ПОИСК
Происшествия

«на земле лежала выброшенная взрывной волной бабушка с перебитыми ногами в одной ночной рубашке и дико кричала от боли»

0:00 27 декабря 2008
«на земле лежала выброшенная взрывной волной бабушка с перебитыми ногами в одной ночной рубашке и дико кричала от боли»
Елена ОЗЕРЯН«ФАКТЫ» (Евпатория-Симферополь)
По одной из версий, к взрыву двух подъездов жилого дома в Евпатории могла привести утечка кислорода из баллона. Вместе с тем специалисты МВД проверяют, не было ли это терактом

Так получилось, что ровно год назад мне тоже пришлось побывать в этом курортном городе. Правда, тогда причина посещения была приятная: евпаторийский театр на ходулях устраивал парад Дедов Морозов и Снегурочек. Евпаторийцы умеют веселиться от души. На сей раз первое, что поразило, — на улицах города не увидела ни одного улыбающегося лица, прохожие были серьезны и сосредоточены. У многих женщин в глазах стояли слезы, мужчины угрюмо курили сигарету за сигаретой. Тема разговоров в кафе, на остановках одна — случившаяся накануне трагедия. Вроде и транспорт двигался по улицам, как всегда, магазины и рынки тоже работали в привычном режиме, но казалось, что сам воздух в городе пронизан тревогой, болью и страхом, ведь такое может случиться с каждым, в любую секунду.

Чтобы попасть к разрушенному дому, надо было миновать городскую больницу и морг. Возле них стояли гробы, плакали родственники погибших. Добраться к пятиэтажке на улице Некрасова оказалось не так просто, территорию вокруг оцепила милиция — на место трагедии прилетели Президент, премьер-министр и секретарь СНБО. Впрочем, даже после отъезда высоких чиновников людей, наблюдавших, как спасатели разбирают завалы разрушенного дома, не убавилось. В надежде, что еще кого-то из жильцов найдут живым, горожане не расходились. Среди них было немало и тех, кто чудом остался жив.

«Пытаюсь открыть дверь, даже не подозревая, что за ней нет ни площадки, ни даже подъезда»

Жительница разрушенного дома 59-летняя Антонина Иосифовна Ясницкая католического вероисповедания. Это Рождество, по ее словам, она готовилась встречать по-особому душевно.

- Я сварила очень вкусную кутью, — плачет женщина, — приготовила все полагающиеся в этот день блюда. Накануне в воскресенье в костеле приобрела оплаток. Ждала в гости сестру с ее семьей, чтобы вместе встретить этот светлый праздник. И свечу зажгла в ожидании всего радостного, что связано у меня было до сих пор с Рождеством. Моя квартира была такая нарядная, вся в гирляндах, шарах… И тут что-то как грохнет! С такой силой, что у меня упали две картины — в кухне и в спальне. Кинулась к выходу, у соседки, думаю, спрошу, что же произошло. А дверь заклинило! Я щелкаю замками, не могу открыть, даже не подозревая, что за моей дверью уже нет ни площадки, ни даже подъезда.

РЕКЛАМА

Вышла на балкон (у меня квартира на втором этаже) и услышала, как кричат с улицы прохожие: «Люди, у вас завалился дом!» Глянула в окно — а там сплошные руины! Соседний подъезд будто ножом отрезало, как раз по стене моей квартиры. Бросилась на кухню, сквозь дым ничего не вижу. Потом поняла, что это была пыль. И тут почувствовала сильный запах газа, он на улице прямо клубами валил. Было очень страшно. Не дай Бог, в этот момент кто-то бы спичку зажег или закурил. Милиционеры, выставившие оцепление вокруг дома, кричали: не курите!

Тут мне позвонил сын из Киева по мобильному телефону и стал подсказывать: стань там, где проемы широкие, где несущая стена. Я все выполнила, как он сказал, стояла и Богу молилась, чтобы только живой остаться. Потом слышу, мне с улицы кричат: выходите! Подошла к балконному окну, спасатели приставили лестницу и меня вытащили. Ничего с собой не взяла, кроме паспорта и пенсионного удостоверения. Нам пообещали, что как только уберут строительный мусор, помогут по лестнице попасть в квартиру, чтобы взять все необходимое.

РЕКЛАМА

Пока я говорила с Антониной Иосифовной, ей то и дело звонили знакомые, родственники, даже из Италии племянница позвонила, услышав о евпаторийской трагедии.

