«Это очень здорово, что у нас есть такое замечательное занятие — катастрофически не хватает времени на то, чтобы болеть или жалеть себя! "
Супруги Иван Сивак и Надежда Вербицкая — виртуозы в исполнении бальных танцев на колясках. С недавних пор этот дуэт составляет серьезную конкуренцию известным танцевальным парам Украины. В 2008 году в Польше на чемпионате Европы Сивак и Вербицкая заняли четвертое место, а в марте нынешнего года на чемпионате мира, что проходил в Голландии, завоевали золотые медали. В октябре на чемпионате мира в Белоруссии спортсмены удержали свои позиции, доказав, что стали «золотыми» не случайно.
«Я учил свою будущую жену правильно сидеть на коляске, преодолевать препятствия, выезжать на ступеньки»
Мастера спорта международного класса Надежда Вербицкая и Иван Сивак живут в городе Нетишине Хмельницкой области. А занимаются в Ровенском областном центре «Инваспорт». Этой замечательной паре приходится трижды в неделю преодолевать 70 километров в одну и 70 — в другую сторону.
Спортсменов я застала на тренировке. Пара плавно и изящно скользит по паркету. Венский вальс сменяется зажигательным пасодоблем. Диву даешься, как танцоры на колясках выдерживают такой бешеный ритм! Супруги танцуют красиво и эффектно…
В разное время оба партнера пострадали в результате несчастного случая. Восемь лет назад, когда 19-летняя Надежда пыталась подпереть аварийные железные ворота, они упали ей на спину и сломали позвонок. Девушка признается, что сильно испугалась, когда почувствовала, что не может удержать груз. И, вместо того чтобы отбежать, развернулась и подставила под тяжелые ворота спину… А Иван, будучи еще мальчишкой, свалился с шестого этажа. Остался жив, но двигаться самостоятельно уже не смог. Ваня стал подыскивать для себя занятия по интернету…
— Изучал всевозможные предложения для людей с ограниченными возможностями, — вспоминает Иван Сивак. — Совершенно случайно наткнулся на Ульяновский клуб спортивного танца на колясках. Его учредитель — молодая женщина, с которой я вел переписку, — узнав, что я с Украины, посоветовала обратиться в киевский клуб и даже дала адрес. Я связался с руководством, а вскоре меня пригласили на собеседование. Так я начал танцевать. Мне ужасно понравилось, я понял, что никогда уже не оставлю это занятие.
— А как вы познакомились со своей партнершей и женой «по совместительству»?
— Познакомились мы три года назад в одном из санаториев Евпатории во время реабилитации, где Иван у нас был инструктором по технике езды на колясках, — вступает в беседу Надежда Вербицкая. — Понравились друг другу, можно сказать, с первого взгляда.
— Я учил свою будущую супругу правильно сидеть на коляске, преодолевать препятствия, выезжать на ступеньки, — тут же перебивает Надежду муж. — И другие очень важные вещи, которые необходимы в жизни: посадка-высадка из машины, пересадка с коляски на кровать и с кровати в коляску.
Инструктором я работаю уже несколько лет. Естественно, я обязан каждому своему ученику и ученице уделять внимание, никоим образом не выделяя кого-то. Но на девушку с огромными красивыми глазами, длинными ресницами и открытым взглядом я просто не мог не смотреть. Ловил себя на том, что думаю о своей ученице больше положенного…
— Последние три дня в санатории мы более чем достаточно уделяли друг другу внимания, — говорит, посматривая на супруга и многозначительно прищурив один глаз, Надя. — А потом обменялись телефонами и… разъехались по домам: Иван к себе в Хмельницкую область, а я — в Макеевку. Мы созванивались, страдали в одиночку, мечтая когда-нибудь встретиться. Однажды, спустя три месяца после нашего знакомства, Иван звонит и сообщает: ему, мол, предложили путевку в санаторий в Саки. И назначает мне там свидание.
