«чтобы пригласить пьера кардена к себе домой, слава зайцев обшарпанные стены однокомнатной квартиры оклеил Собственными эскизами»
«Кульминацией стал выход Дома «Шанель». Я смотрела их показ 12 раз!»
- Мода в Украине создавалась и во времена СССР, — рассказывает Лидия Авдеева. — Были известные модельеры, были знаменитые модницы. И, конечно же, были показы. Например, в 1967 году в Москве проводился первый международный фестиваль моды! В фестивале участвовали 24 страны — Австрия, Англия, Бельгия, Голландия, Франция, Италия, США Это был настоящий карнавал: разноцветные блики, вертящиеся зеркала, танцевальные движения манекенщиц Англичане демонстрировали вельветовые пальто и дождевики из лакированной ткани, американцы — молодежные костюмы в ковбойском стиле, шведы — спортивную одежду Кульминацией стал выход Дома «Шанель». Я смотрела их показ 12 раз!
Манекенщицы, казалось, не касались земли! Возраст от 30 до 40 лет. Они демонстрировали знаменитые шанелевские деловые костюмы и вечерние туалеты. Все были в шанелевских бежевых «лодочках» с черным носком. В то время, когда девушки словно парили над подиумом, звучал французский аккордеон. На большом киноэкране, служившем фоном, показывали виды Парижа.
- А саму Коко Шанель вы видели?
- Нет, она не приезжала. Но коллекция потрясала. На ее фоне все бледнело, абсолютно все! Я могла бы смотреть эти показы Шанель еще и еще. И знаете, в чем заключался секрет? В выражении лиц французских манекенщиц. Они смотрели так, словно вышли именно «для тебя» и только «для тебя». Особый французский шарм
- А чем поражал мир Советский Союз?
- Одной из лучших коллекций по мотивам древнерусского деревянного зодчества была коллекция, выполненная Славой Зайцевым. Его манекенщицы все были звездами, хотя звездой никто себя не считал.
Лидия Васильевна достает из книжного шкафа журнал «Москва. Осень-зима, 1967/68. Мода», выпущенный специально к фестивалю.
- Сегодня это уже раритет (улыбается). Видите, Слава Зайцев в качестве модели. Он всегда был очень стильным. Хотя мало кто знает, что он из очень бедной семьи! Его мама тяжело трудилась на ивановском текстильном комбинате. С этого комбината и пошел его интерес к моде — там ведь такое разнообразие ситцев было! Мы с ним до сих пор общаемся. Он не раз приезжал в Киев. Когда его приглашали, обычно спрашивал шутя: «А поесть дадите?» И мы в Доме моделей обязательно накрывали для него шикарный стол. А когда ехали к нему в Москву, непременно везли «Киевский торт».
- Наверное, трудно угодить гурману? Я видела передачу, где он рассказывал, что даже когда садится за стол один, сервировано должно быть на восемь персон. Иначе нет праздничной атмосферы.
- Мы его угощали обычными вещами — первой черешней, клубникой Колбасой, салом, молодой картошечкой Он шутил, что бездомный — всю жизнь на работе. Может быть, сейчас и стал гурманом. А в конце 60-х — начале 70-х от гурманства далек был. Жил в однокомнатной квартире, требующей капитального ремонта. Когда в 70-е в Москву приехал Карден, Слава, чтобы пригласить к себе домой мэтра моды, все стены в квартире оклеил своими эскизами.
Многие, глядя на Славу сегодня, завидуют ему, думают: мол, как сыр в масле катается. А он через такое прошел! В 70-е годы его вынудили уйти из общесоюзного Дома моделей за общение с иностранцами. Правда, уже через год Зайцев создал свой первый в СССР Дом моды, который существует по сей день.
«Золотным шитьем с древнерусским орнаментом было расшито сари в подарок премьер-министру Индии Индире Ганди»
- Недавно прочла в одной из газет, что буквально на днях в Южной Корее распустили спецподразделение полиции, которое с 70-х годов прошлого века следило за длиной женских юбок. И демонстрация женских ног наконец-то исключена из сводок мелких правонарушений. Наверняка для художника-модельера в СССР тоже существовало табу?..
- Будете удивлены, но длина женских юбок и платьев у нас никак не регламентировалась. Я сама носила мини — ровно до половины бедра! Блюстители нравов, однако, обнаруживались в самых неожиданных местах. К примеру, однажды в летний зной я шла по Крещатику в сарафанчике на узких бретельках. Возле Главпочтамта меня остановил милиционер и потребовал: «Наденьте кофточку!» (Cмеется. )
А как-то меня не пустили в гипюровой блузке на телевидение. Это был «густой» темно-синий гипюр — абсолютно непрозрачный. Но Пожалуй, единственный запрет был не использовать в моде религиозную символику. Время-то было атеистическое! Когда я готовила коллекцию нарядов с золотным шитьем «София Киевская», посвященную 1500-летию Киева, крест пришлось заменить каштановым листом.