- Все зовут к себе, но я же не могу уехать и все оставить, — объясняет мне женщина.  — Пока живу в пансионате. Жду, какие решения примут в плане компенсации или предоставления жилья.

РЕКЛАМА

Всех жильцов взорвавшегося дома отселили в пансионат «Фемида». Некоторые семьи перебрались к родственникам.

- Три года назад у меня погиб муж, — продолжает Антонина Иосифовна.  — Именно он настоял, чтобы мы переехали в Евпаторию — здесь климат хороший, воздух, море, благодатный край. Я только начала приходить в себя после утраты мужа, он был очень хороший человек, и тут такое горе… Сколько мы воевали с жэком из-за этих баллонов (по одной из версий, взорвались баллоны с кислородом в подвале дома.  — Авт. ), но все было бесполезно…

«Папа выглянул на балкон, пришел ко мне и говорит: «Сыночек, у нас полдома нет»

Детей, перенесших трагедию, можно сразу узнать по взгляду — сосредоточенному и испуганному.

- Я работаю в роддоме, в тот злополучный день была на дежурстве, дома находились муж и сын, — вспоминает Наталья Захарова.

С Натальей и ее сыном Павлом я встретилась в пансионате «Фемида», где семья сейчас живет. Муж Натальи, сотрудник МЧС, был в это время на разборке завала.

Паша, худенький серьезный парнишка, в школу пока не ходит, ведь все учебники и тетрадки остались в квартире.

- Я еще не спал, лежал на кровати и смотрел сериал «Штрафбат» по телевизору, — рассказывает девятилетний Павел Захаров.  — Фильм уже почти закончился, и вдруг раздался взрыв, началось что-то наподобие землетрясения, которое длилось где-то секунду. Папа выглянул на балкон, пришел ко мне и говорит: «Сыночек, у нас полдома нет». Потом папа велел одеваться потеплее, мы взяли все необходимое (деньги, видеокамеру), вышли из дома. Во дворе уже стояла толпа людей. А потом приехали спасатели, милиция. У нас квартира на третьем этаже, номер 38. Она целая, а метрах в пяти от нас весь соседний подъезд разрушен.

- Там твои друзья жили?

Павел запнулся, а потом тихо произнес:

- Да, жили, но они уже… Кириллу было шесть лет, а Егор постарше, ему восемь. Это все сварщики сделали, — голос ребенка задрожал от возмущения.  — Оно потом по вентиляционной шахте пошло, и у нас через ванную вышло.

- Что пошло? — уточняю у Паши.

- Волна, — со знанием дела отвечает мальчуган.

- Ударная волна пошла по вентиляционной шахте и вышла через дырку в ванной, — объясняет Наталья Захарова.  — Мы делали ремонт и в ванной комнате еще не успели заложить дыру кафелем, просто прикрыли ее куском пенопласта.

- Если бы папа эту дырку забетонировал, взорвалась бы вся ванная, — компетентно заявляет Павел.

- А так ударная волна, выйдя через отверстие в ванной (при этом квартира мгновенно наполнилась пылью), ударила о входную дверь, она у нас двойная, и пошла на кухню, где выбила окно, — добавляет Наталья.  — А в комнатах, расположенных по обе стороны от кухни, окна остались целы. Если бы, не дай Бог, кто-то в это время находился в ванной или в кухне, страшно подумать, что бы случилось, — голос Натальи задрожал.  — В общем, считайте, произошло чудо…

Моей подружке накануне приснился странный сон. Она видела меня беременной… Пашкой, с очень большим животом. Вроде я хожу по двору, где стоят подъемные краны, дети какие-то лежат… Я еще ей возразила, мол, с Пашей у меня был как раз очень маленький живот. Тогда она сказала: наверное, третьего родишь. Посмеялись, дескать, приснится же такое, и забыли. А теперь понимаю, к чему ей это снилось. Паша, считайте, 24 декабря родился второй раз. И муж тоже.

Когда в тот вечер я примчалась к дому и увидела живыми сына и мужа, меня всю буквально затрясло. Глянула на дом и обмерла: в разрушенном подъезде жили двойняшки, с которыми Паша дружил. А узнав, что неделю назад семья продала квартиру и уехала, радовалась так, как, наверное, никогда в жизни не радовалась. Дети остались живы.

Сколько же мы писали в различные инстанции, подписи собирали, чтобы убрали из нашего подвала баллоны с кислородом! Буквально недавно их перенесли в подвал соседнего подъезда, который разрушен. И никакой это не взрыв газа, с какой стати ударная волна будет идти через вентиляционную шахту?! Взрыв произошел в подвале, разрушил фундамент, и дом сложился, как карточный.

Мы так готовились к Новому году: утка уже стояла в холодильнике, на холодец все было куплено, елку собирались наряжать, а теперь вот…  — вздыхает Наталья и тихонько добавляет: Пашка хоть и не подает виду, но очень переживает, что погибли его друзья, мы стараемся его отвлечь, только не знаю, получится ли.

«Когда я увидел, что стало с родной пятиэтажкой, у меня просто волосы поднялись дыбом!»

Семья водителя Владимира Кавинацкого жила в третьем подъезде на пятом последнем этаже дома. Сегодня их единственное пристанище — пансионат «Фемида».

- Я спал, а услышав сильный хлопок, буквально подскочил, — рассказывает 40-летний Владимир Кавинацкий.  — Бросился на балкон, услышал треск, а потом увидел, как рядом рушатся перекрытия, блоки, повалили клубы пыли. Смотрю сверху, а мой дом лежит в руинах! Тут же вспомнил рухнувший дом в Днепропетровске — такая же картина. Думаю: упадем мы или нет? Заскочил в квартиру, кричу проснувшейся супруге: «Хватай документы, детей — в шубы и бегом на улицу! Наш дом взорвался!» Все забегали, забыли, что надо надевать. У меня двое детей — сын 16 лет и семилетняя дочка. Дочурка спросонок так испугалась, что чуть в трусах на улицу не выскочила, у нее истерика началась, не понимала, что происходит. Бедняжка от взрыва получила такой шок, что не передать!

- Многие мои соседи лежат под обломками…  — продолжает Владимир Кавинацкий.  — Я ведь родился и все сорок лет прожил в этом доме. И потерять за считанные секунды родной дом… Погибли друзья моих детей, дети моих друзей, мои друзья. Очень страшно об этом говорить. Одно радует: в тот момент некоторых жильцов не было в квартирах. Наши соседи, отличная семья (сыну 17 лет и двойняшечки маленькие), буквально недавно уехали в Калининград, квартира пустовала. Иначе их бы нашли мертвыми. А есть и другой пример: буквально за день до взрыва семья купила квартиру, завезла мебель. Только вчера заселились, а сегодня их уже нет…

У меня до сих пор в ушах стоят крики людей. Выброшенная взрывной волной бабушка лежала на земле с перебитыми ногами в одной ночной рубашке и кричала от боли так, что ничего подобного я в своей жизни не слышал. Это был дикий, нечеловеческий крик! Когда я увидел, что родная пятиэтажка рухнула, у меня просто волосы поднялись дыбом! — Владимир смахивает слезу и закуривает сигарету.

- Услышав грохот, я бросился на кухню, где были жена и теща, — вспоминает 63-летний Игорь Ильич Кузьменко, музыкант по профессии.  — И вижу: кухни нет, туалета нет, ванны нет, дверь из квартиры тоже отсутствует, вместо них пропасть и улица. Я резко затормозил, как вниз не свалился, не знаю. Рядом комната детей. Кричу: «Назар, Оля!» Слышу, они откликаются. Выяснилось, что в их комнате две стены упали вниз, и потолочное перекрытие держалось фактически на двух точках опоры. Одна их них — дверь, которая соединяла коридор и комнату. Открыть ее было невозможно, иначе рухнет перекрытие. Назар и Оля так и стояли часа два, прижавшись к стене, боясь пошевелиться, и ждали спасателей.

А жена Наташа и бабушка упали в пропасть… Теща погибла, а Наташа сейчас в реанимации, ей серьезную операцию сделали той же ночью. Она чудом выжила, хотя и упала с пятого этажа вместе с плитой перекрытия, да еще сверху ее плитой накрыло.

Я музыкант, а там в квартире остались скрипка, не знаю, удастся ли мне ее получить обратно. Попросил спасателей, если возможно, найти и сохранить этот инструмент.

Кроме людей, в разрушенных подъездах пятиэтажки остались домашние животные — кошки, собачки. Немного оправившись от шока, оставшиеся в живых жильцы бежали к руинам и просили спасателей найти их четвероногих любимцев. И что удивительно, многих находили.