Я, конечно же, загорелась желанием увидеть своего любимого, но оказалось, что давать путевку мне никто не собирался! Куда только не обращалась за помощью. Ведь надо было, чтобы путевку дали именно в тот санаторий и на тот же срок, когда там будет Иван.
Время идет, любимый уже отдыхает в Саках, мне не звонит, решив, видно, что я отвергла его предложение встретиться. Я тоже гордая, не даю ему знать, что ужасно волнуюсь и жду звонка. И все-таки я добилась желанной путевки и была настолько счастлива, что даже не обратила внимания на то, что еду на две недели позже Ивана. Пусть остальные две недели месячной путевки буду в санатории без него, зато увижу наконец своего ненаглядного. Приезжаю в санаторий и узнаю, что Иван… сегодня уехал. Расстроилась ужасно.
«Какие могут быть танцы, в которых я ничего не понимаю и вообще боюсь!»
— А я уехал на сборы чемпионата Украины по спортивным танцам, — объясняет Иван. — Спустя несколько дней возвращаюсь обратно в санаторий и не верю своим глазам: меня ждет Наденька! Как я обрадовался!
— Я же своей радости не показывала, — поглядывая на супруга, загадочно улыбается Надежда. — Мы много вместе гуляли, беседовали, он постоянно меня смешил. Неожиданно поняла, что не хочу расставаться. С Ваней очень легко, он такой искренний, добрый и очень внимательный мужчина. Вместе мы отпраздновали встречу Нового года и, наверное, именно в ту волшебную новогоднюю ночь поняли, что уже не расстанемся никогда.
— Я предложил Наде переехать ко мне, правда, до последнего момента надеялся, что она откажется, — улыбается Иван, ожидая реакции своей супруги.
— Предложение действительно было для меня непростое, — признается Надя. — То, что мы нравились друг другу — это одно, а переезд из одного конца страны в другой после нескольких дней знакомства немного пугал. Моя мама знала, что где-то там далеко, за сотни километров от ее дочери есть какой-то Ваня, который постоянно «сидит» на телефоне. Она втайне надеялась, что мое увлечение очень скоро пройдет. А тут я приезжаю из санатория и буквально ошарашиваю ее новостью: переезжаю в Хмельницкую область. Мама была категорически против. Родственники, подливая масла в огонь, уверяли, что я еду «на бандеровщину», где не любят донецких.
— Из украинского языка Надя знала только слово «дякую», — не может обойтись без шутки Иван.
— Я действительно боялась, — продолжает Надежда, — боялась неизвестности, ведь не знала его родителей, не знала, как они отнесутся ко мне. Слава Богу, все опасения оказались напрасными. Встретили меня лучше, чем я могла даже рассчитывать. Родители у Вани просто замечательные! Со свекровью и свекром у нас очень теплые отношения, проще говоря, взаимная любовь.
— Они Надю так любят, что меня даже забывать начали, — делает вид, что возмущается, Иван.
— Ваня первый начал танцевать, а как удалось втянуть Надежду? — спросила я у супругов.
— Вот именно, что втянуть, — теперь уже шутит Надежда. — Он и здесь меня обманул! Дело в том, что Ваня постоянно ездил на тренировки. Есть дуо и комби танцы. Дуо — это когда оба спортсмена в паре танцуют на колясках, комби — когда один партнер танцует на ногах, второй — на инвалидной коляске. Тогда у него была партнерша со здоровыми ногами. Она часто болела и пропускала занятия. В конце концов тренер моего мужа Владислава Костак поняла: Ивану нужно искать другую партнершу. Ваня сообщил об этом мне, а пока «идут активные поиски», предложил: мол, поехали вместе со мной на тренировку, посмотришь, как я занимаюсь.
Приехала я посмотреть на супруга, а попала… на собственную репетицию! Оказалось, что здесь меня давно все ждут. Но я даже слушать ничего не хотела о танцах. Какие могут быть танцы, в которых я ничего не понимаю и вообще боюсь! Ведь здесь нужно чувство ритма, попадание в такт.
«И всякий раз по-доброму завидуем соперникам, когда замечаем настоящую танцевальную коляску»
Владислава Костак все же убедила Надежду попробовать. До последнего девушка верила, что поиск партнерши для Ивана продолжается, а танцует она только для себя.
— Через восемь тренировок Владушка заявляет, что мы с супругом едем на свой первый показательный танец, — вспоминает Надежда. — Я ужасно боялась публики, но согласилась. Думаю: это же Ваню хотят показать, а не меня, у него же скоро должна появиться партнерша. Помню, станцевали мы тогда ча-ча-ча, зрители были в восторге, нас долго не отпускали. А потом подходит к нам тренер и заявляет: дорогие мои, хорошие, ваш дебют, мол, прошел на «ура», теперь займемся вами серьезно. Вот так меня заманили по заранее обдуманному «коварному» плану.
— Уже через полгода на чемпионате Европы в Польше мы заняли четвертое место, — говорит Иван, — а спустя еще шесть месяцев в Голландии на чемпионате мира взяли «золото»! А последнее наше «золото», которое мы привезли с чемпионата мира, что проходил в Белоруссии, подтвердило: наше первое место — не случайное.
— Вы рассчитывали на такой головокружительный успех?
— Где-то очень глубоко в душе надеялись, — признается Надежда. — Из Голландии мечтали привезти бронзу, а когда узнали, что у нас первое место, то от счастья едва дара речи не лишились! Но, оказывается, удержать лидерство гораздо труднее, нежели его завоевать. Мы очень волновались перед поездкой в Белоруссию. Нас предупредили, что на соревнованиях будет много новых пар, о которых мы ничего не знаем. А вдруг кто-то из них выдаст такое, чего у нас и близко нет? Ведь на паркете пары танцуют не по очереди, а все вместе, поэтому у нас нет ни малейшей возможности подсмотреть.
Спортсмены признаются, что передать страсть латиноамериканских танцев, научиться чувствовать ритм, двигаться в такт музыке в инвалидном кресле очень сложно.
— Что в танце играет главную роль, не считая мастерства спортсмена?
— Конечно, коляска! Именно она играет большую роль в успешном исполнении программы, — в один голос говорят супруги. — К примеру, наши танцевальные коляски, которые изготавливают на заводе «Искра» в Запорожье, весят 14 килограммов, а у зарубежных танцоров — не больше шести-восьми килограммов. Правду говорят, что наши спортсмены не танцуют, а пашут. Потому на соревнованиях мы в первую очередь обращаем внимание не на костюмы соперников, а на их коляски. И всякий раз по-доброму завидуем, когда замечаем настоящую танцевальную коляску. Потому что ее сделали строго под человека, под его параметры.
Специальные покрышки, специальное страховочное колесико и дополнительные маленькие колесики — все до сантиметра рассчитано, чтобы коляска быстро крутилась вокруг своей оси и была очень послушной. Она дает возможность продолжить танец руками, головой, корпусом. Такие коляски мы видели только у германских и голландских партнеров. Но стоит танцевальная коляска от полутора до двух тысяч евро. И наши ребята все коляски подгоняют под себя сами.
— Надежда, сегодня вы благодарны мужу за то, что он втянул вас в танцы?
— Очень благодарна! Сегодня нас все уважают, о нас пишут. У нас грандиозные планы на будущее, невероятное желание дерзать. Одним словом, хочется жить!
— В «отместку» куда собираетесь «втянуть» Ивана?
— В омут с головой! — не раздумывая, отвечает Надежда. — На самом деле это очень здорово, что у нас есть такое замечательное занятие — катастрофически не хватает времени на то, чтобы болеть или жалеть себя. Жизнь действительно прекрасна! Пусть мы потеряли что-то в физическом плане, зато приобрели в другом.
Берите пример с нас. Если вам не суждено встать с коляски, все равно продолжайте вести привычный образ жизни — работайте, учитесь, занимайтесь спортом, найдите себя. Любите жизнь, любите окружающих людей и, самое главное, не забывайте любить себя!
584
Читайте нас в Facebook