- Скажите, и сколько стоило бархатное платье с золотным шитьем?
- Понятия не имею. Они не продавались. Только одно из них — цвета морской волны — попало в гардероб Рады Гавриловны Щербицкой. Позже Рада Гавриловна отдала его в Новгород-Северский музей. Эти бархатные платья были еще в вишневом и темно-синем цветах. Когда мы показывали коллекцию, публика вставала! Золотное шитье — уникальная техника, появившаяся в Киевской Руси в X-XI веках. Использовалась исключительно в церковном облачении, плащаницах, хоругвях, княжеском убранстве. А занимались этим ремеслом только монахини и княжеские дочери! В СССР же — только в декоре генеральских погон. Сейчас коллекция «София Киевская» экспонируется в Новгород-Северском музее «Слово о полку Игореве». Кстати, золотным шитьем с древнерусским орнаментом расшито было также сари в подарок Индире Ганди! Это было шелковое сари брусничного цвета с древнерусским орнаментом.
- Лидия Васильевна, будучи художником-модельером Киевского Дома моделей, вы колесили по всему миру
- Первый раз я попала за границу в 1966 году. Мне было 23 года. По путевке нашего Дома моделей я и моя подруга Галя оказались в Брюсселе. Потрясало все: Северное море, природа необыкновенной красоты, Брюссель, Антверпен Сопровождавший нас гид влюбился в Галю. Но она ничего не понимала по-французски, а он по-русски. Я же учила французский в школе и стала их переводчицей.
18 дней и ночей Галин ухажер нас развлекал. Где мы только не были с ним! Ночные бары, даже на стриптиз попали! За все время спали мы только одну ночь! Днем дремали в автобусе
Приехав в Киев, я поделилась впечатлениями с одной коллегой. А спустя время меня вызвали в ЦК комсомола и попросили задуматься над поведением. Коллега написала на меня анонимку. Из ЦК я вышла в слезах, шла по улице и рыдала. Ведь через несколько месяцев я собиралась на стажировку в Париж! Поездка «накрылась». На целых 14 лет я стала невыездной. Зато потом как начала ездить, остановить меня уже было невозможно (улыбается).
«Купить собственные разработки не получалось — для меня это было не по карману»
- Что больше всего вас поразило в заграничной моде, в том, как одевались европейские женщины?
- Мир одевался скромно, но качественно. Помню, как, побывав в Брюсселе на одной из швейных фабрик, я была потрясена: швеи в розовых халатиках работали под легкую музыку, их лица светились Поразило и то, что пуговицы окрашивались в тон плаща — у нас до таких нюансов не доходило А цветовая гамма! Столько оттенков шерсти и шелка, казалось, и придумать нельзя.
- Что необычное привозили себе из-за границы?
- Из первой поездки привезла пластинку «Битлз». Потом — книги, журналы мод, обувь, одежду. Из Канады, помню, — лайковые брюки. Это было начало 80-х, у нас таких не было и в помине
- Наверняка для себя всегда разрабатывали эксклюзив?
- Нет. Для себя шила мало. Очень мало! Просто не успевала. Да и купить собственные разработки не получалось — для меня это было дорого.
- Кто ваши любимые модельеры?
- Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. Когда Карден в начале 90-х привозил свою коллекцию в Киев, я вдруг поняла: вещь Мастера вне моды. Одежда в его исполнении — произведение искусства. Она, как картина, сколько бы лет ей ни было, не устаревает. Коллекцию Ив Сен-Лорана я смотрела в Москве в середине 80-х. У него было шесть залов — русский, африканский, свадебный, ювелирный
Я была потрясена: он прочувствовал Россию так, что не всегда русские ее так чувствуют! Фантастическое ощущение культуры. Он — член национальной академии художеств. Без Ив Сен-Лорана ни одно культурное событие во Франции немыслимо! Даже чемпионат по футболу открывался грандиозным показом ретроспекции всех его коллекций.
- Сегодня следите за модой?
- Конечно! Я ведь преподаю в Институте декоративно-прикладного искусства имени Бойчука. И быть в курсе всех тенденций — моя обязанность. Мода — такой интересный мир! Часто думаю: мне повезло в жизни вытащить счастливый билет, я очень благодарна за это судьбе.
1197Читайте нас в Facebook