- Был десятый час, мы с мамой смотрели по телевизору соревнования по биатлону, дочка ушла к подружке, — говорит жительница рухнувшей пятиэтажки Нина Дундау.  — Началась реклама, я постирала передник и пошла повесить его на балкон. Только потянулась руками к веревке, вдруг что-то как бахнет, и откуда-то снизу дома поднялся огромный шар то ли тумана, то ли пыли, как в кино показывают «атомный гриб». Меня швырнуло в комнату. Вижу, по стенам идут трещины. Мы с мамой перекрыли газ и выскочили на улицу в чем были. Помню, лестница буквально трескалась под ногами, расходилась, ступеньки лопались.

Я впопыхах забыла в квартире мобильный. Дочка, узнав, что произошло, стала звонить, но никто не отвечает. Она примчалась к дому, кричит, а когда увидела нас, с ней случилась истерика. И тут мы вспомнили, что в квартире осталась наша собачка Маша. Возможно, поняв, что о ней говорят, Маша начала громко лаять. На следующее утро мы пришли к дому и услышали, что она, бедненькая, воет, прямо рыдает, плачет. Мы упросили милиционера пропустить нас в квартиру (правда, его потом за это отругали, так как подъезд может обрушиться в любой момент). Оказалось, что Маша, испугавшись взрыва, забилась в шкаф и там сидела и выла. Когда увидела меня, буквально запрыгнула на руки и стала облизывать мое лицо, так обрадовалась. Хотя до сих пор после пережитого прячется под одеяло и вся дрожит.

- У нас в доме в тот злополучный день почему-то отключили воду и свет, сантехники что-то делали в подвале. Подруга еще спрашивала у меня, в чем причина, — плачет мама Нины Дундау Роза Андреевна.  — У нее под завалами дочка погибла…

Теперь у всех жильцов взорвавшегося дома жизнь поделена на «до» и «после» трагедии. Впрочем, как и у всех евпаторийцев. Поразительно: несмотря на кризис, девальвацию гривни и прочие неурядицы, горожане всеми силами стараются помочь попавшим в беду людям.

- Прием пострадавших мы начали в ночь трагедии, — рассказывает Игорь Матчук, директор пансионата «Фемида».  — Состояние людей, конечно, было шоковое. С ними работают психологи МЧС, а также врачи — кардиологи, терапевты. Сейчас люди осознали: главное — они живы, почувствовали поддержку всего города. Хоть мы не давали объявления о помощи, но евпаторийцы сами, по зову души, несут продукты, теплые вещи, деньги. Все восприняли происшедшее как личное горе. На сегодняшний день мы уже приняли 57 человек пострадавших. Среди них 16 детей, есть даже восьмимесячный малыш.

Я уходила из «Фемиды» уже в девятом часу вечера, а евпаторийцы все несли и несли пострадавшим от взрыва продукты, вещи, деньги. Неожиданно испортилась погода, пошел сильный снег, но спасатели ни на минуту не прекращали разборку завалов. Работали при свете прожекторов. За всем происходящим наблюдали сотни горожан, которые несмотря на холод и темное время суток не спешили расходиться по домам.

P. S. На момент сдачи номера, по данным ГУ МЧС, под завалами нашли погибшими 27 человек, из них три ребенка. Пятеро пострадавших находятся в больницах.

Для тех, кто хочет помочь жильцам пострадавшего дома, сообщаем счет:

Рахунок в гривнях
№ 3711 6126 000023
Одержувач Мiнiстерство працi та соцiальної полiтики України
ЄДРПОУ 00013669
Банк Державне казначейство України, м. Київ
МФО 820172
Призначення платежу Перерахування благодiйних внескiв для лiквiдацiї наслiдкiв надзвичайної подiї, що сталася 24 грудня 2008 року у м. Євпаторiї Автономної Республiки Крим

Рахунок в доларах США
№ 2600 00100 42839/840

Рахунок в ЄВРО
№ 2600 00100 42839/978

Одержувач Мiнiстерство працi та соцiальної полiтики України
ЄДРПОУ 00013669
Банк ВАТ «Укрексiмбанк» м. Київа
МФО 322313
Призначення платежу Перерахування благодiйних внескiв для лiквiдацiї наслiдкiв надзвичайної подiї, що сталася 24 грудня 2008 року у м. Євпаторiї Автономної Республiки Крим

326

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров