской области.

Я побывал на месте трагедии спустя несколько дней. Интересно что, несмотря на то, что при въезде на участок дороги Коротич-Водяное стоит знак, запрещающий движение, здесь время от времени на большой скорости проезжали дорогие иномарки.

До сих пор хорошо виден тормозной след автомобиля, врезавшегося в толпу зрителей. На месте трагедии все еще лежат ботинки, принадлежавшие погибшему парню. Кто-то принес цветы и зажег свечу.

На одном из интернет-сайтов участники ночных гонок «с сожалением сообщили, что в ближайшую субботу соревнований, скорее всего, не будет… »

447

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров