«мы боролись до конца, чтобы судно спасти, чтобы не было претензий от хозяев «одiskа». Люди нам помогли, спасибо им»
- Чрезвычайная ситуация произошла в Ялтинской акватории около половины одиннадцатого 5 января, — объяснил помощник начальника ГУ МЧС Украины в Автономной Республике Крым Владимир Иванов. — Шедшее из Керчи в сторону Босфора грузовое судно «ODISK» встало на рейд и послало сигнал «SOS» на берег. Сухогруз шел под флагом Сьерра-Леоне, порт приписки, и перевозил из Керчи две тысячи тонн ферросиликомарганца Новокузнецкого ферросплавного завода. Это дорогостоящее вещество используется в металлургической промышленности для производства высоколегированных сталей.
Капитан сообщил, что его команда отравилась, состояние людей вызывает опасения и срочно требуется помощь. На борту находились 10 человек (трое — граждане России и семь — Украины). 23-летний матрос-украинец из Керчи скончался. К кораблю был послан буксир, на борту которого находились спасатели МЧС и медики ялтинской «скорой помощи».
«Некоторые симптомы — тошноту, рвоту, слабость — моряки списывали на шторм, в который попал «ОDISK»
- С борта «ОDISKа» сразу сняли четырех членов экипажа, которые чувствовали себя плохо, — говорит Олег Стеблий, заместитель министра здравоохранения Крыма, курирующий медицину катастроф. — Первоначальный диагноз, который поставили врачи «скорой», — отравление неизвестным ядом. На катере по пути к берегу скончался еще один человек — 26-летний электромеханик из Ростова-на-Дону. Остальных в тяжелом состоянии госпитализировали в реанимационное отделение Ливадийской больницы. Один из пострадавших — механик судна севастополец Сапсай — был в крайне тяжелом состоянии. У него сразу развился отек легкого, врачи перевели его на искусственную вентиляцию легких.
О случившемся сообщили в крымский республиканский Центр медицины катастроф. На место выехала бригада токсикологов во главе с главным токсикологом Минздрава Крыма Александром Шерешом. Оставшиеся на борту пять человек, в том числе капитан, не хотели оставлять судно. Ведь сухогруз шел под флагом Сьерра-Леоне, и морякам надо было фактически пересекать границу нашего государства. Но Олег Стеблий настоял на их госпитализации. Как оказалось позже, это спасло людям жизнь.
- Те члены экипажа и капитан, которых по нашему настоянию все же госпитализировали, поначалу не жаловались на здоровье, — продолжает Олег Стеблий. — Некоторые симптомы — тошноту, рвоту, слабость — моряки списывали на шторм, в который попал «ОDISK». Дескать, укачало Но медики понимали, чем может обернуться отравление фосфином: мгновенно развивается отек легких. Так, к примеру, случилось с механиком судна. Опоздай медики на 20-30 минут Можно считать, что человек в рубашке родился!
Все члены экипажа сухогруза находятся в Ливадийской больнице. Их состояние медики оценивают как средней степени тяжести. Ситуацию постоянно контролирует министр здравоохранения Крыма Сергей Донич. По его поручению пострадавшие моряки обеспечены самыми эффективными и дорогостоящими медикаментами. Выделили деньги на лечение своих работников и хозяева судна.
Пока медики боролись за жизни моряков, на сухогруз направилась оперативная группа МЧС: специалисты химической разведки и медико- биологического обеспечения. Оказалось, что в случившемся несчастье виноват газ фосфин, обнаруженный в воздухе. Как объяснили специалисты, ядовитый газ выделяется из ферросилиция при воздействии на него водяного пара и воды. Фосфин относится к химическим веществам 1-го класса опасности (чрезвычайно опасным).
30 часов буксир ВМС Украины «Кременец» вел сухогруз до Керчи
- Причиной всего произошедшего можно точно назвать несоблюдение правил техники безопасности при транспортировке и погрузке опасного вещества, — говорит начальник ГУ МЧС Украины в Автономной Республике Крым Александр Мазилин. — При погрузке, как сообщили члены команды, в Керчи шел дождь, и ферросилиций вступил в химическую реакцию с водой. На судне отсутствовала нормальная вентиляция, а люди работали без противогазов. Кроме того, моряки не имели опыта перевозки подобных грузов.
На рассвете 6 января буксир с сотрудниками МЧС и медиками подошел к судну с ядовитым грузом. Специалисты-химики провели необходимые замеры проб воды и воздуха. Отравляющие вещества отсутствовали как вблизи корабля, так и на его палубе. Однако в надстройке корабля проведенные исследования показали превышение ПДК фосфина и увеличение его концентрации по мере приближения к трюмам с грузом до 200(!) раз.
После этого к «ODISKу» вновь вышел портовый буксир, на борту которого находились министр МЧС Украины Нестор Шуфрич, руководивший операцией, премьер-министр Крыма Виктор Плакида. Было принято решение срезать якоря и отбуксировать судно с грузом в место его загрузки — керченский порт, где есть соответствующие пирсы и условия для хранения. 30 часов буксир ВМС Украины «Кременец» вел сухогруз до Керчи. «ODICK» будут разгружать только при сухой погоде и со всеми необходимыми предосторожностями.
Как сообщил Александр Мазилин, сейчас корабль не представляет никакой угрозы для работников порта и жителей города. Как и прежде, газ фосфин обнаружен только в машинном отделении и глубже — в галереях. Судно принудительно проветривают. А когда установится сухая погода, выгрузят ферросиликомарганец на берег, чтобы военные химики смогли продолжить следствие. По выводам специалистов, угрозы для жителей Керчи нет.
По факту смерти моряков прокуратура Крыма возбудила уголовное дело. Правоохранителям предстоит найти и виновных в трагедии.
- Мы старались и боролись до конца, чтобы судно спасти, чтобы не было претензий от судовладельцев, — сказал капитан сухогруза Виктор Коршунов. — Люди нам помогли, спасибо им.
287
Читайте нас в Facebook