Офицер «кобры» виталий савчук: «крутые» водители пугать нас боятся, потому что знают: на нас «телефонное право» не действует»
О спецподразделении «Кобра», которое уже около десяти лет существует при Департаменте ГАИ МВД Украины, знают все автомобилисты. Многие его уважают, некоторые даже побаиваются. Но вот как работают сотрудники этого спецподразделения, знают немногие. В числе нескольких журналистов корреспондента «ФАКТОВ» пригласили посмотреть, как же борются с нарушителями на дорогах парни с кобрами на шевронах.
В тот день министр внутренних дел поставил перед подразделением четкую задачу: жестко отработать Киев. Инструктируя перед выездом на маршруты около трех десятков сотрудников «Кобры», заместитель начальника этого спецподразделения полковник Аркадий Борисенко был краток: «Работать жестко. Пресекать любые нарушения, невзирая на марку автомобиля и «корочку» его владельца. Обращать особое внимание на пассажирский транспорт».
«Самые дисциплинированные водители — в Донецке, а самый проблемный город — Харьков»
В экипаже, к которому «прикрепили» журналиста «ФАКТОВ», — двое старших инспекторов дорожно-патрульной службы специального подразделения «Кобра»: старшие лейтенанты Александр Хмелюк и Виталий Савчук. Пока наш «Фольксваген-Пассат» по утренним улицам добирается от проспекта Победы, где дислоцируется «Кобра», до места патрулирования — в район Харьковского шоссе, — беседую с моими спутниками о наставлениях, полученных в ходе инструктажа.
- Вам сказали не обращать внимания на «корочки». Народные избранники, к примеру, часто ими «злоупотребляют»?
- Депутаты как раз и не нарушают, потому что ездят с водителями, — говорит Александр Хмелюк. — А недавно у нас такой случай был. Когда в Житомирской области остановили одного народного депутата, нас поразило то, что и он, и его жена, и ребенок были пристегнуты ремнями безопасности. Я думаю, что таких народных избранников в пример нужно ставить. А вот помощники депутатов очень часто нарушают. Для них заплатить 17 гривен штрафа — это ничто. Порядок на дорогах появится только тогда, когда действительно повысят штрафы.
- А случается, что запугивают или взятку предлагают?
- Пугать боятся, потому что знают: на нас «телефонное право» не действует. Что же касается взяток, то несколько раз было такое. Но у них ничего не получилось, — говорит Виталий Савчук. — Мы составили протокол и для дальнейшего разбирательства передали его в местный райотдел милиции.
- Сейчас многие говорят о том, что культура вождения в стране повышается. Как по-вашему, где в Украине самые культурные и дисциплинированные водители?
- По работе приходится бывать в разных регионах Украины, — продолжает Виталий. — На мой взгляд, самые дисциплинированные водители в Донецке, а вот самый проблемный город в плане культуры вождения — соседний Харьков.
- А кто более дисциплинирован — мужчины или женщины?
- Женщин из общего числа нарушителей всего двадцать процентов, — говорит Александр Хмелюк. — Это связано с тем, что женщины стараются более внимательно вести автомобиль, а мужчина чувствует себя на дороге королем.
Вот мы и на месте патрулирования. Служебный автомобиль останавливается на Харьковском шоссе в квартале от поворота на Бориспольскую трассу. Уже меньше чем через пять минут Виталий Савчук фиксирует на «Беркуте» (приборе для определения скорости движения автомобиля) скорость 106 километров в час. Это при допустимых 60 плюс 20. С такой скоростью нам навстречу несется джип «Мерседес». Взмах жезлом, свисток — и джип останавливается у обочины.
Пока Виталий занят беседой с водителем и составлением протокола, интересуюсь у Александра, чем обычно нарушители мотивируют превышение скоростного режима.
- Тем, что спешат — на встречу, на работу, — с ироничной улыбкой отвечает Александр Хмелюк. — А правила дорожного движения ему не нужны: проезжает на «красный», пешеходов на переходах не пропускает, потому что у него якобы важная встреча
За неполных два часа патрулирования Виталий и Александр составили восемь протоколов о нарушении скоростного режима.
- За смену в среднем мы с напарником сдаем до 20 протоколов, — прокомментировал «урожай» Виталий Савчук.
Свадебный кортеж отпустили быстро — офицеры «вошли в положение»
На некоторое время на дороге установилось затишье.
- Александр, а в «Кобру» попасть сложно?
- На работу берут только тех, кто уже отработал в ГАИ пять лет. При этом очень большое внимание уделяется физической и боевой подготовке. Ну и, конечно, знанию законодательства и всех тонкостей работы в ГАИ. Ведь нам приходится не только штрафовать нарушителей. Нужно уметь отличить фальшивый документ, перебитые или вваренные номера кузова автомобиля. И, конечно, приходится участвовать в задержаниях. Вообще, это работа, без преувеличения, для настоящих мужчин.
В это время Виталий останавливает «Ауди-ТТ» с транзитными номерами и заглядывает под капот: идет проверка на угон. После осмотра автомобиля он возвращается к патрульному «Фольксвагену» и с помощью ноутбука проверяет автомобиль по базе данных. Через несколько минут документы возвращаются законному владельцу с пожеланием счастливого пути.
Мои собеседники объясняют: в последнее время участились случаи угонов автомобилей марки «Ауди», вот и приходится уделять им особое внимание, тем более если у автомобиля транзитные номера.
А вот и казус. Виталий Савчук останавливает свадебный кортеж, среди автомобилей которого — «Ауди» представительского класса. Выскочившие из автомобилей жених с друзьями просят побыстрее отпустить их — они уже опаздывают к невесте. Через пять минут, после сверки номеров агрегатов и проверки по базе данных, кортеж отправляется в путь.
День подходит к концу. Увы, ни погонь с перестрелками, ни бравирования «крутыми корочками» увидеть так и не удалось. Это только в кино ни дня без подвига, а здесь — обычная рутинная работа. Всего, по словам Аркадия Борисенко, за рейд сотрудниками «Кобры» было задокументировано 341 нарушение Правил дорожного движения, из них 153 случая превышения скорости, 118 — игнорирования требований знаков и дорожной разметки и 41 проезд на запрещающий сигнал светофора. Изъяты также два фальшивых техпаспорта.
666
Читайте нас в Facebook