«взрыв тунгусского метеорита был до того сильным, что вековые кедры валились, словно спички, в радиусе 30 километров»
— А вы знаете, что в конце 1980-х в сибирской тайге на месте падения Тунгусского метеорита работала экспедиция японских ученых, проверявших гипотезу о том, что там то ли приземлился, то ли разбился космический корабль? — говорит кандидат геолого-минералогических наук из Киева Ксения Алексеева, до выхода на пенсию возглавлявшая Комитет по метеоритам Национальной академии наук Украины. — Дело в том, что в каких-то древних японских летописях рассказывается легенда: в космос отправился некий корабль. Вернуться он якобы должен через много сотен лет. Вот и возникла версия: возможно, взрыв Тунгусского метеорита как раз и был посадкой этого загадочного корабля. Допустимо рассматривать даже экзотические предположения, ведь до сегодняшнего дня не удалось найти неопровержимых доказательств какой-либо из многочисленных гипотез о том, что именно взорвалось в 60 километрах от реки Подкаменная Тунгуска. Дело в том, что ни одного обломка того гигантского объекта не найдено.
Взрывная волна дважды обогнула земной шар
— Взрыв был колоссальным — вековые кедры и лиственницы повалились, словно спички, в радиусе 15-30 километров от эпицентра, вспыхнул пожар, — говорит Ксения Алексеева. — Перед взрывом в течение нескольких секунд наблюдался ослепительно яркий болид (метеор), перемещавшийся по небу. За его передвижением можно было наблюдать на огромной территории Восточной Сибири (в радиусе до 800 километров). Метеорит оставил мощный пылевой след, сохранявшийся в течение нескольких часов. После световых явлений был слышен взрыв на расстоянии свыше 1000 километров. Во многих селениях ощущалось сотрясение почвы и построек, подобное землетрясению, раскалывались оконные стекла, с полок падала домашняя утварь, качались висячие предметы. Многие люди, а также домашние животные воздушной волной были свалены с ног. Сейсмографы в Иркутске и в ряде мест Западной Европы зарегистрировали сейсмическую активность. Взрывная волна дважды(!) облетела земной шар.
В 1970-80-е годы мне довелось участвовать в семи экспедициях, работавших в Красноярском крае на месте падения объекта, который принято называть Тунгусским метеоритом. Ведь что это было в действительности, до сих пор доподлинно не известно.
Эвенки (коренные жители бассейна реки Подкаменная Тунгуска) рассказывали нам, что гигантский взрыв, произошедший в 1908 году в тайге, их предки восприняли как явление главного бога эвенков — Агды, владеющего огнем. Кстати, вытесанные из бревен фигуры Агды мы видели на многих пастушьих стойбищах.
Первым ученым, нашедшим место падения Тунгусского метеорита, был москвич Леонид Кулик. Он побывал там через 19 лет после взрыва космического тела. Собрал свидетельства еще здравствующих тогда очевидцев. Те рассказывали об оглушающем грохоте, гигантском огненном следе в небе, о том, что пострадали пастухи, которые находились на стойбище примерно в 35 километрах от эпицентра взрыва. Люди получили ожоги кожи! Эвенки и провели Леонида Кулика к месту падения метеорита.
Получилось так, что космическое тело взорвалось как раз над давным-давно высохшим торфяным болотом размерами три на пять километров. В радиусе 15-30 километров от болота до сих пор лежат тысячи поваленных взрывом и обгоревших деревьев. Кулик предполагал, что метеорит ушел под слой торфа, поэтому организовал целую серию экспедиций, провел множество буровых работ. Даже осушил оставшееся на болоте небольшое озерцо. Но ничего, кроме нескольких полуистлевших пней, так и не нашел.
Это, к слову, представляет собой резкий контраст с не менее знаменитым, чем Тунгусский, Сихотэ-Алиньским метеоритом. Он обрушился на Землю в 1947 году. Угодил в скальную сопку на Дальнем Востоке. Там наша и другие экспедиции нашли несметное количество космического металла — около 15 тонн. Самый крупный из обломков, выбивший глубокую воронку в гранитной скале, весил больше тонны. Сейчас он демонстрируется в Музее минералогии в Москве.
На месте падения метеорита практически нет болезнетворных микробов
— Почему, по вашему мнению, так и не удалось найти обломков Тунгусского метеорита?
— Скорее всего, причина в том, что космическое тело полностью сгорело или испарилось. Думаю, это был гигантский каменный метеорит, весивший несколько десятков, а то и все сто тонн. Он падал с такой колоссальной скоростью, что образовал перед собой плотную воздушную подушку, которая и затормозила космическое тело. Из-за этого произошел взрыв на высоте около восьми километров. Выделилось столько энергии, что разлетевшийся на мелкие кусочки болид полностью сгорел.
— Но хотя бы что-то должно было сохраниться?
— Поэтому мы и занимались поисками. Получилось так: Леонид Кулик до войны безуспешно искал обломки. Сумел добиться проведения аэрофотосъемки вывалов леса. В 1941-м Кулик погиб в ополчении, защищая Москву от фашистов. После смерти ученого экспедиции к месту падения Тунгусского метеорита не направляли почти 20 лет. Когда они возобновились в конце 1950-х, тактику поиска изменили: стали искать микрочастицы — из разных уголков болота брали пробы торфа (в каждой экспедиции по несколько тонн). Перевезти такое количество исследуемого материала из тайги в Киев, Москву или Томск очень сложно. Поэтому мы превращали торф в золу. Ведь она легкая. Для этого делали печи из соединенных между собой нескольких металлических бочек. Они работали круглосуточно. Приходилось назначать ночных истопников. В противном случае не удалось бы сжечь весь запланированный объем проб. Их анализы в лабораториях показали повышенное содержание редких металлов — европия, иридия, таллия. Таких мало на Земле, но много в космическом веществе.
Вероятно, эти редкие металлы осели в сухом болоте после взрыва метеорита либо кометы.
— То есть это могла быть комета?
— Однозначно! Комета, напомню, состоит в основном из льда. Поэтому, ворвавшись в атмосферу, такое космическое тело могло полностью превратиться в пар.
Кстати, советский ученый Петров считает, что тунгусское тело было весьма рыхлым и не более чем в десять раз превышало плотность воздуха у поверхности Земли. Оно представляло собой ком снега радиусом 300 метров. На высоте около десяти километров метеорит превратился в газ, рассеявшийся в атмосфере, что объясняет необычайно светлые ночи в Западной Сибири и в Европе после наблюдавшегося события. Упавшая на землю ударная волна вызвала вывал леса.
— Предполагали, что на месте взрыва повышенный уровень радиации, но замеры этого не подтвердили, — продолжает Ксения Алексеева. — Более того, были публикации о якобы появившихся там насекомых-мутантах. Но, будучи в семи экспедициях, я ни одного такого насекомого или животного не видела.
Вообще, в тех местах практически нет болезнетворных вирусов и микробов. Это нам биологи говорили. Мы во время экспедиции постоянно ходили с мокрыми ногами, и никто ни разу не заболел простудой. А почему ноги мокрые? Вечная мерзлота летом подтаивает. Вода выступает на поверхность, и грунт повсюду буквально «чавкает».
Еще сильно донимали комары. В противомоскитных сетках, которые часто показывают в кино, не походишь. В жару в них душно. Спасались жирной, как масло, советской мазью «Репудин». А ложась спать, выжигали забившихся в углах избы комаров свечой. Кстати, три избы из лиственницы построила еще в 1920-е экспедиция Леонида Кулика. Они уже простояли 80 лет и, думаю, простоят еще столько же. Кстати, Кулик и баньку соорудил на речке Хушма, в семи километрах от эпицентра взрыва. Баня цела, мы ею постоянно пользовались.
Ближайшая радиостанция была в 40 километрах от лагеря экспедиции
- Вы питались местными продуктами?
— Конечно! Там море грибов. Правда, почему-то нет белых. В находящемся в 14 километрах от лагеря озере Чека ловили щук, карасей, тайменей. Порой ребята подстреливали уток, тетеревов. Но охотились редко. Запомнилось, как однажды пролетевшие над нами пилоты «кукурузника» сбросили записку с длинным красным шнуром (это чтобы легче было ее найти). Рации мы не имели, так что связь была односторонней — записки с самолетов или вертолетов. Так вот, летчики написали: «Мы знаем, что у вас нет мяса. А поблизости бродит лось. Сейчас погоним его на вас. Приготовьте ружья». А через некоторое время возвращаются и сбрасывают послание: «Ничего не получается — лось нас не боится».
С вертолетов в железных бочках нам сбрасывали продукты: консервы, макароны, крупы, муку, сахар. Весь провиант подвешивали на врытые в землю колья, чтобы не стащили звери. А сливочное масло, помнится, закапывали в вечную мерзлоту — на глубину около 40 сантиметров. С нами была забавная собачонка по кличке Граф. И вот однажды Граф приходит довольный, облизывается, на усах масло. Мы бросились к «холодильнику», смотрим, почти все три килограмма съел хвостатый проныра. Ну, раз нашел, значит, его законный трофей. Пса даже не ругали.
— Если кому-либо из членов экспедиции нужна была медицинская помощь, что вы делали? У вас же не было радиостанции!
— В 40 километрах находится прииск «Хрустальный», где добывают исландский шпат. Мы еще шутили: месторождение в Сибири, а шпат — исландский. Так вот, туда и ходили вызывать санитарную авиацию. Столь длительные переходы давались непросто: то и дело нужно было переступать через деревья, поваленные взрывом космического тела. Необходимость ходить на «Хрустальный» возникала дважды: когда один из наших сильно рубанул себя топором по руке и когда у брата известного композитора Альфреда Шнитке прихватило почки. Имени брата уже не помню. Мы его называли Шниточка.
В экспедициях участвовало человек по 50. Жили дружно и весело. Я, знаете ли, считаю для себя счастьем то, что на Землю упали Тунгусский и Сихотэ-Алиньский метеориты. Ведь благодаря им я побывала в невероятно красивых диких местах, общалась с прекрасными людьми. Те экспедиции стали одними из интереснейших, наиболее запомнившихся периодов моей жизни.
476Читайте нас в Facebook