На новой станции столичного метро «демиевская» уже заканчивают оформлять вестибюль, установили эскалаторы и лифты для инвалидов
Каждое утро жители киевского крупного массива Теремки сплошным потоком идут пешком по проспекту 40-летия Октября от Голосеевской площади до станции метро «Лыбедская». Вечером — в обратном направлении. Впрочем, трудности переносят стоически, не жалуются, ведь потерпеть осталось каких-то два месяца. К Новому году обещали ввести в действие три новые станции метро — «Демиевскую», «Голосеевскую» и «Васильковскую».
И только метростроевцы знают, что это обещание столичные власти могут не выполнить. В июле и августе город выделял на строительство метро крайне мало средств, поэтому остался за эти месяцы должен 85 миллионов гривен. Сентябрь строители тоже отработали в долг
«Сорок миллионов гривен нам должны еще за сданную в мае станцию «Красный хутор»!»
— Власти Киева знают, что должны нам, — уверен начальник пресс-центра «Метростроя» Валентин Кейбис. — В августе было проведено последнее заседание строительного штаба вместе с представителями столичной горгосадминистрации. Тогда первый заместитель киевского городского головы Анатолий Голубченко распорядился составить понедельный график финансирования. Мы-то его составили, но, увы, несмотря на это, деньги нам дают в час по чайной ложке.
Не рассчитались полностью с нами еще за станцию «Красный хутор», которую мы сдали в мае, — долг в 40 миллионов гривен. 85 миллионов гривен не выплатили уже за новые станции метро на Теремки. Это не считая выполненных работ за сентябрь. Весь этот месяц мы работали в долг.
Последнее время нашему менеджменту приходится проявлять прямо-таки чудеса дипломатии, чтобы договариваться о кредитах, о поставках материалов в долг, уговаривать подрядчиков поработать еще немного бесплатно Призрак того, что могут быть сорваны сроки сдачи станций, уже появился на горизонте. У нас начались сложности даже с выплатой зарплаты метростроевцам.
В существование каких-то проблем, тормозящих сооружение метро, верится с трудом, когда попадаешь за зеленый забор строительной площадки будущей станции метро «Демиевская». Она уже практически готова. Около 250 рабочих трудятся, как муравьи, готовясь передать «эстафету» на поверхность — дорожникам. К середине октября метростроевцы планируют освободить участок дороги над станцией для прокладки асфальта. Новые коммуникации — водопровод, канализация, газ — ожидают подключения к центральным городским сетям.
— Станция уже построена полностью, — объясняет Виталий Атаманенко, заместитель начальника участка на станции метро «Демиевская». — Сейчас самое главное — облицовка вестибюлей мрамором и гранитной плиткой, штукатурка, побелка. Оформляется станция как под землей, так и на поверхности. От станции «Лыбедская» до «Демиевской» по левому тоннелю проложены рельсы. А по правому еще не закончили тоннель, вы же помните, там поломался механизированный щит.
Поломка капитальная, но из-за высоких грунтовых вод невозможно добраться к механизму, чтобы отремонтировать. Поэтому от «Демиевской» навстречу поломанному мы запустили второй, уже ручной щит. Его скорость в три раза ниже, чем у механизированного — два метра в сутки, но он уже прошел в сторону «Лыбедской» 70 метров. Когда они встретятся, мы выроем котлован и достанем из-под земли оба щита.
Успеем все сделать до Нового года. Правда, сейчас работы тормозятся из-за нестабильных поставок материалов — постоянно чего-то не хватает, и уже простаиваешь, ждешь, пока привезут.
«На «Демиевской» впервые в Киеве эскалаторы будут посреди перрона»
Самые интересные работы скрыты от посторонних глаз — под землей заканчивают оформление вестибюля станции. Уже готов подземный переход, в котором расположен вход в «Демиевскую». С одной стороны он выходит к библиотеке имени Вернадского, с другой — к школе. Существующий подземный переход под Московской площадью, который хотели было разрушить, приспособили под аварийный выход.
Проектом на всех трех новых станциях предусмотрены мощные вытяжки, благодаря которым в случае пожара не будет задымления метро. На «Демиевской» уже закончили обустраивать кассовый зал, установили лифты для инвалидов, эскалаторы и практически полностью облицевали платформы. Подземный вестибюль «Демиевской» высотой более шести метров оформлен в бело-розовых тонах, благодаря чему станция кажется просто огромной.
— Эффект исключительно зрительный, — поясняет начальник участка Ь 1 подземных работ управления реконструкции и строительства «Киевметростроя» Анатолий Штандарин. — Платформа длиной 100 метров, однако открытый участок с колоннами — всего 50 метров. Впервые в Киеве построили станцию с эскалаторами посреди перрона.
«Демиевская» — самая впечатляющая из трех новых станций. Ее украшают уникальные колонны — круглые, таких еще не делали. Из Китая нам поставляют гранитные полукольца, которые крепятся на железобетонную основу и кажется, что колонна выточена из цельного куска гранита. Каждая колонна вверху украшена длинными светильниками в форме капители.
Станция будет ярко освещена — зеркальные элементы на потолке дадут дополнительный свет благодаря отражению, а когда вымоются полы, то пассажиры будут видеть богатую гамму цветов, успокаивающих глаз пастельных тонов — светлобордового, розового, белого
Через полтора месяца мы планируем закончить все работы. Правда, сейчас возникают проблемы с нехваткой материалов. Представьте: 12 тысяч квадратных метров отделочных работ! Ведь это не только станция, но и помещения для работников метро. Недостает каких-то мелочей: откосов для дверей, самих дверей, вентиляционных решеток. Но это сильно тормозит работы.
Мы уже несколько месяцев под честное слово берем у поставщиков в долг материалы, они уже со скрипом реагируют на наши просьбы продолжать бесплатные поставки.
От «Демиевской» до «Голосеевской» 900 метров проходим по тоннелю метро. Между этими двумя станциями заканчивают прокладывать рельсы. В сторону «Васильковской» еще только роют тоннели. Левый начали раньше, поэтому щиту осталось пройти метров 300, а до конца правого — 400 метров. Оба движутся от «Голосеевской» без приключений. В тоннелях, несмотря на плывуны за стеной, сухо. Рабочие посмеиваются над моим удивлением. Такого количества бетона, говорят, которым скрепляли эти грунты, еще ни на одной станции не приходилось использовать.
«Задержки со строительством метро тормозят и работы по реконструкции Московской площади»
— Поначалу люди работали по пояс в грязи, экскаваторы в грязи тонули, а теперь все хорошо, — рассказывает начальник участка на станции «Голосеевская» Аркадий Манчук. — За 30 лет работы я впервые столкнулся с такими сложностями. Но все плохое уже забылось. Мы начали облицовывать стены вестибюля мрамором, строим выходы из метро в сторону проспекта 40-летия Октября. Входы в подземный переход будут располагаться по обе стороны Голосеевской площади: один — возле гостиницы, второй — напротив.
Через месяц там все прояснится, если бы деньги поступали регулярно, раньше бы закончили. А то в последнее время не за что купить солярку, другие материалы. Проблема! К концу года, надеюсь, мы все практически сделаем — за нами остановки не будет.
Основные конструкции уже установлены и на последней станции на Теремки — «Васильковской», уже приступают к отделочным работам. Метростроевцы с энтузиазмом говорят, что закончить станцию в срок реально. Но все с тем же «если»: будут средства, чтобы закупить необходимые материалы, как и на двух других участках. Пока что городские власти только обещают
Напомним, что столичная горгосадминистрация намеревалась к 2011 году сдать уже вторую очередь строительства Куреневско-Красноармейской линии — от «Васильковской» до станций «Выставочный центр» и «Ипподром». Протяженность участка — 2,8 километра. Третью очередь — до станций «Теремки» и «Одесская» — планировали завершить еще несколькими годами позже.
Кроме того, к июню 2009-го обещали закончить строительство эстакады на Московской площади. Однако задержки со строительством метро тормозят и работы по реконструкции площади.
371Читайте нас в Facebook