Голова барана или рыбы обязательно должна быть на праздничном столе хасидов — чтобы в следующем году, начиная любое дело, быть «в голове, а не в хвосте»
В Умани, как и обычно осенью, опять паломники, опять «большой мальчишник»! «Шолом, Умань!» — приветствуют маленький городок на Черкасщине брацлавские хасиды из Израиля, США, Канады, Великобритании, Франции, России, Австралии и многих других стран мира. На могиле цадика Нахмана (цадик — человек, воплощающий божественную справедливость) они празднуют Рош-Гашану — Новый 5769 год по иудейскому календарю. Возносят молитву Всевышнему и очищаются от грехов
По официальным данным, паломников в этом году прибыло около 20 тысяч, сами же они утверждают, что их более 50 тысяч!
«Где цадик — там Иерусалим!»
Уманчане не скрывают — приятно осознавать, что их земля с погребенным в ней цадиком по святости приравнивается к иерусалимским святыням. По крайней мере, так говорят сами паломники. Поэтому разговоры о возможной «эмиграции» «самого большого из хасидов» из Умани на Землю обетованную и о том, что якобы этот вопрос решается «наверху», на уровне правительств Украины и Израиля, местные жители всерьез не восприняли. Ведь слышали от хасидов, что перезахоронение невозможно, поскольку на еврейском кладбище в Умани великий Рабби, правнук Баал Шем Тов Исраэля, основателя хасидизма — ортодоксального течения в иудаизме, погребен согласно его последней воле. Как-то Рабби Нахман приехал из Брацлава в Умань и совершил молебен по «душам праведным и невинно убиенным» во времена Колиивщины, когда мученической смертью здесь погибли несколько тысяч евреев. Затем Рабби молвил, что останется в Умани навсегда, даже после смерти. И призвал своих учеников и последователей приезжать к нему на кибуцу (сбор) каждый Новый год, чтобы попросить отпущения грехов, а также здоровья и благополучия.
В посольстве Израиля в Украине опровергли информацию о якобы ведущихся переговорах израильской стороны с украинской относительно «переселения» цадика. Примечательно, что о могиле Рабби
Нахмана и о том, что ее стоит объявить национальным достоянием, в Украине вспомнили, лишь когда появилась угроза ее потерять. А представители местных властей Умани считают, что особо и не сожалели бы, если бы поступила команда перевезти останки святого. И утверждают, что бюджет города никакими поступлениями от паломничества не пополняется. Скорее всего потому, что паломничество стало довольно прибыльным бизнесом прежде всего для его организаторов. Похоже, сейчас Умань с ее кривыми улочками, бездорожьем и многочисленными социальными проблемами ненамного отличается от того городка, каким увидел его Рабби Нахман.
Чтобы уединиться посреди шумной толпы для молитвы, паломнику достаточно набросить полотенце на голову
«Кто не верит, тот в Умань к цадику не поедет! — чинно объясняет паломник из Израиля Илияу Беньяир, и его друзья в знак согласия дружно кивают головами. — Правда, когда цадик созывал нас на кибуцу, он говорил, что для этого надо немного — всего один рубль. Но мы уже поняли, что приехать к Рабби — дорогое удовольствие».
Паломники (а это учителя, врачи, банковские служащие, военные, торговцы, простые рабочие, а также безработные, живущие на пособия от государства, инвалиды) подсчитали, что на дорогу туда и обратно, недельное пребывание в Умани, поездки по хасидским святыням в Брацлав и Меджибож каждому из них необходимо минимум 2 тысячи долларов. С учетом того, что авиабилеты на чартерные рейсы для них в 2-3 раза дороже обычных, за койко-место в Умани им приходится выкладывать 200-300 долларов за все время пребывания (до 10 дней), да и вернуться домой без подарков никак нельзя. К тому же хасиды любят приезжать к Рабби со своими маленькими сыновьями, значит, расходы приходится умножать. Но дети для хасидов — это святое. Ведь они считают, что когда мальчики находятся в Умани, «их сердца открываются цадику» и можно быть уверенным, что из такого ребенка получится настоящий хасид! И не важно, что, пока папа молится, сынишка резвится, играясь с игрушечным пистолетом или ползая прямо по земле в белой рубашке. Хасид-отец ничего не скажет своему отпрыску, ведь делать какие-либо замечания маленьким детям у них не принято.
Многим паломникам приходится копить деньги на поездку в Умань несколько месяцев. Некоторым деньгами на авиабилеты помогают родственники, и тогда считается, что и «спонсоры» побывали в Умани. Кому-то билеты закупают хасиды-миллионеры. Но есть и такие, которые берут кредит в банке.
Духовно общаясь с Рабби, хасиды на целый год заряжаются энергией, вдохновением и силой. Неистово молятся и в храме-пантеоне, и в синагоге. Многие пытаются уединиться. Одни — прямо на шумных многолюдных улицах, расхаживая с молитвенником в руках и полотенцем на голове — и уже никто не мешает им оставаться наедине с любимым цадиком. Другие раскачиваются в поклонах на берегу пруда, раскинувшегося неподалеку от храма-пантеона. А кто-то «медитирует», устроившись на скалах, и создается впечатление, что сейчас они взлетят, как птицы
О наступлении Нового года извещают мелодичные звуки шофара — бараньего рога. После зажигательных танцев, песен и всеобщей молитвы хасиды собираются по домам и квартирам, в которых остановились. За праздничным застольем едят мясные и рыбные блюда. Голова барана или рыбы — обязательный атрибут праздничного стола и знак того, что весь следующий год, начиная любое дело, они будут «в голове, а не в хвосте». А изобилие сладких пирогов, меда, яблок — свидетельство того, что год будет сладким, удачливым. Из напитков — красное вино, и, конечно же, наша водочка. Поют задорные песни, хлопая в ладоши. Они знают — если не уснешь в первую ночь Рош-Гашаны, удача не уснет круглый год. Хасидам нравится, что в праздник надо не только молиться и восхвалять цадика, но также вкусно и много кушать. А еще много говорить о Торе и цадике. На это время они освобождаются от какой-либо работы. А работой считают даже разговоры по мобильному телефону, поэтому накануне их отключают. Им нельзя выключать свет в доме, слушать радио, смотреть телевизор, управлять автомобилем, нажимать на кнопку вызова лифта и даже пользоваться зажигалкой
В эти дни цены на жилье в Умани выше, чем в Тель-Авиве и Нью-Йорке
Бытовые условия для большинства хасидов во время их пребывания в Умани особого значения не имеют. Ведь они заботятся, прежде всего, о чистоте души! Впрочем, от проживания в палаточном городке в Умани, о сооружении которого, как и о бесплатных маршрутках, доставляющих братьев по вере в синагогу, позаботились местные предприниматели, многие отказываются — боятся простудиться. Ведь ночи такие холодные! Впрочем, в Умани паломники охотно отправляются по старым адресам, где останавливались в минувшем году. А хозяева уходят жить в гаражи, сараи, на чердаки и даже на крыши домов.
Придя к хозяевам на старую квартиру, гости узнают, что цены на жилье несколько выше прошлогодних, и отмечают, что кровати двухъярусные, вода из крана еле течет, а мусор коммунальщики вывозят с опозданием. Почему же жилье дороже, чем в Тель-Авиве или Нью-Йорке? Уманчане знают, что ответить — доллар падает сейчас и в Израиле, и в других странах, поэтому жадничать не стоит! Но паломники оставляют свою поклажу и разбредаются по всей округе. Вскоре возвращаются, удостоверившись, что лучше и дешевле им ничего не найти, и устало падают на железные кровати в доме, который на время празднеств становится их собственностью — ведь без их приглашения хозяин в дом не войдет!
— К Рош-Гашане мы готовимся, пожалуй, еще лучше, чем к собственному Новому году, — объясняет хозяйка арендуемого паломниками дома Любовь Михайловна. — Всей семьей несколько дней все чистим, моем, а ближе к празднику выносим мебель, телевизор, снимаем ковры и картины, отвозим к знакомым домашних животных. Комнаты заставляем железными кроватями, опрятно застилая постели. На кухне оставляем распахнутыми холодильники и морозильники, в которые квартиранты сгружают привезенные из дому полуфабрикаты. Многие гости высылают гонцов, которые «бронируют» им жилье.
Впрочем, мы работаем, как говорится, без посредников. «Своих» паломников я сразу провела по дому, показав, что повсюду чисто. Когда же, спустя несколько дней, они стали собираться домой, один из них провел меня по этому же «маршруту» и с улыбкой продемонстрировал такой же полный порядок! А вот моим знакомым не повезло — квартиранты сигаретами прожгли линолеум на кухне, поцарапали газовую плиту, разбили оконное стекло
— Вроде ничем они особо и не отличаются от нас: «генералы» — в папахах, рядовые — в тюбетейках, или, вернее, в кипах, — замечает уманчанин Владимир. — Но понять их трудно! Приезжают в Умань на дорогих автомобилях, а спят в палатках. Утром неистово молятся в синагоге, а потом, как наши мужики, отправляются порыбачить или поиграть с нашими мальчишками в футбол. А некоторые приезжают в Умань и забывают о цадике, как только увидят красивую женщину. Один ковбой из Штатов, похоже, из-за этого и пострадал, ведь любовь в праздник запрещена! Израильская «полиция нравов», видимо, занесла его в «черный» список — и вот уже несколько лет этот американец в Умани не появляется. Вообще-то странная у них религия — в Рош-Гашану женщины должны быть подальше от мужчин, чтобы не отвлекать их от молитвы. Если же женщина по какой-то причине все-таки вынуждена находиться неподалеку от мужчины, ей следует завязывать платок на голове, ведь волосы хасиды считают частью голого тела.
Рассказывают, что жены охотно отпускают хасидов к цадику, желая счастливого пути. А вот похожие на цыганок женщины-хасидки приезжают к Рабби помолиться примерно за месяц до массового паломничества, но их значительно меньше, чем мужчин. Интересно, что в чисто женские еврейские праздники — Хануку и Шавуот — мужчины остаются дома с детьми
— Во время Рош-Гашаны паломники чувствуют себя хозяевами на нашей земле, и это не всегда приятно, — делится своими наблюдениями местный житель Вячеслав Сиденко. — Но есть у них и чему поучиться. Большинство из них — веселые, жизнерадостные, гостеприимные. А в праздник так «отрываются», что, кажется, забывают обо всем! Дело в том, что гости оставляют открытыми окна и двери в домах, даже когда уходят в синагогу. И совершенно не беспокоятся о том, что у них могут стащить вещи. В это время мы в дозоре. Если в дом попытается проникнуть кто-то посторонний, мы, конечно же, встанем на его пути
А торгующие возле хасидского городка местные жители с улыбкой поведали, что гости очень удивляются, узнав, что и здесь тоже надо платить деньги. Они ведь думали, что для них все бесплатно! Предприниматели объясняют: товар кошерный, а значит, добротный. И обращают их внимание на прикрепленные при входе в торговую палатку записки о «кошерности» товаров. Лишь тогда паломники начинают покупать картофель, лук, помидоры, чеснок, яйца, перец, яблоки А продавцы деревянных сувениров рассказывают, что сначала несколько дней паломники внимательно разглядывают все выставленное на продажу, торгуются, вместо «ван доллар» предлагая «ван гривню». Но к концу празднеств обычно раскупают все. Как рассказал продавец детских игрушек Анатолий Колесник, большой спрос на игрушечные машинки, самолеты, башенные краны на радиоуправлении — на все, что ездит, летает, шумит-гремит Вот один пожилой хасид накупил внукам много таких игрушек, а вскоре прибежал к продавцу, размахивая пятидесятидолларовой купюрой, и, эмоционально жестикулируя, пытался что-то объяснить на иврите. Его не поняли, и он ушел расстроенный, но вновь вернулся. В третий раз он уже пришел со своим русскоязычным единоверцем, и тот рассказал, что, расплатившись за игрушки, дедушка обнаружил, что ему дали больше сдачи, чем положено. И попросил взять деньги обратно, ведь они уже ему не принадлежат. Благородный жест! А вот продавец традиционно пользующихся спросом у паломников меховых шапок тяжело вздыхает: только что набежала компания подростков-хасиденят, залепетала что-то по-своему, перемерила все шапки и одну, кроличью, прихватила с собой не рассчитавшись.
Такие вот они, брацлавские хасиды Такие одинаковые и такие разные!
635Читайте нас в Facebook